Войти в почту

Германия посадит беженцев в тюрьмы

Миграционный кризис, разразившийся в ФРГ несколько лет назад, набирает новые обороты. Сотни тысяч мигрантов пребывают на территории ФРГ с неопределённым статусом, многие из тех, кому отказано в убежище, под любым предлогом не хотят покидать страну. МВД Германии всерьёз взялось за решение этого вопроса. Но жёсткие меры, инициируемые ведомством, наталкиваются на серьёзное противодействие внутри правительства. А новый законопроект по ужесточению норм депортации беженцев, подразумевающий возможность их тюремного заключения, угрожает конфликтом в правящей коалиции.

Германия посадит беженцев в тюрьмы
© Sachelle Babbar/ZUMAPRESS.com/Global Look Press

С момента прихода на пост министра внутренних дел экспрессивного баварца Хорста Зеехофера, давно и последовательно критиковавшего Меркель за непродуманную миграционную политику, в решении данной проблемы наметились некие подвижки. Зеехофер взвалил на себя груз непопулярных решений, направленных на заметное ужесточение законодательства. В германском МВД разработали проект закона «об упорядоченной депортации». Основная идея документа — не только максимально упростить саму процедуру, но и создать законодательные рамки для ареста и заключения не исполняющих данный закон мигрантов. По замыслу министра Зеехофера, те, кто уклоняются от депортации, должны быть направлены под надзор до исполнения решения о выдворении из страны.

Сейчас по всей Германии существует около 500 специальных пунктов временного содержания депортируемых мигрантов, и этого явно недостаточно. Поэтому документ предусматривает оборудование специальных «мигрантских зон» в обычных тюрьмах. Это вызвало волну критики и острых обсуждений, а также спровоцировало очередной кризис в правящей коалиции — социал-демократы скептически отнеслись к такому предложению и намерены блокировать этот законопроект.

Одно из опасений, помимо понятных исторических аллюзий, заключается в том, что многочисленные организации помощи мигрантам и волонтёрские объединения будут де-факто криминализированы. Правозащитная организация Pro Asyl уже назвала эту инициативу «несостоятельной».

В ряду мер, также направленных на серьёзное снижение миграционного потока — недавние поправки в законодательство о признании трёх североафриканских стран (Туниса, Алжира и Марокко) «неопасными». В этот список вошла и Грузия. Это означает, что у мигрантов из этих государств «больше» права на убежище — на основании лишь страны происхождения.

Стоит отметить, что это уже вторая попытка провести данный законопроект. В 2017 году его заблокировали в верхней палате парламента «зелёные» и левые. По их мнению, в странах Магриба недостаточно развиты правовые институты, что может угрожать людям, а также законодательно преследуется гомосексуализм. Похожая ситуация складывается и с нынешним законопроектом: он ещё не прошёл все стадии утверждения, а вокруг него уже развернулась широкая дискуссия. Так, например, правозащитная организация Amnesty International, настаивает на том, что в этих странах практикуются пытки, преследование и дискриминация. В связи с этим заседание в верхней палате парламента по согласованию этого закона решили пока отложить.

По данным ведомства по делам мигрантов, на конец 2018 года в Германии официально оставались более 230 тысяч беженцев, подлежащих депортации. Большая часть из них не имеет никаких документов, подтверждающих личность. Именно поэтому власти Германии не могут выдворить их из страны. При этом нередко получается так, что к тому моменту, когда паспорта восстанавливаются, некоторые из них попросту исчезают из временных центров. В прошлом году выдворить из страны удалось лишь 26 тысяч человек. Конечно, среди беженцев есть и преступники. Их, как правило ловят на уличных кражах, мелком грабеже и хулиганстве. Особую проблему для МВД страны представляют мигранты из Сирии — власти не имеют законного права отправить их на родину, так как Сирия не входит в список безопасных стран.

Напомним, в 2015 году Ангела Меркель объявила, что Германия открывает границы ФРГ для сотен тысяч мигрантов с Ближнего Востока. Единовременный поток переселенцев, хлынувший в страну, спровоцировал фактический коллапс — ведомства не справлялись с оформлением заявок, не хватало мест временного размещения, не было чёткой стратегии по дальнейшей интеграции. За это время, по экспертным оценкам, в ФРГ прибыло более полутора миллиона беженцев.

Причины такого решения канцлера до конца не ясны. Ряд аналитиков полагает, что таким шагом она хотела продемонстрировать приверженность либеральным ценностям, «культуру гостеприимства» и новое лицо современной, миролюбивой и мультикультурной Германии. При этом последствия оказались не просчитаны. Высказывалась также версия о том, что наплыв мигрантов, получающих государственное пособие, позволит в перспективе снизить уровень социальных выплат по всей стране, тем самым уменьшив нагрузку на бюджет. Ряд экспертов связывали это с попыткой насытить рынок труда дешёвой рабочей силой. Звучали и более экзотические версии — канцлер оказалась заложницей закулисных договорённостей, так как уверенный рост германской экономики всерьёз беспокоил финансовые элиты США.