Джон Дюпон был одним из богатейших людей Америки, а по совместительству и страстным поклонником спорта. В 1980-х аристократ увлекся борьбой и на своей ферме Foxcatcher («Охотник на лис») организовал настоящий инкубатор для будущих чемпионов. К его команде со временем присоединились национальные герои — братья Дэвид и Марк Шульцы, мечтавшие о победе на Олимпиаде. Но вместо похода за золотом Дюпон привел их к трагедии. О судьбе и борьбе богатого мецената — в материале «Ленты.ру».
Мечта одинокого мальчика
Джон Дюпон был наследником целой империи: его предки сколотили состояние на продаже пороха еще в XIX веке. А в 1980-х мистер Дюпон был известен, как владелец огромного состояния, главный филантроп Америки и весьма эксцентричная личность.
Дюпон был человеком разносторонним. Автор нескольких трудов по орнитологии, увлеченный филателист, страстный любитель спорта. Но увлеченность и большие деньги не могли восполнить недостатка способностей, поэтому большого спортсмена, даже национального уровня, из Джона не вышло. И когда возраст взял свое, миллионер прекратил всякие попытки снискать спортивную славу и направил все свои силы и финансовые возможности на поддержку молодого поколения.
Движимый мечтой сделать США спортивной державой номер один, богач устроил на собственной земле огромный тренировочный комплекс. Атлеты со всей страны приезжают на базу клуба Foxcatcher. Дюпон не жалеет сил и денег на пентатлон, триатлон, плавание и легкую атлетику. Он становится ангелом хранителем любительского спорта и, судя по вовлеченности в процесс, на полном серьезе считает себя тренером молодых американских атлетов.
Но особое внимание миллиардер уделял вольной борьбе. У американцев были сильные традиции, развитая система студенческих турниров. Но как только борцы покидали стены учебных заведений, им становилось непросто выдерживать конкуренцию на международных соревнованиях. Причина проста: американские любители вместо того чтобы тренироваться с утра до вечера, были вынуждены искать работу, чтобы сводить концы с концами. В то время как спортсмены из СССР, даже те кто выступал на союзном уровне, не говоря уже о международном, могли отдавать спорту все свое время. Формально они числились на предприятиях, куда приходили только в дни зарплаты.
Советские борцы вышли на международную арену только в 1950-х. Но они быстро установили господство: советские «любители» на деле вполне профессионально занимались спортом, пользуясь поддержкой со стороны властей. А в США вольники-любители были предоставлены сами себе, поэтому предложение о помощи, которое господин Дюпон отправил американской федерации, было принято сразу же.
Чтобы понять чиновников, достаточно бросить взгляд на статистику. С 1967 по 1991 годы Советы безраздельно властвовали на чемпионатах мира, каждый раз прибирая к рукам первое место в командном зачете. В Кубке Мира по борьбе ситуация у американцев тоже была печальной. С момента основания турнира (1973 год) сборная СССР лишь дважды уступила звездно-полосатым первое место. Господство СССР продолжалось вплоть до 1990 года.
Дюпон стал спонсором американской вольной борьбы и пригласил в свою команду лучших представителей этого вида спорта. Главными «охотниками на лис» стали братья Шульц — Дэвид и Марк. Оба завоевали золото на Играх в Лос-Анджелесе в 1984-м. Марк оказался более сговорчив: на Олимпиаду в Сеул в 1988-м он уже готовился в Foxcatcher.
Старший Шульц примкнул к амбициозному проекту только в 1990 году. Он стал тренером молодых борцов на ферме Дюпона и единственным, чьи отношения с миллиардером хотя бы напоминали дружеские.
Дэвид приехал на Foxcatcher уже в 30-летнем возрасте. Борец вовсю тренировал, но мечтал еще об одном олимпийском золоте. Дюпон предлагал условия, о которых тогда можно было только мечтать: возможность сфокусироваться на тренировках, живописные просторы пригорода Филадельфии, дом для его семьи — старший Шульц привез на ферму Дюпона жену и двоих детей.
Увлечение спортом, к которому у самого Дюпона способностей не было, уходит корнями в его детство. С рождения он жил в роскоши. Точнее, ограждаемый этой роскошью от остального мира. Его родители расстались, когда будущему меценату было всего два года, он рос закрытым ребенком, лишенным общения со сверстниками. Строгое аристократическое воспитание угнетало мальчика.
Возможно, именно поэтому уже постаревший Дюпон так тянулся к борьбе. Она была не только спортом, но и особой субкультурой. Делом для простых работяг, где причудливо уживаются соперничество и братство, чего так не хватало Джону в детстве и юности.
Субтильный Дюпон хотел быть похожим на раскрепощенных и крепких атлетов. И даже в свои 55 участвовал в турнирах. Хотя соревновательный момент существовал только в его голове: ветераны делали вид, что сопротивлялись. Они уступали Дюпону на мате, а потом получали доллар-другой от борцов Foxcatcher. Они видели в мультимиллионере ребенка, которому просто нужно немного подыграть, чтобы он был чуточку счастливее.
Падение
На странности Дюпона обитатели и гости клуба Foxcatcher реагировали снисходительно. Борцы «проглатывали» его тренерские наставления и время от времени давали побороть себя на матах. Но с годами миллионер перестал быть просто чудаковатым.
Он мог часами снимать на видео лес рядом с фермой, чтобы потом вглядываться в запись и искать глазами странные шевеления, призрачные силуэты и прочее. Он и борцов заставлял иногда сидеть рядом. Вопрос «Ты видел это?» заставлял их врасплох. Босс дурачится или вправду ищет демонов?
Дюпон становился параноиком, но проблема словно растворялась в коридорах его фамильного дома и на просторах владений. Однажды Джон въехал на своем автомобиле в пруд. Многие решили, что это случайность: машину занесло, а старик Дюпон просто не справился с управлением. Но на следующий день миллионер сделал то же самое.
Возможно, таким образом он привлекал к себе внимание. Дюпон выстроил для спортсменов уютный мир, но сам, по сути говоря, оставался в нем чужаком. Своим в доску для борцов был именно Дэйв Шульц — веселый бородач, влюбленный в спорт. Для ребят он был и другом, и тренером, да и посредником в попытках достучаться до Дюпона. Некоторые из резидентов фермы побаивались лично попросить что-либо у главного тренера.
Психическое состояние Дюпона продолжало ухудшаться. В какой-то момент он выгнал из своего клуба всех чернокожих борцов. Ситуация могла спровоцировать мощный скандал, но в ассоциации, как оказалось, больше дорожили связями с Дюпоном, чем репутацией. Они просто напросто закрыли глаза на его выходку. По одной из версий, Дюпон начал испытывать страх смерти — и черный цвет его пугал.
Шульц видел, что его босс не в порядке, но желание вновь стать чемпионом заставило его остаться в Foxcatcher. Даже не смотря на проблемы в семье — ссоры возникали из-за того, что супруга Дэйва перестала чувствовать себя в безопасности и все чаще заводила разговор об отъезде.
Однажды миллионер пришел к дому Шульца с ружьем. Вообще, оружия у мистера Дюпона хватало. Он за символическую зарплату трудился запасным офицером полиции округа. На его ферме полицейские устраивали стрельбы. И много важных людей регулярно наведывались к нему на охоту.
Дюпон в тот вечер был пьян. У Шульца хватило настойчивости не пустить старика в дом.
«Многие из нас виновны в том, что закрывали глаза на перемены в Дюпоне», — вспоминает Курт Энгл, один из тех, кто тренировался под руководством Шульца. По его словам, Дэйв по состоянию на 1996 год был готов покинуть ферму. Он собирался доработать до Олимпиады и после уйти от Дюпона.
Но все сложилось иначе. 26 января 1996-го Дюпон остановился на своей машине около дома Шульца. «Как дела, коуч?» — бросил добродушный Дэйв. Но в ответ раздались выстрелы. Миллионер выпустил несколько пуль в своего лучшего тренера. И оставил его умирать на руках супруги. До Олимпиады оставались считанные месяцы.
Сам Дюпон занял оборону в своем особняке и наотрез отказывался от переговоров с полицией. Тогда стражи порядка решили воспользоваться морозной погодой, чтобы выманить Дюпона. Они отключили подачу топлива к бойлерам отопления и схватили миллионера, когда тот замерз и выбрался из укрытия, чтобы разобраться с неполадкой.
Курт Энгл, тренировавшийся у Шульца, покинул Foxcatcher вскоре после трагедии. Он продолжил подготовку к Олимпиаде в борцовском клубе в Атланте, открытом в память о Дэйве, и завоевал золото на тех Играх.
Дюпон получил тюремный срок за убийство третьей степени. Аристократ скончался в заключении в 2010 году в Laurel Highlands, тюрьме нестрогого режима, где в основном содержались преступники с ментальными расстройствами. Фамильный особняк и другие постройки фермы сгинули под гусеницами бульдозеров. Впоследствии на месте фермы вырос квартал элитного жилья.