Правила игры
на железнодорожных путях изучает заведующий отделом бизнеса Владимир Дзагуто Вслед за блокированием российских интернет-ресурсов, антидемпинговыми пошлинами на конфеты и карбамид из РФ, планами запретить георгиевскую ленточку и согласовывать назначения иерархов УПЦ МП Киев решил взяться за рельсы. Министерство инфраструктуры Украины в понедельник объявило о том, что на заседании французско-украинской группы поднимался вопрос о том, чтобы переделать железнодорожную колею страны. С одной стороны, ничего неожиданного. Украина долго балансировала между демонстративным отказом от всего русского и сохранением части отношений, которые экономически выгодны. Но в последние месяцы это изменилось: Киев начал штамповать указы по созданию нормативного железного занавеса. Он, конечно, часто на поверку оказывается жестяным (блокировать рунет толком не удалось), но тренд на то, что политика важнее экономики, виден. Железных дорог это не могло не коснуться. Так, последние сводные санкции Киева, по большей части повторявшие старые указы, были точечно усилены в части запрета Федеральной грузовой компании ОАО РЖД, и сейчас в стране невозможно использовать вагоны почти всех крупных операторов РФ. Но колея -- это проблема иного масштаба. Перевод сети железных дорог на другую ширину стоит слишком дорого, чтобы крупная держава решилась на такое. Финляндия, унаследовавшая от Российской Империи русскую колею в 1524 мм, до сих пор ее сохраняет, а перевод небольшой железной дороги Сахалина с японской колеи на наши 1520 мм неторопливо ведут с прошлого века. В экс-СССР единственный крупный проект с европейскими 1435 мм -- планируемая магистраль Rail Baltica от Таллина до Берлина ценой до €5,8 млрд и c неоднозначной эффективностью. Но, возможно, Киев может вести речь не столько о переводе всех дорог на европейские 1435 мм, а, например, о строительстве экспортных веток. В энергетике есть такой проект: Бурштынская ТЭС, не соединенная с энергосистемой Украины и работающая на экспорт. Но основной экспорт -- сырьевой, а шахты, рудники, домны -- на востоке, что, по сути, потребует дублирования сети. Есть еще вариант строительства узкой колеи от границы до портов -- Одессы или Николаева -- с расчетом на перехват черноморских грузов из Азии. Но неясно, чем этот вариант будет интереснее грузоотправителям, чем перевалка через порты Румынии или Болгарии. Есть и еще один вопрос: даже если предположить, что Киев находит миллиарды евро на прокладку экспортных коридоров на 1435 мм, то потребуется найти подвижной состав, который будет по ним ездить. И тут Украине придется решать, отдавать ли этот коридор европейцам, лишая свою "Укрзализныцу" экспортных доходов, либо искать средства и на закупку новых вагонов и локомотивов (и, скорее всего, опять-таки за границей).