Войти в почту

История сомалийского пиратства

Досье Пиратство у побережья Сомали в северо-западной части Индийского океана превратилось в международную проблему в середине 2000-х годов. По оценкам экспертов, в пиковый 2011 год потери мировой экономики от пиратства в регионе составили $6,6-6,9 млрд. 80% ущерба приходится на отрасль морского транспорта, остальное -- расходы национальных правительств. С 2012 года начался резкий спад активности пиратов. Последний раз сомалийские пираты успешно захватили греческий танкер Smyrni 10 мая 2012 года. Согласно отчету Международного морского бюро, в 2011 году пираты атаковали 237 судов, сумев захватить 28 из них. По разным оценкам, пираты получили от $80 млн до $160 млн. Общая сумма полученных ими выкупов приближается к отметке $500 млн. К концу 2000-х зона действия сомалийских пиратов расширилась за пределы Аденского залива, где в 2008 году было зафиксировано подавляющее большинство нападений, вплоть до берегов Индии и Мадагаскара. Средний размер выкупа увеличился со $150 тыс. в 2005 году до $4,5-5 млн в 2011-м. Рекордным стал выкуп за супертанкер Irene SL. За судно с 2 млн баррелей нефти рыночной стоимостью $200 млн было заплачено $13,5 млн. В конце 2000-х годов военные суда свыше 30 государств, в том числе России, Индии и Китая, начали дежурство у побережья Сомали. На регулярной основе проводились операции военно-морских сил ЕС (Atalanta), НАТО (Ocean Shield) и международных сил (Combined Task Force 151). Общее число задействованных в этих операциях судов ежедневно достигало 18 единиц. В начале 2012 года международные силы увеличили свое присутствие в Индийском океане. Более 25 военных судов Китая, России, Индии и Японии патрулировали участок океана площадью 8,3 млн кв. км (порядка четверти площади Африки). В июле 2012 года Евросоюз начал проведение новой масштабной операции EUCAP Nestor, многократно усилив рейды в Индийском океане. В 2013 году пираты совершили только девять безуспешных попыток захвата судов. Евгений Федуненко