В Carprice перегнали инвестиции из Японии

Одна из крупнейших японских финансово-промышленных групп Mitsui & Co. за «несколько миллионов долларов» приобрела 25% местного представительства российского онлайн-аукциона CarPrice. В CarPrice рассчитывают, что партнерская сеть и репутация Mitsui помогут сервису развернуться в стране, где он работает по опробованной в России, но непривычной для Японии бизнес-модели. Mitsui & Co. приобрела 25% в японском представительстве CarPrice, рассказали “Ъ” в CarPrice и подтвердила директор московского офиса Almaz Capital Partners (совладелец CarPrice) Ирина Горячева. В Mitsui & Co. не ответили на запрос “Ъ”. Точную сумму сделки стороны не раскрывают, утверждая, что CarPrice привлек «несколько сотен миллионов японских иен», то есть несколько миллионов долларов. Источник, знакомый с ходом сделки, говорит, что ее сумма могла быть около $3–5 млн. Финансирование будут направлено на расширение экспансии в Японии и развитие технологической платформы. В 2015 году CarPrice уже привлекла $40 млн инвестиций от фондов Baring Vostok и Almaz Capital. Также среди акционеров сервиса фонды AltaIR, e.ventures, Fastlane Ventures, интернет-предприниматель Оскар Хартманн. Общий объем инвестиций в CarPrice до сих пор оценивался в $42 млн. Офис CarPrice в Токио, открытый в феврале 2016 года, работает по бизнес-модели головной российской компании: сервис предлагает владельцу автомобиля продать его на онлайн-аукционе, ставки на котором в режиме реального времени делают автодилеры со всей страны. Если владелец согласен, он может продать машину, получив деньги в офисе CarPrice. Сервис зарабатывает на комиссии с дилеров в размере 2–5% от сделки. Ежедневно через онлайн-аукцион продается около 150 автомобилей, со дня основания в июне 2014 года продано около 40 тыс. машин. Показатели по Японии в CarPrice не раскрывают. Прямых конкурентов, работающих по модели онлайн-аукциона в реальном времени, на азиатском рынке нет, констатирует гендиректор CarPrice Денис Долматов. «Наш формат — значительная экономия для Японии, так как стандартное офлайн-решение требует перевозки машины сначала на аукцион, потом с аукциона покупателю»,— поясняет он. При этом платформа одинаково подходит как для с2b-, так и для b2b-сделок, а партнерская сеть и репутация Mitsui положительно повлияют прежде всего на b2b-сегмент, рассчитывают в CarPrice. По словам господина Долматова, в Японии у компании уже развернуты полноценные операции, но «японским потребителям требуется больше времени на тестирование нового сервиса». Японскому автомобильному рынку характерны открытость и прозрачность, 90% всех сделок — классические продажи через официальных дилеров и наработанные годами связи и контакты, тогда как в России доля таких сделок составляет 5%, рассуждает старший менеджер PwC в России Виктория Синичкина. «Впрочем, на современном авторынке, рассчитанном на новое, менее приверженное традиционным принципам ведения бизнеса японское поколение, такая c2b-аукционная модель может завоевать популярность»,— считает она. По данным за 2016 год, в среднем на семью в Японии приходится 1,064 автомобиля, а цена подержанной машины в апреле 2017 года составляла 362 тыс. иен, или 188,7 тыс. руб., приводят в CarPrice данные Автомобильной ассоциации Японии, добавляя, что продажи подержанных автомобилей за 2016 год составили почти 3,3 млн машин. Mitsui & Co. активно инвестирует в российский бизнес. Так, в ее портфеле пакеты акций в платежной системе Qiwi, производителе сжиженного природного газа Sakhalin Energy, одном из крупнейших фармпроизводителей «Р-Фарм» и др. Конгломерат занимается электроэнергетикой, машиностроением, финансами, химической и пищевой промышленностью. По собственным данным, стоимость активов Mitsui & Co составляет $102,7 млрд.

Японская Mitsui приобрела 25% российской CarPrice
© Валерий Титиевский / Коммерсантъ