Войти в почту

Все началось с полета Бухара - Душанбе: развитие авиации Таджикистана

История гражданской авиации Таджикистана ведет свое начало с 1924 года. Молодой Советский Союз стал создавать авиалинии после подписания Владимиром Лениным в 1921 году декрета Совнаркома РСФСР "О воздушных передвижениях в воздушном пространстве над территорией РСФСР и над ее территориальными водами". Первый полет Третьего сентября самолет Ю-13 совершил полет по маршруту Бухара — Душанбе. Именно эта дата стала ключевой в развитии гражданской авиации республики. Тот самый первый самолет пилотировали Рашидбек Ахриев и Петр Комаров. Вскоре самолеты Ю-13 начали осуществлять полеты Бухара — Душанбе три раза в неделю. А через 3 года в 1927 году было открыто регулярное сообщение на линии Ташкент — Самарканд — Термез — Душанбе. Эта ветка стала второй в Советском Союзе после открывшейся в 1923 году регулярной авиалинии Москва — Нижний Новгород. Самолеты Ю-13 или Юнкерс F.13 были первыми самолетами, которые изначально проектировались в качестве пассажирский. Однако их использовали в основном в военных целях. Развитие авиации в советские годы Примечательно, что регулярное авиасообщение появилось в Душанбе на 2 года раньше автомобильного и на 5 лет раньше железнодорожного. Открытие авиалинии Бухара-Душанбе было связано образованием 14 октября 1924 года Таджикской Автономной Советской Социалистической Республики (которая в 1929 году была реобразована в в Таджикскую Советскую Социалистическую Республику). На одном из первых самолетов в Душанбе прилетели члены руководства первого правительства Таджикистана. Авиация Таджикистана развивалась быстрыми темпами. В те годы впервые был образован Сталинабадский аэроузел, и началась эксплуатация новых маршрутов проходивших через горные хребты Памира. В 1930 году в Душанбе построили аэропорт первого класса, а в 1931 аэродромы появились в Кулябе, Гарме, Пяндже и Дангаре. Было налажено рягулярное авиасообщение со столицей. В марте 1937 года было создано Таджикское территориальное управление Гражданского воздушного флота. В 1945 в авиапарке появились новые самолеты Ю-52 и Ли-2. Именно на Ли-2 был осуществлен первый полет по маршруту Сталинабад — Москва. В 1945 году в Таджикистане появилась Служба управления воздушным движением. В 1949 году была создана Государственная авиакомпания "Точикистон", которая теперь известна под брендом "Таджик Эйр". В 1950-1960 годы авиация Таджикистана являлась одной из самых развитых отраслей народного хозяйства республики. В разные годы в авиационном парке Таджикского управления гражданского воздушного флота осваивались самолеты АН-2 АХР, ИЛ-14, ИЛ-18, Ан-6, вертолет МИ-4. В 1970-х постоянную прописку в Таджикистане получили Ан-24, Як-40 и Ми-8. В 1954 году самолет Ил-12 проложил первый маршрут Сталинабад — Сочи. В 1959 году летчик Воробьев в сложных условиях впервые совершил посадку на лёд Сарезского озера на самолете АН-6, в 1960 году на самолёте ИЛ-18 был осуществлен первый рейс Сталинабад — Москва. В 1959 году было создано Ленинабадское авиапредприятие, через год организован аэропорт Куляб. В 1960 году была открыта авиалиния Сталинабад — Фрунзе — Алма- Ата — Новосибирск. В 1979 году на самолете Ил-18 был осуществлен первый полет в Афганистан с гуманитарной миссией. По эффективности использования самолетов Як-40, Ан-28 Таджикское управление гражданской авиации завоевало 1-е место в Аэрофлоте СССР. В 1990 — 1991 годах было открыто воздушное сообщение Душанбе — Урумчи. Что впереди К моменту развала Советского Союза Таджикистан был республикой с современным воздушным транспортом. Однако в первые годы независимости гражданская авиация РТ откатилась назад. Сыграли роль отсутствие финансирования из Москвы, а также тяжелые годы гражданской войны, ударившие по экономическому и социальному развитию страны. Возрождаться гражданская авиация Таджикистана начала в 2000-х годах. В воздушном пространстве республики, наряду с самолетами российского производства появились "Боинги". В 2008 году была открыта первая частная авиакомпания "Сомон эйр". В 2009 году авиакомпания "Точикитон" была реорганизована в "Таджик Эйр". С пассажиропотока в 200 тысяч граждан в 1998 году страна вышла на 1,35 миллиона человек в 2008 году. На данный момент в Международном аэропорту Душанбе выполняются полеты 18 авиакомпаний стран дальнего и ближнего зарубежья. Развитие гражданской авиации Республики Таджикистан осуществляется в рамках государственной целевой программы на 2010-2025 годы, согласно которой до 2025 года власти планируют выделять на развитие авиации около 0,18% ВВП. Это означает, что на данный момент Таджикистан сосредоточен на строительстве автомобильных дорог, отведя авиации третье место. В ближайшие годы планируется строительство нового терминала аэропорта Душанбе стоимостью почти 42 миллиона долларов.

Все началось с полета Бухара - Душанбе: развитие авиации Таджикистана
© Sputnik Таджикистан