Экс-президент Ирана Махмуд Ахмадинежад помещен под домашний арест. Как сообщает арабская пресса, его задержали в Иране за поддержку народных протестов во время поездки в Шираз. Якобы Ахмадинежада обвиняют в подстрекательстве к беспорядкам. При этом подтверждений из иранских источников не поступало.
Протесты, начавшиеся в Иране перед Новым годом, похоже, застали врасплох всех и внутри Ирана, и за рубежом. Что может крыться за сообщением об аресте бывшего иранского президента?
Финансируемый иранским правительством тегеранский англоязычный международный новостной телеканал PressTV сообщает, что полиции удалось, так сказать, отделить зерна от плевел — определить, кто из протестующих имел «законные требования», а кто — инициатор беспорядков.
Про «законность» некоторых требований не так давно говорил президент Ирана Хасан Роухани. При этом, несмотря на то, что иранские власти уже неоднократно заявляли, что протесты «закончены», они, судя по всему, продолжаются. Экономические проблемы, лежащие в их основе, никуда не делись. Поэтому некоторые обозреватели выдвигают предположение, что выступление Махмуда Ахмадинежада на митинге в Бушере было продиктовано логикой — если не можешь протест обуздать, надо его возглавить.
Но все же предположение о том, что власти хотят внедрить Ахмадинежада в протестное движение, чтобы поставить его под контроль, не очень правдоподобно, считает старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Владимир Сажин. Тут, скорее, более уместно говорить, что возглавить протесты хотят все, пояснил эксперт:
Владимир Сажин старший научный сотрудник Института востоковедения РАН «Все может быть, но мне кажется, что вот эти акции протеста — это протесты не какой-то одной группировки, это целый клубок. Борются между собой две основные политические силы: условно реформаторы-либералы и радикалы-консерваторы. И в этих протестах заинтересованы все, чтобы использовать ситуацию в своих интересах. Роухани, который олицетворяет собой реформаторское движение, может сказать своим оппонентам, что это они тормозят реформы, поэтому народ выступает за реформы. Радикалы-консерваторы могут сказать, что Роухани у власти уже с 2013 года и ничего не сделал».
Вполне возможно, что истинной подоплекой нынешнего выступления Ахмадинежада и его сторонников является не просто желание отказа от реформ, а попытка вернуть страну на путь исламской революции, провозглашенный в конце 1970-х годов прошлого века, считает руководитель бакинского клуба политологов «Южный Кавказ» Ильгар Велизаде:
Ильгар Велизаде руководитель бакинского клуба политологов «Южный Кавказ» «Участие в этом протестном движении видных представителей, в частности консервативного крыла, говорит о том, что участники протестных выступлений обращают внимание на то, что цели исламской революции нынешним руководством изменены и страна идет не по тому пути, который начертали аятолла Хомейни и его сподвижники. Ахмадинежад и его сторонники, принимая участие в последних президентских выборах в Иране, обращали внимание на такую ситуацию и призывали своих сторонников поддержать их курс, который направлен был на возвращение к истокам исламской революции».
У бывшего президента Ирана, в отличие от Роухани, нет ни религиозного образования, ни духовного сана. При этом Махмуд Ахмадинеджад считается ставленником Корпуса стражей исламской революции и, по неподтвержденной информации, даже участвовал в молодости в захвате американских заложников-дипломатов в ходе этой самой революции в 1979 году. То есть его, скорее, можно назвать даже не консерватором, а радикальным революционером.
При этом за последние месяцы политическая активность Ахмадинежада резко возросла. Но говорить, что его хочет сделать главным оппозиционером правый лагерь, немного сомнительно. В последние годы нахождения на посту президента у него были очень сложные отношения с верховным лидером Ирана аятоллой Хаменеи. И, насколько известно из сообщений СМИ, задержание и арест Ахмадинежада были произведены именно с согласия верховного лидера.
«Информация об аресте моего клиента бывшего президента Махмуда Ахмадинежада не соответствует действительности», — прокомментировал его адвокат Адель Хейдари публикации в арабской прессе. Официального подтверждения или опровержения из Тегерана до сих пор не поступало.