Войти в почту

Обманчив хрупкий идеал: почему жители Рио-де-Жанейро с надеждой ждут танков на улицах

В фильме "12 стульев" герой Андрея Миронова пел о "рокоте прилива" и о "южном размахе" бразильского Рио-де-Жанейро. Вряд ли он бы мог предположить, что через несколько десятков лет подлинного "размаха" в этом городе достигнет не туризм и не объем продаж недвижимости, а преступность. Причем речь идет не об обаятельных мошенниках вроде условного Остапа Бендера, а об известных своей жестокостью бандах наркоторговцев, а также об отчаявшихся жителях трущоб, готовых напасть на прохожего ради нового смартфона.

Почему жители Рио-де-Жанейро с надеждой ждут танков на улицах
© AP Photo/Silvia Izquierdo

Постоянный рост числа убийств и грабежей вынудил президента Бразилии Мишела Темера объявить о передаче вооруженным силам контроля за общественной безопасностью в регионе. Однако эти чрезвычайные меры пока не принесли результатов.

Насилие в цифрах

Впервые я побывала в Рио-де-Жанейро в 2009 году. Тогда местные жители настойчиво советовали мне и моим коллегам не выходить на набережную после захода солнца, чтобы не попасть в руки грабителей. В 2015 году, когда я приехала в Бразилию в качестве корреспондента ТАСС, ситуация казалась более обнадеживающей. Рио-де-Жанейро готовился к Олимпийским играм, показатели преступности снижались, и, соблюдая некоторые меры предосторожности, по городу можно было перемещаться практически в любое время суток.

Конечно, инциденты случались, но они казались единичными. Туристам предлагались экскурсии в фавелы — городские трущобы, где большое влияние имеет наркомафия. Живописное расположение этих районов на склонах холмов привлекало гостей Рио-де-Жанейро, несмотря на проблемы с безопасностью (а может и благодаря им). Наиболее отчаянные путешественники посещали фавелы не в составе организованных групп, а самостоятельно.

Сейчас встретить таких смельчаков гораздо сложнее. В условиях неопределенности, связанной со сменой власти в Бразилии, а также на фоне экономического кризиса в этой стране, ситуация в сфере общественной безопасности стала ухудшаться. Выяснилось, что по итогам 2016 года правительство не смогло добиться снижения показателей насилия. Институт общественной безопасности штата Рио-де-Жанейро сообщил, что число умышленных убийств в регионе выросло почти на 20% по сравнению с 2015 годом.

В 2017 году, по данным той же организации, число жертв преступников продолжило расти. В результате умышленных убийств в прошлом году в регионе скончались 5332 человека против 5033 в 2016 году. При сопротивлении полиции при задержании за этот же период погибли 1124 человека — это на 21,5% больше, чем в 2016 году, когда было зафиксировано 925 подобных инцидентов.

Без мобильных и украшений

Впрочем, эти сухие числа не в полной мере отражают уровень риска, с которым ежедневно сталкиваются горожане. Каждый житель Рио-де-Жанейро может привести более наглядные примеры того, как проблемы общественной безопасности затрагивают лично его и его семью. Неоднократно перестрелки в одной из фавел приводили к закрытию скоростной автомагистрали "Желтая линия" (Linha Amarela) — она соединяет район Барра-да-Тижука, где расположено представительство ТАСС, с международным аэропортом имени Антониу Карлоса Жобима (другое название — Галеау). Если раньше, встречая своих гостей, я ездила именно этой дорогой, то теперь предпочитаю делать "крюк" через южную — более безопасную часть города.

Все жительницы Рио-де-Жанейро знают, что не стоит надевать дорогие украшения, выходя на улицу. Да и недорогие тоже: не каждый грабитель способен на бегу распознать стоимость колец или ожерелья, поэтому лучше не рисковать. И если я без сожалений могу отказаться от любых аксессуаров и даже оставить дома обручальное кольцо, то для кого-то это проблема.

Гораздо сложнее с мобильным телефоном: корреспондент всегда должен поддерживать связь с редакцией, но именно смартфоны являются любимой "добычей" преступников в Рио-де-Жанейро. Шансы лишиться сотового на улицах этого города очень высоки, поэтому многие не покупают слишком дорогие аппараты.

Кстати, именно пристрастие грабителей к мобильным телефонам недавно вынудило представителей местных властей выпустить специальное обращение к туристам. В середине февраля правоохранительные органы попросили их не фотографироваться во время карнавала.

"Жалко просить человека не делать селфи, не фиксировать праздничные минуты, но, к несчастью, это реальность, в которой мы живем", — заявил пресс-секретарь военной полиции майор Иван Блаз.

Военные против "метастазов"

Конец 2017 — начало 2018 года в Рио-де-Жанейро ознаменовались новым всплеском насилия, вызванного столкновениями между местными бандами наркоторговцев. Губернатор штата Луис Фернанду Пезау признал, что региональные власти оказались не готовы противостоять действиям преступников. 16 февраля, вскоре после этого заявления, президент Бразилии Мишел Темер издал указ, согласно которому командование региональными правоохранительными органами было передано армии. Ответственным за операцию был назначен генерал Уалтер Соуза Брага, который обеспечивал безопасность во время Олимпийских игр в Рио-де-Жанейро в 2016 году.

По словам главы государства, решение о привлечении военных связано с тем, что организованной преступности "почти удалось взять под контроль штат Рио-де-Жанейро". "Ее метастазы распространились на всю страну и начали угрожать спокойствию нашего народа", — сказал Темер.

"Мы видим целые районы в осаде, школы под прицелом винтовок, превращенные в окопы автомагистрали. Мы не потерпим того, чтобы убивали наше настоящее и покушались на наше будущее. Наши тюрьмы больше не будут офисами бандитов, а наши площади перестанут быть местом проведения праздников ОПГ. Наши проспекты должны быть безопасными маршрутами для автомобилистов, а не путем переброски наркотиков или награбленного", — отметил президент Бразилии.

Позднее Темер признал, что был готов отстранить губернатора Рио-де-Жанейро от должности и полностью передать военным управление штатом. В итоге глава государства все же счел такую меру слишком радикальной.

Поддержка 84%

Осторожность президента в вопросе расширения полномочий армии связана с тем, что подобная чрезвычайная мера принимается властями южноамериканской страны впервые после свержения военной диктатуры в середине 1980-х годов. Зная историю репрессий, за которые несет ответственность этот режим, можно было бы ожидать, что решение Темера вызовет бурю негодования в обществе. И протесты действительно прозвучали, однако они были довольно немногочисленными. Свое отрицательное отношение к принятым мерам высказали представители левых сил и общественных организаций, которые отстаивают интересы жителей неблагополучных районов.

Однако, по данным опроса Бразильского института общественного мнения и статистики (Ibope), в поддержку указа о передаче вооруженным силам контроля за безопасностью в Рио-де-Жанейро выступили 84% местных жителей. Отчаяние горожан достигло такой степени, что участие армии в обеспечении порядка кажется им единственной соломинкой, за которую они могут ухватиться.

"Почему на улицах до сих пор нет военных? Где танки и БТР?" — это один из самых распространенных вопросов, который они задают друг другу в последние дни.

И в большинстве случаев тревога связана не с возможным прибытием вооруженных людей, а наоборот, с затянувшимся ожиданием их появления. Присутствие армии в городе почти не заметно. Власти сообщают, что военные пока не патрулируют улицы, а лишь проводят точечные операции, нацеленные на ликвидацию главарей преступных группировок.

Принятые бразильским правительством чрезвычайные меры пока не принесли жителям Рио-де-Жанейро долгожданного спокойствия. Напротив, официальная статистика демонстрирует еще больший рост числа преступлений. По данным интернет-портала UOL, за первые десять дней присутствия военных в Рио-де-Жанейро произошло 47 убийств и 250 перестрелок. За аналогичный период, предшествующий указу Темера, было зафиксировано 36 и 206 соответствующих инцидентов. Если эту тенденцию не удастся переломить, властям придется признать свое поражение. Причем арсенал краткосрочных мер по борьбе с преступностью в городе, который считается визитной карточкой Бразилии, будет исчерпан.