Войти в почту

American Conservative: Как именно ЦРУ поставляло оружие сирийским боевикам

Недавно конгрессмен от штата Гавайи Тулси Габбард, входящая как в Комитет Конгресса по делам вооруженных сил США, так и в Комитет по иностранным делам, предложила законопроект, запрещающий США оказывать любую помощь террористическим организациям в Сирии, а также любой организации, сотрудничающей с ними непосредственно. Не менее важно, что с помощью этой законодательной инициативы вводился бы запрет на продажу оружия США и другие формы военного сотрудничества с теми странами, которые предоставляют оружие или финансовую помощь террористам и их подельникам, пишет Гарет Портер в статье для The American Conservative. Закон о предотвращении поставок вооружения террористам «Stop Arming Terrorists Act» конгрессмена Габбард впервые бросает вызов политике США по отношению к конфликту в Сирии, в рамках которой Вашингтон помогал своим союзникам из числа суннитских стран, таких как Турция, Саудовская Аравия и Катар, поставить оружие сирийским и несирийским вооруженным группировкам, пытающимся свергнуть президента страны Башара Асада. Более того, в 2013 году ЦРУ начало поставлять оружие «относительно умеренным» группировкам, выступающим против официального Дамаска. По сути, этот подход способствовал тому, что филиал «Аль-Каиды» (организация, деятельность которой запрещена в РФ) в Сирии, группировка «Джабхат ан-Нусра» (организация, деятельность которой запрещена в РФ) стала первостепенной угрозой правительству Сирии. Сторонники политики поставок вооружения считают, что она необходима для противодействия влиянию Ирана в Сирии. С помощью этого аргумента можно приукрасить реальную проблему, вызванную курсом Вашингтона. Так, в рамках политики администрации Обамы по отношению к Сирии были фактически проданы интересы США, которые должны были являться краеугольным камнем «Глобальной войны с терроризмом» — искоренение «Аль-Каиды» (организация, деятельность которой запрещена в РФ) и ее радикальных суннитских союзников. Вместо этого, США отодвинули свои интересы по борьбе с терроризмом на второй план, отдав предпочтение интересам своих суннитских партнёров. При этом, пойдя на этот шаг, они помоги создать новую террористическую угрозу в самом центре Ближнего Востока. Политика вооружения группировок, направленных на свержение правительства президента Башара Асада, началась в сентябре 2011 года, когда президент США Барак Обама стал объектом давления со стороны суннитских союзников Белого дома — Турцию, Саудовской Аравии и Катара, требующих начать поставки тяжелого вооружения военной оппозиции официальному Дамаску, сформировать которую были полны решимости лидеры этих стран. По словам бывшего чиновника администрации Обамы, занимающегося вопросами Ближнего Востока, Турция и режимы в Персидском заливе требовали от США, чтобы те предоставили мятежникам противотанковое и зенитное оружие. Обама отказался пойти на этот шаг, но согласился предоставить тайную логистическую помощь США в проведении кампании поставок оружия оппозиционным группировкам. Участие ЦРУ в вооружении сил, сражающихся против Асада, началось с организации поставок оружия из запасов «режима» свергнутого лидера Ливии Муаммара Каддафи, которые хранились в Бенгази. Компании, контролируемые ЦРУ, отправили оружие из военного порта Бенгази в два небольших порта в Сирии. При этом бывшие военнослужащие США использовались для решения логистических задач. Такую информацию привел журналист Си Херш в 2014 году. Финансирование программы осуществлялось в основном со стороны Саудовской Аравии. В рассекреченном докладе Агентства военной разведки за октябрь 2012 года указывается, что в конце августа 2012 года в Сирию было отправлено 500 снайперских винтовок, 100 РПГ, 300 выстрелов к ним, а также 400 гаубиц. Сообщалось, что каждая партия оружия производилась с помощью по меньшей мере десяти транспортных контейнеров, в каждом из которых находилось около 48 тыс. фунтов груза. Это предполагает общую полезную нагрузку до 250 тонн оружия на каждую поставку. Даже если бы ЦРУ организовывало только одну поставку в месяц, поставки оружия составили бы 2 тыс. 750 тонн оружия в Сирию с октября 2011 года по август 2012 года. Высока, тем не менее, вероятность того, что эта цифра в разы больше. Тайные поставки ЦРУ из Ливии резко прекратились в сентябре 2012 года, после того как ливийские боевики напали и сожгли одно из зданий посольства США в Бенгази, которое использовалось для управления операцией. К тому времени, однако, был открыт гораздо больший канал для поставок вооружения антиправительственных силам в Сирии. ЦРУ связало Эр-Рияд с одним высокопоставленным хорватским чиновником, который предложил продать большое количество оружия, оставшегося после Балканских войн 1990-х годов. ЦРУ также помогло Саудовской Аравии купить оружие у торговцев оружием и правительств в ряде других странах бывшего советского блока. Обзаведясь приобретенным с помощью ЦРУ как в Ливии, так и в Хорватии оружием, спецслужбы Саудовской Аравии и Катара резко увеличили в декабре 2012 года количество рейсов военных грузовых самолетах в Турцию. Более того, большая интенсивность рейсов продолжалась в течение следующих двух с половиной месяцев. Как сообщало издание The New York Times, в середине марта 2013 года было произведено 160 таких рейсов. Необходимо отметить, что наиболее распространенный грузовой самолет, используемый в странах Персидского залива, Ил-76 может перевозить примерно 50 тонн груза за рейс, что указывает на то, что до 8 тыс. тонн оружия, пересекло границу Турции в Сирию только в конце 2012 года и за 2013 год. По словам одного из официальных лиц США, новый уровень поставок вооружений сирийским мятежникам носил характер «водопада». Более того, в результате проводившегося в течение года расследования Балканской сети журналистов-расследователей и Проекта по расследованию коррупции и организованной преступности стало известно, что Саудовская Аравия намеривалась создать в Сирии настоящую армию. Список поставок оружия, приобретенного у одной из оружейных компаний в Белграде в мае 2013 года включал в себя 500 советских гранатометов PG-7VR, которые могут проникать даже в сильно бронированные танки, а также двумя миллионами выстрелами к ним; 50 противотанковых ракет-носителей «Конкурс» и 500 ракет, 50 установленных на бронемашинах зенитных орудий, 10 тыс. фрагментационных снарядов для гранатометов «ОГ-7», способных пробивать тяжелые бронежилеты; четыре установки реактивного огня БМ-21 «Град», каждый из которых стреляет по 40 ракет за один раз с дальностью от 20 до 30 км, а также 20 тыс. выстрелов к нему. В списке поставок оружия по еще одному заказу Саудовской Аравии у той же сербской компании указывалось 300 танков, 2 тыс. гранатометов РПГ и 16 тыс. 500 гранатометов других модификаций, один миллион выстрелов для зенитных орудий ЗУ-23−2 и 315 миллионов патронов для различных других видов стрелкового оружия. Эти две закупки составляли лишь часть совокупности вооружений, полученных Саудовской Аравией в течение следующих нескольких лет от восьми балканских стран. Следователи обнаружили, что Эр-Рияд в 2015 году заключил крупнейшие сделки на поставки оружия с бывшими странами советскими блоками в 2015 году. Среди образцов было много тех, которые только что сошли из производственных линий. Почти 40% оружия, купленного Саудовской Аравией у этих стран, тем не менее, еще не было доставлено к началу 2017 года в Сирию. Таким образом, Саудовская Аравия уже договорилась о достаточном вооружении для продолжения крупномасштабной войны традиционными средствами Сирии в течение следующих нескольких лет. Безусловно, наиболее значительные закупки Саудовской Аравии были не в странах Балканского полуострова, а у США. Так, в декабре 2013 года Вашингтон продал 15 тыс. противотанковых ракет TOW Эр-Рияду на сумму около $1 млрд, что стало возможно благодаря решению Обамы в начале того года снять его запрет на поставки летальной помощи вооруженным группировкам, противостоящим официальному Дамаску. Кроме того, Саудовская Аравия тогда согласилась, что эти противотанковые ракеты будут переданы сирийским группам только по усмотрению США. В Сирию ракеты TOW начали прибывать в 2014 году, вскоре оказав большое влияние на военный баланс. Этот поток оружия в Сирию, наряду с вхождением в страну 20 тыс. иностранных боевиков — в основном через Турцию — во многом определил характер конфликта. Благодаря этому вооружению группировка «Джабхат ан-Нусра» (организация, деятельность которой запрещена в РФ) и ее ближайшие союзники смогли стать самыми мощными силами, противостоящими Асаду. Более того, оружие США поспособствовало укреплению ИГИЛ (организация, деятельность которой запрещена в РФ) в стране. К концу 2012 года официальным лицам США стало очевидно, что чаще всего оружие, которое начало прибывать в Сирию в начале года, попадает в руки все активнее действующей группировке «Аль-Каида» (организация, деятельность которой запрещена в РФ). В октябре 2012 года официальные лица США впервые — не для протокола — признали в интервью журналисту издания The New York Times, что «большая часть» оружия, которое было отправлено вооруженным оппозиционным группам в Сирии при материально-технической помощи США в течение предыдущего года, перешло к исламистам, по всей видимости, — сирийскому филиалу «Аль-Каиды» (организация, деятельность которой запрещена в РФ), группировке «Джабхат ан-Нусра» (организация, деятельность которой запрещена в РФ). «Джабхат ан-Нусра» (организация, деятельность которой запрещена в РФ) и ее союзники стали главными получателями поставок оружия, поскольку Эр-Рияд, Анкара и Доха стремились передать его тем вооруженным подразделениям, которые добились наибольших успехов в противостоянии официальному Дамаску. И к лету 2012 года группировка «Джабхат ан-Нусра» (организация, деятельность которой запрещена в РФ), получившая подкрепление в лице тысяч иностранных радикалов, которые влились в страну через турецкую границу, уже лидировала по числу нападений на войска сирийского правительства в координации с бригадами «Свободной армии Сирии» (САС). По данным Чарльза Листера, автора книги «Сирийский джихад», в ноябре-декабре 2012 года группировка «Джабхат ан-Нусра» (организация, деятельность которой запрещена в РФ) начала создавать официальные «совместные оперативные комнаты» с теми, кто называет себя САС, на нескольких фронтах. Одним из командиров, которого поддержал Вашингтон, был полковник Абдул Джаббар аль-Окаиди — бывший военнослужащий сирийской армии, возглавлявший нечто, называемое «Революционным военным советом Алеппо». Посол США в Сирии Роберт Форд, который продолжал исполнять свои обязанности даже после того, как он был отозван из Сирии, публично посетил Окаиди в мае 2013 года, чтобы выразить поддержку США ему и САС. Но Окаиди и его войска были младшими партнерами в коалиции в Алеппо, в которой боевики «Джабхат ан-Нусра» (организация, деятельность которой запрещена в РФ) были, безусловно, самым сильным элементом. Этот факт четко отражен в видеозаписи, на которой Окаиди рассказывает о своих хороших отношениях с официальными лицами «Исламского государства» (организация, деятельность которой запрещена в РФ). Более того, на видео показано, что он вместе с радикалами в регионе Алеппо празднует захват авиабазы «Меннах» сирийского правительства в сентябре 2013 года. К началу 2013 года «Свободная армия Сирии», которая никогда не была военной организацией с любыми войсками, по сути, перестала играть какую-либо роль в сирийском конфликте. Новые вооруженные группировка, противостоящие Башару Асаду, перестали использовать это название, даже в качестве «бренда» при собственной идентификации. Итак, когда оружие из Турции прибыло на различные фронты битвы, все группы, не являющиеся исламистскими, поняли, что оружие придется делить с «Джабхат ан-Нусрой» (организация, деятельность которой запрещена в РФ) и ее ближайшими союзниками. В одном из докладов, опубликованном в начале 2013 года, приводилась информация о том, что в городе на севере центральной Сирии существовали договоренности между «Джабхат ан-Нусра» (организация, деятельность которой запрещена в РФ) и бригадами, называющими себя «Свободной армии Сирии» относительно распределения оружия. Одна из них, «Бригада Победы», участвовала в «совместном операционном комнате» с самым важным военным союзником «Аль-Каиды» (организация, деятельность которой запрещена в РФ) группировкой «Ахрар аль-Шам» (организация, деятельность которой запрещена в РФ) в успешной атаке на стратегически важный город несколькими неделями ранее. По сведениям журналиста, посещавшего группировку, бригада и «Ахрар аль-Шам» (организация, деятельность которой запрещена в РФ) демонстрировала новое продвинутое оружие, в том числе ручные противотанковые гранатометы российского производства РПГ-27 с ручным управлением и гранатометы РГ-6. Когда боевиков бригады спросили, поделилась ли «Бригада победы» своим новым оружием с «Ахрар аль-Шам» (организация, деятельность которой запрещена в РФ), представитель последнего ответил, что безусловно, поскольку они сражаются вместе. Турция и Катар сознательно выбрали «Аль-Каиду» (организация, деятельность которой запрещена в РФ) и ее ближайшего союзника в лице «Ахрар аль-Шам» (организация, деятельность которой запрещена в РФ) в качестве получателей своего оружия. В конце 2013 — начале 2014 года турецкая полиция перехватила несколько грузовиков с оружием, направленным в провинцию Хатай, распложенную к югу от турецкой границы. По данным последующих показаний полицейских, данных ими в суде, на борту находились сотрудники разведывательной службы Турции. Провинция тогда, как омечает автор, контролировалась «Ахрар аль-Шам"(организация, деятельность которой запрещена в РФ). По словам Файзала Итани, старшего научного сотрудника Центра изучения Ближнего Востока им. Рафика Харири при Атлантическом совете, Турция вскоре начала рассматривать «Ахрар аль-Шам» (организация, деятельность которой запрещена в РФ), по сути, в качестве своего основного клиента в Сирии. Сотрудник спецслужб Катара, который принимал участие в поставках оружия экстремистским группировкам в Ливии, был ключевой фигурой в руководстве потоком оружия из Турции в Сирию. Источник в разведке одной из арабских страны, знакомый с обсуждениями между внешними поставщиками вблизи сирийской границы в Турции в те годы, заявил в интервью с Дэвидом Игнатиусом из The Washington Post, что когда один из их участников предупредил, что внешние силы усиливают исламистов, в то время как неисламистские группы ослабляются, сотрудник спецслужб Катара ответил: «Я пошлю оружие Аль-Каиде (организация, деятельность которой запрещена в РФ), если это поможет». По словам дипломатического источника в одной из стран Ближнего Востока, Катар поставлял оружие «Джабхат ан-Нусра» (организация, деятельность которой запрещена в РФ) и «Ахрар аль-Шам». В 2013 году сотрудники Совета национальной безопасности Обамы предложили выразить протест в адрес Катара в связи с тем, что он занимается вооружением экстремистов как в Сирии, так и в Ливии, выведя эскадрилью истребителей с авиабазы ВВС США «Эль-Удейд» в Катаре. Тем не менее Пентагон наложил вето на эту мягкую форму давления, чтобы сохранить свой доступ к своей базе в Катаре. На частном ужине в Белом доме в мае 2013 года сам президент Обама пошел на конфронтацию с занимавшим тогда пост премьер-министра Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом в связи с поддержкой его правительства исламистов, о чем рассказывал Херш. «Мы знаем, что вы делаете с радикалами в Сирии», — цитирует он Обаму. Однако открыто администрация США обратила внимание на проблему сотрудничества Анкары «Джабхат ан-Нусра» (организация, деятельность которой запрещена в РФ) в конце 2014 года и то довольно походя. Вскоре после своего ухода из Анкары посол США в Турции Фрэнсис Риччиардоне, работавший в стране с 2011 по середину 2014 года, заявил The Daily Telegraph, что Турция работала с радикальными группами, в том числе и с «Джабхат ан-Нусра» (организация, деятельность которой запрещена в РФ). Чем-то, что больше всего похоже на публичный выговор Вашингтоном своим союзникам по поводу вооружения террористов в Сирии, стало заявление вице-президент Джо Байден в октябре 2014 года, когда он, выступая с речью в Школе управления им. Джона Ф. Кеннеди при Гарвардском университете Байден пожаловался, что «нашей самой большой проблемой являются наши союзники». По его словам, силами, которые они снабжали оружием, были «Джабхат ан-Нусра» (организация, деятельность которой запрещена в РФ), «Аль-Каида» (организация, деятельность которой запрещена в РФ) и другие экстремистские элементы со всего мира. Байден вскоре извинился за свои замечания, объяснив, что он не имел в виду, что союзники США сознательно помогали исламистам, тем не менее посол Форд подтвердил позднее верность слов Байдена, сказав на BBC, что заявление бывшего вице-президента — сущая правда. В июне 2013 года Обама одобрил первую прямую военную помощь США повстанческих бригадам, которые были проверены ЦРУ. К весне 2014 года в руках отдельных группировок, противостоящих Асаду, стали появляться противотанковые ракеты BGM-71E, изготовленные в США. Они были частью той партии из 15 тыс. единиц, которая была передана Саудовской Аравии. Тем не менее ЦРУ выдвинуло условие, согласно которому группировка, получающая их, не должна сотрудничать с боевиками «Джабхат ан-Нусры» (организация, деятельность которой запрещена в РФ) или их союзниками. Это условие подразумевало, что Вашингтон поставлял оружие группировкам, которые были достаточно сильными, чтобы сохранить свою независимость от «Джабхат ан-Нусры» (организация, деятельность которой запрещена в РФ). Однако группировки, попавшие в список ЦРУ проверенных «относительно умеренных» вооруженных групп, оказались крайне подвержены захвату этим филиалом «Аль-Каиды» (организация, деятельность которой запрещена в РФ). В ноябре 2014 года войска фронта «Джабхат ан-Нусра» (организация, деятельность которой запрещена в РФ) ударили по двум сильнейшим вооруженным группам, поддерживаемым ЦРУ, «Харакат-хазм» и Сирийскому революционному фронту» и захватили их тяжелое оружие, включая противотанковые ракеты TOW и выстрелы для «ГРАД». В начале марта 2015 года филиал «Харакат Хазм» в городе Алеппо распустился, а боевики «Джабхат ан-Нусра» (организация, деятельность которой запрещена в РФ) незамедлительно показали фотографии ракет TOW и другого оборудования, которое они захватили у бывшей группировки. А в марте 2016 года войска фронта «Джабхат ан-Нусра» (организация, деятельность которой запрещена в РФ) атаковали штаб «Тринадцатой дивизии» в северо-западной провинции Идлиб и захватили все его ракеты TOW. Позже в этом месяце «Джабхат ан-Нусра» (организация, деятельность которой запрещена в РФ) Фронт» выпустила видеоролик своих войск, на котором были ракеты TOW, которые она захватила. Но это был не единственный способ, с помощью которого «Джабхат ан-Нусра» (организация, деятельность которой запрещена в РФ) смогла воспользоваться щедростью ЦРУ. Наряду со своим близким союзником «Ахрар аль-Шам» (организация, деятельность которой запрещена в РФ), террористическая организация начала планировать кампанию по получению полного контроля над провинцией Идлиб зимой 2014−1515 годов. Отказавшись от любых претензий то, что группировка не является филиалом «Аль-Каиды» (организация, деятельность которой запрещена в РФ), Турция, Саудовская Аравия и Катар сотрудничали с «Джабхат ан-Нусра» (организация, деятельность которой запрещена в РФ) в создании нового военного формирования для провинции Идлиб, называемого «Армия завоеваний», состоящей из этого филиала «Аль-Каиды» (организация, деятельность которой запрещена в РФ) и его ближайших союзников. Саудовская Аравия и Катар предоставили очередные поставки оружия для этой кампании, тогда как Турция способствовала их прохождению. 28 марта, всего через четыре дня после начала кампании, «Армия завоеваний» успешно получила контроль над городом Идлиб. Более того, нерадикальные вооруженные группы, получающие передовые виды вооружения от ЦРУ, не были частью первоначального нападения на город Идлиб. После же его захвата «операционная комната под руководством США по вопросам Сирии на юге Турции» сообщила группам, поддерживаемым ЦРУ в Идлибе, о том, что теперь они могут участвовать в кампании по консолидации контроля над остальной частью провинции. По словам Листера, британского исследователя исламизма в Сирии, который поддерживает контакты как с радикалами, так и с другими вооруженными группами, получатели оружия ЦРУ, такие как бригада «Фурсан аль-Хак» и «Тринадцатая дивизия», присоединились к кампании в Идлибе вместе с «Джабхат ан-Нусра» (организация, деятельность которой запрещена в РФ) без каких-либо попыток ЦРУ остановить их. Когда началось наступление на Идлиб, группы, поддерживаемые ЦРУ, получали большое число ракет TOW, и теперь они использовали их с большой эффективностью против танков сирийской армии для поддержки альянса между «относительно умеренными группировками» и Джабхат ан-Нусрой» (организация, деятельность которой запрещена в РФ). Новый альянс был перенесен в Алеппо, где исламистские группировки, близкие к Джабхат ан-Нусре» (организация, деятельность которой запрещена в РФ), сформировали новую команду под названием «Фатх-Халеб» вместе с девятью вооруженными группами в провинции Алеппо, которые получали помощь от ЦРУ. Группы, поддерживаемые ЦРУ, получили возможность утверждать, что они не сотрудничают с «Джабхат ан-Нусра» (организация, деятельность которой запрещена в РФ), поскольку этот филиал «Аль-Каиды» (организация, деятельность которой запрещена в РФ) официально не был включен в список участников альянса. Но как четко указывал отчет о новой группировке, переименование стало лишь способом позволить ЦРУ продолжать предоставлять оружие своим клиентам, несмотря на их фактический альянс с «Аль-Каидой» (организация, деятельность которой запрещена в РФ). Значение всего вышеперечисленного очевидно: помогая своим суннитским союзникам поставлять оружие «Джабхат ан-Нусре» (организация, деятельность которой запрещена в РФ) и ее союзникам, а также направляя в зону боевых действий новейшее вооружение, которое должно было попасть в руки боевиков или укрепить их общее военное положение, США благодаря своей политике в значительной степени поспособствовали усилению «Аль-Каиды» (организация, деятельность которой запрещена в РФ) на значительной части территории Сирии. ЦРУ и Пентагон, похоже, готовы терпеть такое предательство заявленной США контртеррористической миссии. Если ни Конгресс, ни Белый дом не дадут этому предательству прямой отпор, к которому их принудит законопроект Тулси Габбарда, Вашингтон по-прежнему будет являться соучастником в консолидации власти «Аль-Каиды» (организация, деятельность которой запрещена в РФ) в Сирии, даже если ИГИЛ (организация, деятельность которой запрещена в РФ) и потерпит там поражение.