Могила героя: один из братьев Газданов похоронен в Латвии

ЦХИНВАЛ, 25 мая — . Журналисты Sputnik в середине мая узнали о братской могиле, где похоронен Шамиль Газданов — один из семи легендарных братьев из , погибших на полях сражений Великой Отечественной войны.

Могила героя: один из братьев Газданов похоронен в Латвии
© Sputnik Южная Осетия

Его родственники считали, что он погиб под Берлином, но вот поступила информация из Латвии: прах бойца покоится совсем в другой стране, хотя тоже расположенной у берега Балтийского моря. Министр по вопросам национальных отношений Северной Осетии заявил: "Там никто из Осетии еще не был и цветы к этой могиле не принес". Но теперь ситуация изменится.

Видео дня

Одна семья — и все герои

Корреспондент Sputnik связался с руководителем организации Ruthenia, известным латвийским краеведом Александром Ржавиным, который специально для Sputnik собрал ценную информацию.

Братья Газдановы — семь уроженцев североосетинского села Дзуарикау — погибли в разное время и в разных местах. Их мать Тасо Газданова умерла после получения третьей похоронки. В их родном селе установлен памятник, изображающий скорбящую мать и семерых журавлей, которые символизируют ее сыновей.

"История героической семьи четко ложится в историю всей Великой Отечественной. У кого-то война унесла единственного ребенка, а были такие семьи, где погибли все или почти все дети. Семь братьев Газдановых из села Дзуарикау ушли на фронт — и никто не вернулся домой. Махарбек погиб в 1941 году, защищая . Магомет и Хаджисмел погибли, защищая . Дзарахмет погиб в бою в . Созрико пал где-то под Киевом. Самый младший, Хасанбек, пропал без вести еще в сентябре 1941 года в . Они были простыми красноармейцами. А вот Шамиль уже с 1937 года был в Красной армии и стал офицером. Воевал храбро. Стал кавалером двух орденов Красной Звезды и орденов Отечественной войны обеих степеней", — рассказывает Александр Ржавин.

Гвардии лейтенант Шамиль Газданов, командир минометной роты 6-го гвардейского стрелкового полка 2-й гвардейской стрелковой дивизии, погиб в бою 23 ноября 1944-го. Изначально он был похоронен юго-восточнее поселка Никраце, а после войны перезахоронен на мемориале у хутора Лиекни Скрундского края.

В донесении о потерях его фамилия записана как Гозданов. Вообще, в документах разнобой — то Газданов, то Гозданов. При этом на памятных плитах мемориала фамилия Газданов записана правильно, а вот отчество в паспорте захоронения (как и в донесении о потерях) указано Алексеевич — вместо Асахметович.

Между прочим там же, в волости Никраце, похоронен еще и ефрейтор Петр Иванович Куприянов, Герой Советского Союза, повторивший подвиг Матросова. Воевать он начал еще в партизанском отряде, а после освобождения громил фашистов уже на фронте. 2 ноября 1944 года разведчик 3-го батальона 53-й мотострелковой бригады 29-го танкового корпуса Куприянов погиб к югу от поселка Никраце, а после войны был перезахоронен на том же мемориале, что и Шамиль Газданов.

У Петра Куприянова были четыре брата: Михаил, Николай, Степан и Владимир. Все они воевали, но домой вернулся только один из них, Владимир. Однако, его здоровье было подорвано в плену, и он умер всего через три года после Победы.

В Латвии похоронено много выходцев из Осетии, в частности в на кладбище военнопленных в Зиепниеккалнсе. Несколько осетин попали в нацистский лагерь военнопленных Stalag-350… Есть захоронение и в Мадоне, и в поселке Индра, и в . Еще один осетин, , похоронен близ того же хутора Лиекни, что и Газданов.

Цена Курляндского котла

Вспомним историю того страшного времени. 10 октября 1944 года советские войска достигли побережья Балтийского моря севернее . Немецкая группа армий "Север" была окончательно отрезана от группы армий "Центр", образовался Курляндский котел.

Бои за него длились еще 9 месяцев, до самого конца войны. И только после капитуляции гитлеровские войска, зажатые в котле, начали сдаваться в плен. Хотя и не все. Кто-то пытался пробиться на запад, и последнее крупное сражение произошло именно в Курземе (западная часть Латвии) в конце мая…

Было две неудачных попытки пробить линию обороны немцев в котле. В ходе подготовки третьего мощного наступления на курляндскую группировку германских войск в конце декабря 1944 года советские войска решали локальные задачи для предстоящей атаки всеми силами фронтов, воевавших против "котла".

В идеале советские части должны были бы достигнуть шоссейной и железной дорог, соединявших города Лиепая и , и перерезать их. В состав 11-го корпуса входили три дивизии, одна из них — 2-я гвардейская стрелковая, в которой служил Шамиль Газданов. На тот момент он был командир минометной роты 6-го гвардейского стрелкового полка.

Земля, залитая кровью

Дивизия расположилась в районе поселка Никраце. Она должна была принять участие в наступлении корпуса вторым эшелоном. Корпус начал наступление 23 ноября, а дивизия Газданова — через два дня. Перед этим 2-я гвардейская стрелковая дивизия вела бои местного значения, готовясь форсировать реку Штервелис, приток Венты. Большой урон наносила вражеская артиллерия. В ходе одного из таких локальных боев и погиб Шамиль Газданов…

К сожалению, наступление не имело большого успеха. Дивизия продвинулась всего на 2-3 километра. Более того, немцы вскоре перешли в контрнаступление, и в конце месяца советские дивизии уже были вынуждены перейти к обороне на занятых рубежах. Потери были большими. Только во 2-й гвардейской стрелковой дивизии были убиты 91 человек и 326 ранены.

Потери были и у других советских частей на этом направлении. Обильно была полита кровью красноармейцев волость Никрацес. После войны, когда отдельные и небольшие братские могилы были укрупнены, у хутора Лиекни создали большой мемориал. Там увековечены почти три тысячи имен воинов, погибших в 1944-1945 годах.