В пятницу, 24 марта, в силу вступил запрет на перевозку в салонах самолетов, следующих в США из ряда стран, крупной электроники. Теперь при таких полетах на борт нельзя брать ничего больше мобильного телефона. Хотя России в этом списке нет, многих россиян ограничения все же коснутся. «Лента.ру» рассказывает, кому стоит опасаться за свои ноутбуки и как провезти их в США. В ночь на вторник, 21 марта, СМИ сообщили о планах правительства США запретить пассажирам рейсов, прибывающих из некоторых арабских и африканских государств, брать в салон самолета крупногабаритные электронные устройства. Спустя несколько часов выяснилось, что ничего крупнее сотового телефона ввезти в США в салоне лайнеров не смогут пассажиры, вылетающие из Египта, Иордании, Кувейта, Марокко, Катара, Саудовской Аравии, Турции и ОАЭ. Ограничения касаются лишь рейсов, осуществляющихся из 10 аэропортов, расположенных в этих странах: международный аэропорт «Королева Алия», Амман, Иордания; международный аэропорт Каир, Египет; аэропорт имени Ататюрка, Стамбул, Турция; аэропорт «Король Абдул-Азиз», Джидда, Саудовская Аравия; аэропорт «Король Халид», Эр-Рияд, Саудовская Аравия; кувейтский международный аэропорт, Эль-Кувейт, Кувейт; международный аэропорт имени Мухаммеда V, Касабланка, Марокко; международный аэропорт Хамад, Доха, Катар; международный аэропорт Дубая, ОАЭ; международный аэропорт Абу-Даби, ОАЭ. В тот же день с подобным запретом выступили и власти Великобритании. Список стран немного отличается: в него входят Турция, Ливан, Иордания, Египет, Тунис и Саудовская Аравия. Под ограничения попадают все рейсы из этих стран, независимо от аэропорта вылета. В среду, 22 марта, министр транспорта Канады Марк Гарно заявил, что его страна также рассматривает возможность введения подобных ограничений. Однако конкретных сроков не назвал. Интересно, что власти Великобритании указывают минимальные размеры устройств, которые по новым правилам придется сдавать в багаж: 16-9,3-1,5 сантиметров — чуть больше флагманского iPhone от Apple. Однако в постановлении Министерства внутренней безопасности США ничего такого нет; вполне вероятно, что под запрет попадет и «слишком большой» мобильник. Объясняются новые ограничения проблемами безопасности. Как уточняет Rambler News Service, запрет связан с информацией о готовящемся теракте «Аль-Каиды». Американские разведслужбы занимаются этим уже несколько месяцев, и после рейда американского спецназа в Йемене на позиции «Аль-Каиды» в начале 2017 года кое-что прояснилось. По данным разведки, террористы уже давно пытаются создать бомбу с низким или нулевым содержанием металла для совершения терактов в самолетах. Washington Post сомневается в эффективности нововведений. Журналисты высказывают предположение, что ограничительные меры связаны не с безопасностью, а с лоббизмом интересов американских перевозчиков, которых в последнее время теснят авиакомпании с Ближнего Востока, способные за счет субсидий от своих правительств предложить лучшие цены на трансатлантические перелеты. Кроме того, Emirates, Etihad и Qatar Airways, которые в первую очередь пострадают от ограничений, выбирают многие обеспеченные пассажиры — бизнес- и первый класс этих авиакомпаний считается лучшим в мире. Американские United Airlines, American Airlines и Delta уже не раз жаловались на своих конкурентов с Востока и просили правительство о помощи. Соглашаются с выводами американского издания и российские эксперты. Директор компании AVT.Travel Азамат Сабиров считает эти ограничения очень странными. «Такие выборочные меры не решают глобально вопроса и только раздражают туристическое сообщество», — отмечает эксперт. По словам Сабирова, в IATA (Международная ассоциация воздушного транспорта) уже давно пора выработать единые правила, которые бы не позволяли отдельным странам и авиакомпаниям вводить собственные запреты, зачастую противоречащие друг другу. PR-директор туристического сервиса Aviasales Янис Дзенис говорит, что запрет затронет тех россиян, кто путешествует в США с пересадками в вышеназванных странах. При этом Дзенис уточняет, что число таких путешественников невелико. Эксперты рынка не могут назвать точных объемов российского пассажиропотока, попадающего в США через арабские государства — некоторые туристы летят транзитом, другие задерживаются в промежуточных пунктах на несколько дней. Пресс-секретарь OneTwoTrip Артур Большаков напоминает о широкой распродаже билетов в США и Канаду из России, устроенной авиакомпанией Turkish Airlines. В рамках акции цены на перелеты по этим направлениям были ниже среднерыночных примерно в полтора раза, и многие россияне этим воспользовались. В Turkish Airlines «Ленте.ру» не смогли оперативно предоставить информацию о числе российских пассажиров, следующих в США из России с пересадками в Стамбуле. Именно через Стамбул, по заверениям экспертов, россияне чаще всего (из включенных в ограничительный список городов) летают в США. По словам авиаэксперта, редактора сайта aviablogger.com Константина Парфенёнка, ограничения коснутся и транзитных пассажиров — то есть тех, кто получает все посадочные еще в Москве и сдает багаж до конечной точки маршрута. «То есть если мы летим через Дубай или Стамбул в США, надо сдавать электронику. Правда, непонятно, где это будут делать транзитные пассажиры — при вылете из Москвы или же уже в аэропорту пересадки на гейте, перед посадкой», — уточняет Парфенёнок. На момент публикации материала каких-либо инструкций о сдаче электроники в багаж на сайтах авиакомпаний, которых коснулся запрет, опубликовано не было. Азамат Сабиров считает, что одно из главных неудобств, с которым могут столкнуться лишившиеся планшетов и ноутбуков пассажиры, — банальная скука. Не все лайнеры оборудованы мультимедийными системами для пассажиров, а многочасовой трансатлантический перелет — это не часовой рейс из Москвы в Петербург. Перевозчики уже поспешили уверить пассажиров, что во время перелета в США скучно им не будет. Qatar Airways похвасталась тремя тысячами каналов в бортовой мультимедийной системе, а Emirates даже выпустила видеоролик про развлечения на борту: Другая проблема — безопасность. Осенью 2016 года Росавиация и ряд российских авиакомпаний запретили пассажирам использовать смартфоны Samsung Galaxy Note 7 во время полета по причине их самовозгорания и взрывов. Уже в марте этого года у одной из пассажирок летевшего из Пекина в Мельбурн рейса на голове взорвались наушники. Когда подобные инциденты происходят в салоне лайнера, у бортпроводников есть возможность на них среагировать, однако если какой-либо гаджет воспламенится в багажном отсеке, последствия могут быть самыми непредсказуемыми. Кроме того, даже самые уважаемые авиакомпании периодически теряют багаж или отправляют его не по тому направлению. В таком случае, прилетев в США, путешественникам придется как минимум несколько дней обходиться не только без сменной одежды, но и без техники. Если потеряется чемодан с оборудованием, например, едущего в командировку фотографа, то быстро купить нужную технику просто не удастся, а значит, командировка будет сорвана. То же самое касается и поломок техники при транспортировке. По словам основателя компании Compensair Романа Гильманова, срок рассмотрения жалоб на повреждения или утерю багажа у большинства авиакомпаний составляет 30 дней, а возмещение пассажир получает еще позже. Главный совет экспертов — при перелетах в США стоит выбирать либо прямые авиарейсы, либо со стыковкой в странах Европы. Тогда никаких проблем с перевозкой электроники не возникнет. Если же билеты в США с пересадкой в Стамбуле или Дубае (или в других странах из списка) уже куплены, то стоит заранее связаться с колл-центром перевозчика и узнать правила для конкретного рейса. Эксперты отмечают, что, скорее всего, в ближайшее время попавшие под ограничения авиакомпании выступят с официальными разъяснениями. Еще одно правило — обязательно страховать багаж от повреждений и утери. Пока же лучше сдавать электронику в багаж при посадке в начальном пункте путешествия, а не на стыковке — там с этим могут возникнуть проблемы.