Ещё

Морской ужас НАТО: как российский «Североморск» с триумфом прошел полмира 

Фото: ТК «Звезда»
Начало июня отмечено двойным торжеством ВМФ России. Сначала — праздничными мероприятиями по случаю Дня Северного Флота (Приказом Главнокомандующего ВМФ России от 25 мая 2014 года отмечается ежегодно 1 июня, в честь образования СФ, который определен 1733-м годом). А 6 июня моряки-североморцы радостно приветствовали возвращение из дальнего похода большого противолодочного корабля Североморск.
За восемь месяцев БПК посетил дюжину иностранных портов и прошел более 40 тысяч морских миль расстояние, в 1,852 раза превышающее длину экватора (21600nm). Его путь пролегал из базы на северных рубежах России в Северную Атлантику и Средиземное море, оттуда в Индийский Океан, затем повторный заход в средиземноморье перед возвращением домой. Своими действиями североморцы еще раз показали, что ВМФ России был и остается океанским; что он не просто присутствует в базах, а успешно решает задачи, поставленные высшим политическим руководством страны.
Доклад об успешном выполнении поставленных задач принимал командующий СФ вице-адмирал Николай Анатольевич Евменов. Он поздравил экипаж БПК Североморск с успешным окончанием дальнего похода, и вручил государственные и ведомственные награды. Ряд военнослужащих получили государственные награды и медали Министерства обороны Российской Федерации, — говорится в сообщении пресс-службы СФ. Всего ими были удостоены более двухсот членов экипажа.
Уникальный по географическим маршрутам
Вице-адмирал назвал поход корабля уникальным как по масштабам решаемых задач, так и по географическим маршрутам. Покинув родные берега 15 октября прошлого года, Североморск находился в охранении флагмана Северного Флота тяжёлого авианесущего крейсера Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов. Большой противолодочный корабль действовал в юго-восточном средиземноморье в течение ноября и декабря, когда палубные самолеты ВМФ России наносили бомбово-штурмовые удары по группировкам террористов в Сирии. По завершению боевых вылетов в январе, Североморск отделился от авианосной группы и, в сопровождении спасательно-буксирного судна Алтай и среднего морского танкера Дубна, прошел Суэцкий канал (соответствующее сообщение датируется 27 января), Красное море и вышел на просторы Индийского океана.
Первая неделя февраля заход в оманский порт Салала. Оттуда Североморск 9 февраля 2017 года перешел в Карачи для участия в международном военно-морском учении, что проходило на береговой базе ВМС Пакистана и в акватории Аравийского моря. Среди целей АМАН-2017 назывались борьба с пиратством и защита важнейших направлений следования торговых судов. По завершению совместных действий, корабль пересек экватор (конец февраля) и прибыл в район Сейшельских островов. После трехдневной стоянки в порту Виктория, 4 марта поход продолжился: российские моряки выполнили круговой обход Африканского континента. По маршруту следования корабль посетил Дар-эс-Салам (первый визит боевого корабля СФ в Танзанию), Пемба (Мозамбик), Кейптаун (ЮАР), Уолфиш-Бей (Намибия), Луанда (Ангола) и Малабо (Экваториальная Гвинея).
Покинув Малабо, североморцы взяли курс столицу Республики Кабо-Верде: Прая расположена на архипелаге острова Зелёного мыса в 335 милях от западного побережья Африканского континента. Из южной Атлантики корабль направился к Гибралтарскому проливу, и, пройдя его 27 апреля, снова вошел в восточную часть Средиземного моря. В мае Североморск посетил Лимасол (Кипр) и действовал у сирийского побережья.
Экипаж Североморска в ходе дальнего похода решал боевые задачи по борьбе с международным терроризмом в Сирийской Арабской Республике, противодействовал пиратству, участвовал в международных учениях, совершил круговой обход Африканского континента, — отметил командующий Северным Флотом. На борту корабля держал флаг начальник штаба соединения противолодочных кораблей Кольской флотилии разнородных сил СФ капитан 1 ранга Станислав Варик. Беседуя с журналистами, побывавшими на борту российских кораблей в восточной части Средиземного моря, Станислав Рудольфович сказал: Наша миссия обеспечить безопасность порта Тартус и морского торгового сообщения вблизи побережья для поддержки операции наших Воздушно-космических сил на территории Сирии.
Недружественный эскорт
Третий раз за время восьмимесячного похода Североморск прошел Гибралтарским проливом 23 мая. Следующий пункт программы — посещение столицы Португалии. Трехдневная стоянка в Лиссабоне стала последней в иностранном порту. Через Ла-Манш (30 мая) корабль вышел в Северную Атлантику. Обитатели британских берегов выделили Североморску личного сопровождающего — сторожевик Флота Ее Величества. Однако 1700-тонный HMS Mersey (P283), специализированный на задачах береговой охраны и имеющий символическое вооружение из 20-мм зенитной пушки и пары пулеметов, оказался неровня российскому гостю.
А посему сторожевик заменил HMS Iron Duke (F234) — фрегат тип 23 с полным водоизмещением 4900 тонн и вооружением из противокорабельных ракет Гарпун (Harpoon) и зенитных Морской Волк (Sea Wolf). Однако и он значительно уступает нашему БПК. Между тем, сопровождающими флагмана Северного Флота Адмирал Кузнецов выступали новейшие эсминцы тип 45, которые по водоизмещению, мореходности и боевым качествам более приближены к БПК проекта 1155.
Вспомним, что на встрече 23 февраля с.г. Президента России с офицерами Северного флота, отличившимися при выполнении служебно-боевых задач в акватории Средиземного моря, у побережья Сирийской Арабской Республики, зашел разговор о сопровождении нашей авианосной группы кораблями военно-морских сил стран Североатлантического Договора.
Рядом с нами решали задачи корабли НАТО постоянно на переходе из Средиземного моря в назначенный район и обратно. Рядом с нами находилось около восьми кораблей, и действия их носили далеко не дружественный характер, — вспоминал начальник походного штаба корабельной несущей группы капитан первого ранга Андрей Салошин. Было бы лучше, если британские летчики и моряки, как их деды во время войны с германским фашизмом, выступили вместе с нами против незаконных банд формирований в Арабской Республике
Что же касается Северодвинска, то через неделю после прохождения у берегов Туманного Альбиона, БПК прибыл к пункту постоянного базирования военно-морской базе Североморск.
Пророчества Черчилля
Коль скоро в контексте дальнего похода Североморска мы упомянули британцев, то есть резон вспомнить об их великом соотечественнике, руководившем страной в годы Второй Мировой Войны — Уинстоне Черчилле.
Мемуары премьера Великобритании содержат фрагменты о беседах с глазу на глаз со Сталиным. Черчилль пишет: Я сказал, что становление России как великой морской державы соответствует моей политике. Я бы хотел видеть русские корабли на просторах Мирового океана. До сего времени Россия была словно гигант с ноздрями, заткнутыми узкими выходами из Балтики и Черного Моря. Я повторил, что приветствую появление России на океанских просторах, и что это мое утверждение относится не только к Дарданеллам, но и Каналу в Киле, которому надлежит функционировать по типу Суэцкого, а также к теплым водам Тихого океана.
На возражения военных и политиков своего окружения, Черчилль отвечал: Если они сами хотят стать морской державой, зачем нам возражать?! Так или иначе, но слова Черчилля о русских кораблях на просторах Мирового океана превратились в реальность. Сегодня наши торговые суда и военно-морской флот можно встретить в самых отдаленных точках планеты. Поход Североморска — хорошее тому подтверждение.
Что же касается гиганта с ноздрями, заткнутыми узкими выходами из Балтики и Черного Моря, то сегодня подобное сравнение не работает. Причиной тому большое развитие, что получил Северный Флот во второй половине прошлого и начале нынешнего века. Он стал авианосным и атомным, в его составе десятки подводных крейсеров с ракетно-ядерным оружием на борту.
Превращение наших сил береговой обороны в океанский ракетно-ядерный флот с неограниченным радиусом действия оправило в прошлое одно время господствующую в умах английских стратегов концепцию Fleet in being флот существует. Согласно ей, в мирное время военным кораблям лучше отстаиваться в крупных, хорошо защищенных базах. С тем, чтобы в момент развязывания войны противником не попасть под удар его морских сил, и тем самым сохранить линкоры и крейсера для грядущих сражений на более выгодных условиях. Сегодня ситуация иная: как раз таки присутствие большого числа подводных и подводных крейсеров в море и создает ситуацию, при которой носители ядерного оружия выведены на оперативный простор, где потенциальному агрессору их труднее всего уничтожить без тяжелых последствий для собственной безопасности.
О месте и будущем кораблей проекта 1155
В заключение хотелось бы коснуться темы дальнейшей судьбы кораблей проекта 1155, спроектированных Северным проектно-конструкторским бюро в семидесятые годы прошлого века. Назначение: борьба с вражескими атомными субмаринами лодками в океанской зоне, обеспечение боевых действий своих подводных лодок и охранение надводных кораблей. Перечисленные задачи корабль должен решать в составе поисково-ударной группы во взаимодействии с другими силами флота.
Состав вооружения и действия в океанской зоне определили основные параметры проекта 1155: полное водоизмещение порядка семи с половиной тысяч тонн, длина по ватерлинии 145 метров, максимальная скорость около 30 узлов. С учетом численности экипажа (220 человек включая 29 офицеров) автономность по запасам провизии составляет 30 суток. Флот с 1980 по 1991 гг. получил двенадцать кораблей проекта 1155 (четыре сделаны на Северной Верфи и восемь калининградском заводе Янтарь). Развал Советского Союза нашел отражение в том факте, что Адмирал Чабаненко улучшенного проекта 11551 строился десять лет со сдачей в 1999-м. На рубеже веков несколько кораблей ранней постройки были разобраны на металл; остающимся в строю корпусам необходим ремонт с модернизацией.
Между тем, в эксплуатации проект 1155 показал себя лучше многих других, прежде всего благодаря надежной газотурбинной энергетической установке на основе пары маршевых и пары форсажных турбин. Об этом свидетельствует список крупных надводных кораблей в главной базе Северного Флота. Сегодня в Североморске базируются: ТАВКР проекта 11435 Адмирал Кузнецов, тяжёлый атомный ракетный крейсер проекта 11442 Пётр Великий, ракетный крейсер проекта 1164 Маршал Устинов, эсминцы проекта 956 Адмирал Ушаков и Гремящий (последний в резерве). А самыми многочисленными из кораблей первого ранга являются пять БПК проекта 1155: Североморск, Вице-Адмирал Кулаков, Адмирал Левченко, Адмирал Харламов и Адмирал Чабаненко (последний отличается составом вооружения).
Известно, что разработчик вышеупомянутых типов Северное проектно-конструкторское бюро занимается вопросами модернизации вышеуказанных типов. В соответствии с решением Совета директоров АО Северное ПКБ с 6 июня 2017 года в должность генерального директора Общества вступил Андрей Аркадьевич Дьячков. С приходом нового руководителя, имеющего репутацию высококлассного специалиста и опытного менеджера, должна активизироваться работа по этому, и другим направлениям.
Ранее в этом году представитель департамента информации и массовых коммуникаций Минобороны РФ по ВМФ капитан первого ранга Игоря Дыгало сообщил журналистам, что до 2022 года будет проведен ремонт с модернизацией пяти больших противолодочных кораблей проекта 1155 Северного и Тихоокеанского флотов Военно-морского флота России. Хотелось бы верить, что в будущем этот список будет расширен и в него попадут все сохранившиеся корпуса данного типа. Восьмимесячный поход Североморска показал, что они этого достойны.
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео