Яхтсмены, туристы, браконьеры: ФСБ составила портрет нарушителя морской границы
Кто не любил в детстве стих про мальчика Алешу и коричневую пуговку? На его слова потом еще была написана популярная советская песня о разоблачении пионерами иностранного шпиона. Написанное аж в 1939 году, это стихотворение до сих пор у многих ассоциируется с пограничниками (найденную пуговку Алеша отнес начальнику погранзаставы). А сама граница для россиян — то место, где ловят шпионов и перебежчиков. Но только ли? С чем сталкиваются российские пограничники сегодня? Почему так и не пришла та самая пора, когда «можно открывать все запоры»? И почему сегодня делается ставка на морскую погранзаставу? Обо всем этом накануне Дня пограничника «МК» рассказал заместитель начальника Пограничной службы ФСБ России — руководитель департамента береговой охраны вице-адмирал Геннадий МЕДВЕДЕВ. ИЗ ДОСЬЕ "МК" Россия сегодня граничит с 18 странами. Протяженность ее границ — самая большая в мире и составляет более 62 тысяч км, из которых по морю свыше 37 тысяч км. — Геннадий Николаевич, вы до недавнего времени возглавляли Пограничное управление ФСБ России по Республике Крым. Есть разница между тем, что было там три года назад, и тем, что происходит сейчас? — Три года назад мы создавали пограничный орган практически с нуля в условиях энергетической, продовольственной и морской блокады Крыма. Сотрудников спешно набирали туда со всех регионов. — А как же те украинские пограничники, которые были там? Они уехали из Крыма? — Нет, многие военнослужащие государственной Пограничной службы Украины изъявили желание остаться. Они прошли переподготовку, получили российские паспорта. Сложности были не только с людьми, но и с техникой, с кораблями (их не хватало). А еще мы должны были обустраивать границу на «северном» рубеже, где раньше она в принципе отсутствовала. Но сейчас работа Пограничного управления ФСБ России по Республике Крым налажена не хуже, чем на других рубежах. А вообще, как думаете, в чем особенность Крыма для пограничников? — В том, что там есть и сухопутные и морские участки границы. — Верно. А еще там до сих пор далеко не дружеские действия наших северных соседей. В условиях политической напряженности во взаимоотношениях с Украиной контакты с украинскими пограничниками оказались свернуты. По их инициативе. А это осложняет разрешение пограничных инцидентов и провокаций, возникающих на государственной границе. — А какова ситуация там с браконьерством? — За годы нахождения Крыма в составе Украины водным биологическим ресурсам Черного и Азовского морей был нанесен ощутимый ущерб. Все это именно из-за процветающего браконьерства. Нам пришлось много разговаривать с местным населением, доводить до него требования российского законодательства. Большинство жителей Республики Крым с пониманием отнеслись к этому. — Вообще на границах с Украиной сегодня по-прежнему «жарко»? — Скажу так: активность кораблей и авиации украинских вооруженных сил в Азово-Черноморском регионе не снижается. За последний год мы зафиксировали более 80 провокационных подходов кораблей и облетов авиации. — Что значит в данном случае «провокационных»? — В опасной близости от российских объектов морской экономической деятельности. — Сейчас вы отвечаете за государственную границу России на всех морских направлениях? — Да. За государственную границу, проходящую по 13 морям, которую охраняют 13 пограничных управлений. Замечу, что обстановка в каждом регионе имеет свои особенности. Изменение геополитической обстановки требует гибкости и оперативности принятия решений по каждому морскому направлению. Ну а в целом, как вы можете догадываться, береговая охрана пограничных органов практически ежедневно сталкивается с проявлениями угроз безопасности национальным интересам России. — А можно конкретнее? Где серьезнее всего ситуация? — Сложная ситуация остается в Черном море, где присутствуют военные корабли стран НАТО. Мы фиксируем интенсивность учебно-тренировочных мероприятий судами ВМС Швеции, Польши, Франции, Германии вблизи наших морских границ в Балтийском море. В российских арктических морях очень активны некоторые международные экологические организации. Нам кажется, что их деятельность под прикрытием лозунгов «борьбы за экологию» направлена на срыв реализации важных государственных экономических проектов. — Уверена, они с вами бы сейчас поспорили. Но расскажите лучше о другом — много было задержано иностранных судов, которые пытались ловить нашу, российскую рыбку? — Сразу оговорюсь, что наша основная задача даже не в том, чтобы поймать нарушителя, а в том, чтобы обеспечивать законопослушным пользователям благоприятные условия для осуществления рыболовства (пресекая деятельность трансграничной преступности в промысловых районах). Задержания проводятся лишь в тех случаях, когда нарушения влекут за собой ощутимый экономический или экологический ущерб водным биоресурсам. К ним в первую очередь относится рыболовство в запретных районах, запретными орудиями и ряд других. Немного цифр. В прошлом году на судах рыбопромыслового флота выявлено свыше трех тысяч нарушений природоохранного законодательства. При этом задержано и доставлено в российские порты 52 судна под флагами России, Того, Сьерра-Леоне, Танзании, Микронезии, КНР, Японии и КНДР. На их борту обнаружено около 1,5 тысячи тонн неучтенных водных биоресурсов, в том числе свыше 140 тонн такого ценного вида, как краб, и продукции из него. Но это еще не все. За нарушение режима государственной границы задержано 56 маломерных судов с 263 иностранными гражданами, которые предпринимали попытки незаконной добычи водных биоресурсов в территориальном море Российской Федерации. В судебном порядке конфисковано 7 судов под «удобными» флагами, из которых 4 — под флагом Того, 2 — Сьерра-Леоне, 1 — Камбоджи. Все эти суда были задержаны в исключительной экономической зоне Российской Федерации Тихоокеанского региона за незаконную добычу краба без разрешительных документов. А вообще проблема незаконного рыболовства наиболее остро проявляется в Тихоокеанском и Каспийском регионах. — Почему именно там? — Там больше всего ценных видов — осетровые и лососевые, крабы, морской еж. Они пользуются высоким спросом, стоят дорого. Из 887 задержанных маломерных судов — 462 (52%) приходится на Каспийский регион, 390 (44%) — на Тихоокеанский. Наибольшее количество нарушений на промысловых судах (2591, или 86%) выявлено в дальневосточных морях. — А стрелять приходилось пограничникам? — Только в этих двух регионах. Было 32 случая предупредительной стрельбы. При этом 22 раза оружие применяли сотрудники пограничных органов Каспийского региона и 10 — Тихоокеанского. — Кроме браконьеров кто еще нарушает морскую границу? — Туристические яхты и «рыбаки-любители» на малых плавсредствах. Как правило, они выходят в море без уведомления пограничных органов, в темное время суток или без удостоверяющих личность документов, а также с невыполнением правил следования от государственной границы до пункта пропуска. — Были ли случаи вооруженного столкновения между береговой охраной и частными владельцами дорогих яхт? — Насколько яхты дорогие, не берусь утверждать. Для нас важным является не то, какова их стоимость, а насколько владельцы осознают допущенное нарушение. В прошлом году сотрудниками береговой охраны на различных морских направлениях за нарушения режима государственной границы к административной ответственности привлечены капитаны семи яхт под флагами России, Финляндии, Франции, Швеции и США. Инцидентов с применением оружия не возникало. — Где-то читала, что российская береговая охрана якобы передвигается на «дырявых посудинах». Так все плохо с кораблями? — Нет, конечно. У подразделений береговой охраны есть современная техника. В 2016 году появилось 29 новых кораблей и катеров. В декабре прошлого года завершены государственные испытания и принят в состав пограничных органов головной пограничный сторожевой корабль 1 ранга «Полярная звезда». Корабль такого класса поступил в пограничные органы впервые за 27 лет и специально спроектирован для решения задач пограничной деятельности в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации. После успешных испытаний на Балтике в начале 2017 года «Полярная звезда» прибыла к месту постоянной дислокации в Мурманск и приступила к несению пограничной службы в западной части Арктики. Корабль имеет ледовое усиление, авиационный комплекс и по своим характеристикам соответствует лучшим мировым аналогам. В нем воплощены последние достижения конструкторской мысли, в том числе в сфере информационных технологий. СПРАВКА "МК" Корабль «Полярная звезда» может автономно «прожить» 60 суток. Он способен преодолевать лед толщиной до 80 см. Вооружение включает 76-мм универсальную артиллерийскую установку АК-176МА и две 14,5-мм пулеметные установки МТПУ. На корабле есть взлетно-посадочная площадка и ангар для вертолетов. Идет плановое перевооружение пограничных органов на новейшие образцы техники от малого катера до корабля 1 ранга включительно. Задача, поставленная Президентом Российской Федерации по доведению до требуемого уровня оснащения пограничных органов современными средствами вооружений, будет выполнена. — Не сомневаюсь, что День пограничника для вас — главный и любимый праздник. Как будете его отмечать в этом году? — Вы правы, действительно День пограничника для меня любимый праздник. А вообще он для многих наших сотрудников — семейный. В пограничных органах проходят службу офицеры во втором и даже в третьем поколениях. Как отмечать? Для нас давно стало доброй традицией встречи с ветеранами, посвятившими всю жизнь защите рубежей нашей Родины. Будет много разных мероприятий. Приглашаю всех желающих на Поклонную гору и к памятнику пограничникам Отечества. Пользуясь случаем, хочу поздравить через «МК» всех сотрудников, ветеранов пограничных войск и их семьи!