Войти в почту

Вошла во вкус

На минувшей неделе, 1 декабря, исполнилось восемьдесят лет бывшему президенту Латвии Вайре Вике-Фрейберге — пожалуй, самой известной из глав прибалтийских государств. По крайней мере, в их новейшей истории. Яркий политиком с непростой судьбой, она была участницей многих скандалов, которые случаются даже сейчас, спустя десять лет после отставки. «Лента.ру» вспомнила наиболее яркие события политической и постполитической жизни Вике-Фрейберги.

Она любит роскошь и критикует Россию
© Didier Lebrun / Reuters

Канадка с непростой судьбой

Она родилась в 1937 году в Риге. В 1944-м ее отчим Эдгар Херманович и мать Аннемария, как и многие латыши, решили покинуть Латвию, прежде чем советские войска отвоюют ее у немцев. Вике-Фрейберга не сожалеет об этом, говорит, что ее семья спаслась от «нечеловеческой жестокости Красной армии». Она покинула страну с одним из последних кораблей, не попавших под бомбы советской авиации.

Из немецкого лагеря латышских беженцев в Любеке семья отправилась в Марокко, где девочку с трудом приняли во французскую гимназию. Французского она не знала, ее дразнили глухонемой, но постепенно она выучила язык. Поступив в женский колледж в Касабланке, Вайре отправила письмо в эмигрантскую газету: «Я чувствую себя очень одинокой, потому что с французами за пределами школы почти не общаюсь. Поэтому я была бы очень, очень рада каждому письму, полученному от латышей, живущих в других странах».

В 1954 году семья Вике-Фрейберга перебралась в Канаду. Теперь пришлось учить английский. Плюс к тому старые латышские эмигранты корили девушку за плохое знание родного языка: в письменном латышском она делала много ошибок. Будущий политик получила высшее образование и докторскую степень в области экспериментальной психологии.

© Edi Engeler / Keystone / AP // На родном языке президент Латвии почти никогда не училась

В Латвию Вике-Фрейберга вернулась в 1997 году — вместе с другими представителями латышской антисоветской эмиграции. На родине ей доверили должность директора Института Латвии, отвечающего за формирование образа латышского государства в мире. Президентские выборы 1999 года выдались жаркими — состязались кандидаты от Народной партии, социал-демократов и националистов из партии «Отечество и свобода». Когда стало очевидно, что никто из претендентов не сможет добиться преимущества, кто-то вспомнил канадку Вике-Фрейбергу.

Чудеса случаются. Это был компромиссный кандидат, но многие тогда были уверены, что от доморощенных политиков ее отличают широта кругозора, непредвзятость и реальное желание учитывать интересы всех латвийцев. События развивались столь стремительно, что отказ от канадского подданства и гражданство исторической родины Вике-Фрейберга оформила буквально за день до избрания. Страной она руководила два срока, восемь лет. Сразу объявила, что главной своей целью считает вступление Латвии в ЕС и НАТО и добилась этого — Латвия стала полноправным членом обеих организаций в 2004 году.

Президентский стиль

В мае 2005-го Вике-Фрейберга посетила парад Победы в Москве — единственная из глав прибалтийских государств. Накануне этой поездки 6 мая 2005 года в Риге приземлился самолет с президентом США Джорджем Бушем-младшим, тоже собиравшимся затем в Москву. В нарушение дипломатического протокола Вике-Фрейберга быстро поднялась по трапу к гостю. Потом вместе с ним спустилась вниз, а первая леди США Лора Буш была вынуждена следовать за ней. Позже этот эпизод не раз вспоминали местные патриоты, утверждая, что таким образом Фрейберга унизила Латвию.

Тогда же она сделала заявление, за которое ее неоднократно упрекали как в России, так и рускоязычные в Латвии: «Конечно, мы не переубедим, не изменим сознание тех пожилых россиян, которые 9 мая будут класть воблу на газету, пить водку и распевать частушки, а также вспоминать, как они геройски завоевали Балтию». Свои же ощущения от парада в Москве Вике-Фрейберга назвала сюрреалистическими и вряд ли слишком приятными.

И все же главная претензия, которую латыши предъявили главе государства, — стремление и умение жить красиво. Журналист Лато Лапса в 2010-м издал книгу «Вайрина кухня, или Игры власти». Там, в частности, были опубликованы счета, согласно которым за пять лет своего президентства Вике-Фрейберга потратила на парикмахеров 82 тысячи долларов, а на пирожные всего за полгода — 180 тысяч.

По словам Лапсы, это еще цветочки. «Президент, как верховный главнокомандующий, получала деньги из Минобороны. По моим данным, речь идет о шести-семизначных цифрах», — уверяет журналист. По его мнению, президент сделала все, чтобы ее высокий поста принес ей максимум материальных благ. «Госпожа Вике-Фрейберга нам долгие годы рассказывала о том, как она приехала из демократического и правового мира и не понимала, как люди могут здесь жить, в коррупционном, постсоветском пространстве. Но, как видно, она хорошо освоилась и чувствует себя здесь просто замечательно. Она отлично поняла, каким образом все устроено, как по блату получить то, что по закону не положено», — иронизирует Лапса.

Перед окончанием президентских полномочий Вике-Фрейберга зондировала почву на предмет того, как бы стать генсеком ООН, но безрезультатно. Точно так же не увенчалась успехом попытка занять пост президента Евросоюза. Уйдя в отставку, Вайра Карловна вместе с мужем Имантом Фрейбергсом сосредоточилась на деятельности своей фирмы VVF Consulting.

В 2008-м эта фирма выиграла объявленный Лиепаей конкурс на план развития третьего по величине города Латвии. За сумму, эквивалентную 32,38 тысячам долларов, администрация города получила 13-страничный документ с многочисленными грамматическими и стилистическими ошибками. Но основные нарекания вызвало его содержание, например: «упорядочить и использовать» такой природный ресурс города, как «воспетый поэтами ветер», «оценить, сколько интересующихся каждый день консультирует сайт Лиепайской думы в интернете», и «осуществлять мониторинг статистики о доступности и использовании интернета в Лиепае». Хотя мэр Лиепаи Улдис Сескс распорядился засекретить этот план, он все равно просочился в СМИ и вызвал скандал. «Лиепайская дума купила у госпожи Вике-Фрейберги советы очень сомнительного качества. Даже гимназист написал бы лучше, чем бывшая глава государства!» — подытожил Лато Лапса.

Подумала о вечном

Но самые громкие скандалы вокруг Фрейберги разразились в 2017 году. В январе официозная газета Diena обнародовала данные, что экс-президент получила семиместный участок на 1-м Лесном кладбище в Риге. Это очень престижное кладбище — на нем, в частности, похоронены первый президент Латвийской Республики Янис Чаксте, первый министр иностранных дел Зигфрид Анна Мейеровиц, писатель Валентин Пикуль и другие. Газета узнала от должностных лиц, что добиться права на захоронение там ныне практически невозможно, кладбище уже заполнено. Тем не менее Вике-Фрейберге это удалось, но каким образом — и она, и другие посвященные лица объяснить отказались.

В конце концов кладбищенской историей заинтересовалось государственное Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией (БПБК), и президента лишили элитного участка. «Нормальный политик, если бы он был на месте Фрейберги, и ему надо было найти такое элитное место, он, скорее всего, обратился бы в Сейм с открытой просьбой. Будьте добры, принимайте закон, чтобы бывшие президенты могли сами выбрать место своего захоронения. Но госпожа Фрейберга, как видно, выбрала совершенно другой метод. Окольными путями, через Канцелярию президента обратилась в Рижскую думу и потребовала дать такое место, какое она хочет. И ничего, что закон такого не позволяет — я человек особенный, и место мне нужно особенное», — вспоминает Лапса.

© Igors Jefimovs / Wikimedia // В 2017 году Вайра Вике-Фрайберга получила место на элитном кладбище в Риге

Рассерженная Вике-Фрейберга тогда заявила о своем разочаровании в соотечественниках из-за их «злобы, ненависти и завистливости». Она отметила, что ее вера в духовный и психологический рост латышей находится под угрозой, и добавила, что подозревает, кто организовал атаку на нее. «Это часть из старых приемов КГБ. Не только тех, кто находится в "мешках КГБ" — среди нас и сейчас есть тренированные по старой школе люди. Приемы усовершенствованы до уровня высокого искусства. Один способ, как уничтожить человека — пуля в затылок, второй — уничтожить его характер. Это моральное убийство человека», — объяснила экс-президент.

Вике-Фрейберга также рассказала, что планировала перевезти из Канады на местное кладбище останки своего новорожденного сына, умершего в 1966 году. «Но как нам теперь класть ребенка в могилу, над которой мой народ надругался своей ненавистью, злобой и завистливостью, и даже обвинениями в преступном деянии?» — вопрошала она.

Впрочем план «В» у бывшего президента есть. Вике-Фрейберга сообщила, что в их с мужем сельском владении есть тихая полянка, где каждую весну расцветают лютики. «Там смогу я, когда придет мой час, развеяться пеплом вне проклятий завистников. И каждую весну стану я тогда расцветать синими лютиками», — пообещала она.

Вайра носит Rado

А в сентябре разразился новый скандал. В прессу просочилась информация, что с подачи Вике-Фрейберги ее бывшие подчиненные придумали схему, как присвоить подаренные ей, как президенту, швейцарские часы Rado стоимостью в 850 евро — которые она по окончании срока полномочий обязана была сдать государству. Когда Вике-Фрейберга покинула пост президента, эти часы были списаны как «неисправные» и якобы уничтожены. Но в 2008 году швейцарский аксессуар был замечен на руке Вике-Фрейберги во время одного из торжественных мероприятий.

© Boris Kolesnikov / AFI / AP // Латыши упрекали президента в стремлении жить красиво

Начатое по этому поводу расследование БПБК вскоре прекратилось. Но недавно выяснилось, что ради этого бывшие сотрудники президентской администрации срочно купили другие точно такие же часы и заявили следователям БПБК, что Вайра Карловна щеголяла на публике именно с их подарком.

«У человека жутко большой аппетит, который она хочет удовлетворить за счет налогоплательщиков: земля в Юрмале, квартира в центре Риги, мебель, "Мерседес", жуткая история с местом на кладбище. Есть люди, которые считают, что им все это полагается, и получить это можно за счет других людей», — подытоживает Лато Лапса.