Войти в почту

Сергей Крюков: Россия из Африки не уходила

Сергей Крюков, посол РФ в Сенегале и Гамбии по совместительству, в интервью ТАСС, посвященном Дню дипломатического работника, рассказал о том, почему присутствие в Африке необходимо России, и о перспективах сотрудничества со странами континента. Крюков подробно остановился на урегулировании политического кризиса в Гамбии, которое, по его мнению, показало, что Африка учится сама справляться с встающими перед ней вызовами. — Сергей Николаевич, в интервью, приуроченном ко Дню дипломатического работника, хотелось бы спросить, в чем вы видите главные особенности дипломатической работы в Африке? Насколько тяжела работа в таком далеком и непохожем на Россию регионе? — Прежде всего хотел бы поблагодарить за предоставленную возможность поделиться профессиональными и личными впечатлениями от дипломатической работы на Африканском континенте, в частности в Сенегале и Гамбии, где я аккредитован по совместительству. Пользуясь случаем, искренне поздравляю всех коллег-дипломатов с нашим профессиональным праздником — Днем дипломатического работника, отмечаемым 10 февраля. Желаю всем крепкого здоровья и дальнейших успехов в нашей общей, такой важной и нужной для страны работе по отстаиванию национальных интересов России на международной арене в непростых современных условиях. Несколько слов об Африке в целом. Уже давно ушли в прошлое споры о том, нужна ли она нашей стране. Становится все более очевидным, что не просто нужна, но и весьма перспективна с самых разных точек зрения. Во-первых, Африка — это 54 государства, которые составляют одну четверть членов ООН. Подходы подавляющего большинства африканцев к глобальным и региональным проблемам близки, а подчас и полностью совпадают с российскими. Это хорошая основа для взаимодействия и координации подходов в рамках универсальной организации, привлечения наших африканских друзей к поддержке продвигаемых Россией инициатив и кандидатур для избрания на ответственные посты в специализированных органах ООН. Политическая поддержка африканцев дорогого стоит. По существу это внешнеполитический резерв, на который мы при необходимости можем опираться. Во-вторых, Африка обладает разнообразными и практически неисчерпаемыми природными ресурсами. Роль континента как поставщика этих ресурсов на мировые рынки трудно переоценить. Уже сейчас многие российские сырьевые компании активно задействованы в разработке африканских недр, что позволяет получать на выгодных условиях сырье, необходимое для российской промышленности. В-третьих, Африка является перспективным рынком для сбыта российской промышленной продукции, в том числе высокотехнологичной, которая по ряду причин с трудом пробивает себе дорогу на рынки индустриально развитых государств. Это могут быть и электротехнические товары, и электроника, и автомашины, и строительная техника, и гражданские самолеты, и многое, многое другое. В-четвертых, Африка способна стать поставщиком многих сельскохозяйственных и продовольственных товаров на российский рынок: фруктов, овощей, мяса, рыбы, арахиса, чая, кофе и т. д., а также изделий легкой промышленности, прежде всего текстиля, одежды, обуви, которые по уровню качества подчас не уступают лучшим мировым образцам. Факторов, говорящих в пользу всемерного дальнейшего укрепления отношений с Африканским континентом, можно было бы перечислить еще много, но и тех, что названы, достаточно, чтобы не сомневаться: Африка по праву занимает важное место в системе российских внешнеполитических координат. В полной мере это относится и к Сенегалу, и к Гамбии, к которым мы еще вернемся. Что касается специфики дипломатической работы в Африке, то она, безусловно, есть. Посольства в странах континента, как правило, небольшие, поэтому дипломатам приходится выступать "многостаночниками": заниматься одновременно решением всего комплекса задач, стоящих перед каждым конкретным посольством. Это непросто, зато молодежь у нас быстро растет в профессиональном плане. Работая в Африке, необходимо учитывать цивилизационно-культурную специфику, религиозный фактор, местные обычаи и традиции, климатические особенности, распространенность на континенте опасных инфекционных заболеваний. Иногда приходится жить и трудиться в сложной внутриполитической обстановке, в условиях внутренних вооруженных конфликтов. Подчас вынуждены преодолевать несвойственные для других регионов трудности, связанные с отсутствием нормальной медицины, возможности обучать детей в местных школах, покупать привычные продукты, элементарной базы для проведения досуга. Априори в Африке работать, конечно, непросто. С другой стороны, континент является частью современного мира, быстро развивается, практически повсеместно появляется необходимая инфраструктура, улучшается снабжение, повышаются стандарты предоставляемых услуг. То есть трудности в известном смысле относительны. — Советский Союз в свое время играл важнейшую роль в жизни Африки, внес большой вклад в борьбу народов континента против империализма. Позднее, однако, российское присутствие в регионе снизилось, в различных африканских странах приходится слышать о практически полном господстве китайского бизнеса. Возможно ли возвращение России в Африку в этих условиях? Есть ли смысл в таком возвращении? — Вы, безусловно, правы, когда отмечаете важную роль Советского Союза в жизни Африки. СССР внес решающий вклад в обретение независимости государствами континента, в становление их суверенитета и национальных экономик. Об этом в Африке, кстати, до сих пор помнят и искренне благодарны нашей стране за бесценную поддержку в тот исторический период. Конечно, когда в 1980-е и 1990-е годы развитие сотрудничества с Африкой перешло с преимущественно кредитной на здоровую коммерческую основу, объемы связей уменьшились, но это не значит, что, как некоторые считают, Россия ушла из Африки. Практически повсеместно продолжали и сейчас продолжают работать наши дипломатические представительства, во многие страны пришел крупный российский бизнес, есть примеры успешной деятельности малого отечественного предпринимательства. Главное, что все сегодня делается на принципиально новой основе, обеспечивающей обоюдную выгодность любых форм сотрудничества. Мы больше ничего не теряем, вкладываясь в Африку. Скорее, наоборот, приобретаем. И вот в таком преображении российско-африканского взаимодействия, его дальнейшем расширении и укреплении смысл, безусловно, есть. Не вижу проблем в связи с активностью Китая в Африке. Да, китайцы действительно заметно усилили свое присутствие на континенте в последние годы. Основной интерес проявляют к африканским природным ресурсам, что объяснимо, поскольку растущей китайской экономике требуется много сырья. Работают китайские коллеги напористо, динамично. Нам есть чему у них поучиться. Но речь ни в коем случае не идет о том, чтобы вступать в Африке в конкурентную борьбу с китайскими друзьями. Да это и не нужно, потому что места в Африке еще долго хватит для всех. Другой вопрос, что существующее окно возможностей для выхода на африканский рынок постепенно сужается: на континент активно пробиваются все, кто осознал, что будущее экономического развития мира за Африкой. К отечественным бизнес-структурам это понимание тоже постепенно приходит. Хотелось бы призвать ту часть российского бизнес-сообщества, которая задумывается о возможной работе с Африкой, но пока не переводит это в практическую плоскость, действовать более наступательно. Ведь к разделу африканского "пирога" можно и опоздать. — В прошлом году у побережья Сенегала были обнаружены крупные запасы нефти. Западные компании заключают многомиллионные сделки по разделу месторождений, разведка новых продолжается. Проявляет ли российский бизнес интерес к открытым месторождениям? Реализует ли проекты в иных сферах, например в рыболовстве? — Сначала позвольте охарактеризовать наше сотрудничество с Сенегалом в целом. Сенегал не самая большая страна в Африке, и ее экономика не является слишком сильной, но сенегальцы берут другим: своим выгодным геостратегическим положением, активной внешней политикой, моторной ролью в субрегиональных структурах, прежде всего в Экономическом сообществе западноафриканских государств (ЭКОВАС), а также в Африканском союзе. Президент Сенегала Маки Саль уже несколько лет возглавляет руководящий комитет программы "Новое партнерство для развития Африки" (НЕПАД). Сенегал активно ведет себя в Движении неприсоединения, Организации исламского сотрудничества, весьма заметен в африканской группе в ООН. Был избран непостоянным членом СБ ООН на 2016–2017 годы. Это сильный и интересный партнер. Российско-сенегальские связи имеют традиционно дружественный характер. В июне этого года будет отмечаться 55-летие с момента установления двусторонних дипломатических отношений. Между Россией и Сенегалом осуществляется насыщенный политический диалог, который позволяет выходить на согласованные позиции и совместно выступать при принятии важных международных решений. Прежде всего это касается нашей общей работы в СБ ООН, где Россия и Сенегал не просто поддерживают инициативы и позиции друг друга, но все чаще координируют подходы, что становится хорошей традицией и позволяет говорить о возможности вывода двусторонних отношений на новый качественный уровень. К сожалению, в плане торгово-экономического сотрудничества мы лишь подступаем к использованию имеющегося потенциала, но перспективы в этом плане есть, и весьма неплохие. В 2015–2016 годах на океаническом шельфе Сенегала были открыты серьезные запасы углеводородов, причем как нефти, так и газа. Официальной информации об объемах пока мало, но, по некоторым данным, речь идет об одном из наиболее крупных, если не самом крупном месторождении в Западной Африке. Разведку до сих пор осуществляла небольшая американская компания, но добычей будут заниматься профильные мировые гиганты, часть которых уже заключила соответствующие соглашения с Сенегалом. Возможность участия российских компаний в разработке сенегальских углеводородов в настоящее время прорабатывается. Очень хотелось бы, чтобы они нашли свою нишу в нефтегазовой и — в более широком смысле — энергетической сфере в Сенегале. Ведь практическое освоение углеводородов кардинально изменит, как сейчас модно говорить, парадигму экономического развития этой страны, даст необходимые финансовые ресурсы для подъема местной экономики, позволит сенегальцам закупать необходимые технологии, оборудование, приглашать высококвалифицированных зарубежных специалистов, осуществлять крупные инфраструктурные проекты. В 2011 году было подписано двустороннее Соглашение о сотрудничестве в сфере рыболовства, создана профильная смешанная комиссия, последнее заседание которой состоялось в Москве в декабре 2016 года. Среди вопросов, к которым удалось вплотную приблизиться, выдача лицензий российским траулерам на лов рыбы в сенегальских территориальных водах. Переговоры продолжаются. Тем временем в местную рыбную отрасль постепенно приходит российский инвестиционный капитал. Наиболее крупный проект, реализованный при российском участии, создание в местечке Сангалкам самого современного в Западной Африке рыбоперерабатывающего предприятия Atlantic.sn. Совокупные вложения в его строительство и оснащение составили порядка $40 млн. В торжественной церемонии пуска предприятия в эксплуатацию приняли участие президент Сенегала Маки Саль, премьер-министр Мохамед Дион и министр по делам рыболовства Умар Гэйе. В своих выступлениях все они с удовлетворением отмечали важность российских инвестиций для обеспечения успешной реализации национальных проектов и программ развития, прежде всего рассчитанного на несколько лет вперед стратегического плана "Возрождение Сенегала" — краеугольного камня социально-экономической политики сенегальского руководства. Это действительно так. Только на самом Atlantic.sn создано более 500 рабочих мест. Еще полторы тысячи человек заняты в процессе лова рыбы и логистических операциях, в т. ч. по экспорту готовой продукции на мировые рынки. К сожалению, доступ высококачественной рыбной продукции Atlantic.sn на российский рынок пока закрыт. Хотелось бы выразить надежду, что соответствующие переговоры с Россельхознадзором в конце концов успешно завершатся, и в Россию начнут поступать столь нужные нам морепродукты из Сенегала. Кроме Atlantic.sn, российские инвесторы осуществляют в Сенегале еще ряд проектов в сфере рыбопереработки и аквакультуры. Непосредственно в Дакаре работает компания Flash Afrique, взявшаяся за глубокую реконструкцию некогда крупнейшего в Сенегале рыбоперерабатывающего предприятия Africamer и параллельно реализующая проекты по выращиванию мидий, устриц и пресноводной рыбы. Объем инвестиций — порядка $13 млн. Успешный проект российские инвесторы осуществляют в городе Кайаре, где перерабатываются различные сорта рыбы для рынков Африки и Азии. Объем соответствующих инвестиций составил около $4 млн. Представители российского бизнеса с удовлетворением отмечают наличие в Сенегале четких правил игры. Здесь есть необходимые законы, которые реально работают; устойчивая судебная система, позволяющая предпринимателям в случае необходимости отстаивать свои интересы; базовая инфраструктура; профессионально подготовленная рабочая сила. Важные факторы — редкая для Африки внутриполитическая стабильность, относительная безопасность и неагрессивный климат. Все это делает Сенегал привлекательным для зарубежных инвестиций, включая российские. Что касается торгового оборота между Россией и Сенегалом, то он пока должного развития не получил. Но есть надежда, что в обозримой перспективе ситуация изменится. В настоящее время завершается подготовка к подписанию крупного контракта на поставку в Сенегал около 400 рефрижераторов разной грузоподъемности на базе грузовиков КамАЗ с созданием в Сенегале соответствующего сервисного центра. Неплохие возможности существуют для развития сотрудничества в сфере сельского хозяйства. В крупных российских магазинах, в т. ч. в сети "Ашан", уже продаются сенегальские помидоры черри. Но, помимо этого, здесь выращивают замечательный репчатый лук, корнеплоды, арбузы, манго, папайю, клубнику. В свою очередь, в Сенегале есть потребность в зерне, муке, растительном масле, других продуктах питания. По имеющейся информации, во второй половине 2016 года в страну было ввезено более 170 тыс. тонн российской пшеницы, начались поставки кукурузы. Кстати, это сразу же отразилось на качестве выпекаемого в Сенегале хлеба: оно существенно улучшилось. Определенные перспективы есть для развития туризма. Хотя пока существуют два объективных сдерживающих момента: недостаточно высокий уровень сервиса в здешних отелях и отсутствие прямого авиасообщения между Россией и Сенегалом. — Африканские страны традиционно проявляли интерес к российским вооружениям, некоторые даже поместили автомат Калашникова в герб страны. Однако недавно, например, стало известно, что вертолет сенегальских ВВС Ми-24Б прошел обслуживание в Польше, а по информации некоторых СМИ, был там и приобретен. Заинтересован ли Сенегал в военном сотрудничестве именно с Россией? Есть ли планы по поставкам конкретных вооружений, тех же вертолетов? Насколько активна и успешна сейчас Россия на рынке вооружений в Африке? — Начну с конца. Общеизвестно, что Россия и активна, и успешна на мировом рынке вооружений. Не исключение в этом плане и Африка. Развивая сотрудничество с африканскими странами в военно-технической сфере, Россия прочно зарекомендовала себя как ответственный и надежный партнер, работающий только с суверенными государствами, неукоснительно соблюдающий существующие международные правила и ограничения, в т. ч. режимы эмбарго, вводимые Советом Безопасности ООН. Перспективы развития сотрудничества с Сенегалом в этой деликатной сфере, конечно же, тоже существуют. Они прорабатываются с учетом подписанного двумя странами несколько лет назад профильного соглашения. Что касается вертолета сенегальских ВВС Ми-24Б, который недавно прошел обслуживание в Польше, то он действительно там и был приобретен. Это ни в коей мере нельзя рассматривать как вторжение в зону наших интересов. — Посольство в Сенегале представляет также интересы России в Гамбии. Какова сейчас обстановка в этой стране? Остаются ли в силе рекомендации россиянам не посещать Гамбию? — В зону ответственности нашего посольства Гамбия входит ровно в такой же степени, как и Сенегал. Текущая обстановка в этой стране имеет тенденцию к нормализации, но еще остается достаточно сложной. Поэтому мы пока не снимали рекомендаций для соотечественников временно воздержаться от посещения Гамбии. Однако, судя по всему, скоро это сделаем. — Как вы оцениваете перспективы развития ситуации в Гамбии? Означает ли решение экс-президента Яйя Джамме покинуть страну окончание кризиса или возможна дальнейшая борьба за власть между различными силами в обществе Гамбии? Ожидается ли в ближайшее время вывод из Гамбии войск ЭКОВАС? — Чтобы понять, что именно произошло в Гамбии, надо совершить краткий экскурс в историю вопроса. Предыдущий глава государства Яйя Джамме пришел к власти в результате военного переворота в 1994 году. В 1996 году он был избран президентом и впоследствии несколько раз переизбирался на высший государственный пост. Однако на последних президентских выборах, состоявшихся в декабре 2016 года, он проиграл кандидату от блока оппозиционных партий Адаме Барроу. Результаты голосования были признаны международным и африканским сообществом. Признал их и сам Яйя Джамме, поздравив Барроу с победой и обещав передать ему власть в установленный конституцией двухмесячный срок. Тем не менее уже через неделю Джамме неожиданно заявил, что результатов выборов не признает и требует проведения повторного голосования. Это породило в стране острый постэлекторальный кризис, создало реальную угрозу для мира и стабильности не только в самой Гамбии, но и в западноафриканском субрегионе в целом. В этом контексте в игру вступило ведущее субрегиональное объединение — Экономическое сообщество западноафриканских государств (ЭКОВАС), которое резко осудило попытку Джамме "украсть" результаты президентских выборов и заявило, что примет исчерпывающие меры для обеспечения передачи власти в конституционные сроки. Полную солидарность с ЭКОВАС с самого начала проявил Африканский союз. Последовало несколько посреднических миссий, проводившихся президентами Сьерра-Леоне, Либерии, Нигерии, Ганы. Кроме ЭКОВАС, отчаянные попытки убедить Джамме не цепляться за власть предприняли король Марокко, президенты Мавритании и Гвинеи, спецпредставитель Генерального секретаря ООН по Западной Африке. К сожалению, Джамме упорно проявлял несговорчивость, более того, ввел в стране чрезвычайное положение, начал заигрывать со своими силовиками, повышая их в звании и выплачивая повышенное денежное содержание, собирать под свои знамена наемников. В этих условиях ЭКОВАС поставило Джамме ультиматум: либо он складывает полномочия и выезжает из страны, либо ему это помогут сделать путем ввода в Гамбию западноафриканского военного контингента. Через Сенегал субрегионалы обратились в СБ ООН с просьбой поддержать их усилия по разблокированию гамбийского кризиса и получили необходимую поддержку. Финал известен. 19 января в Гамбию был введен многонациональный контингент ЭКОВАС численностью около 5 тыс. военнослужащих. Его костяк составили подразделения ВС Сенегала, Нигерии и Ганы. Сопротивления со стороны гамбийских силовиков субрегионалы не встретили. 21 января Джамме покинул страну и в настоящее время находится в Экваториальной Гвинее. Барроу был приведен к присяге в посольстве Гамбии в Дакаре, затем перебрался в Банжул, где сейчас формирует новые органы государственной власти. Уже назначены руководители его администрации, вице-президент, ключевые члены правительства. Осуществляется реорганизация гамбийских правоохранительных органов, собственно, всей государственной машины страны, которая под конец существования предыдущего режима окончательно разладилась. К настоящему времени контингент ЭКОВАС свои основные задачи выполнил, и его начали постепенно сокращать. В стране остается уже не более 1,5 тыс. человек. Как долго еще субрегионалы пробудут в Гамбии, сказать сложно, поскольку это будет зависеть от ситуации и определяться руководителями входящих в ЭКОВАС стран. Сейчас западноафриканский контингент, по существу, выполняет полицейские функции, поэтому, когда полноценно заработают местные правоохранительные органы, потребность в его присутствии, скорее всего, отпадет. Разрешился ли в конечном итоге кризис в Гамбии? Думаю, что разрешилась пока в основном только его поверхностная политическая составляющая, поскольку главные проблемы страны связаны не только и даже не столько с тяжелым наследием предыдущего правящего режима, сколько с крайне неудовлетворительным состоянием национальной экономики, крахом финансовой системы, критическим нарастанием социальных диспропорций, когда узкая прослойка общества продолжает обогащаться, а подавляющее большинство населения вынуждено жить в нищете. Именно это порождает повышенное внутреннее напряжение в Гамбии. Чтобы решить острые народохозяйственные и социальные проблемы, потребуется немало времени. Вместе с тем страна компактная, и, думается, при наличии политической воли наведение порядка в ней — задача вполне достижимая. — Африка, к сожалению, имеет долгий и печальный опыт государственных переворотов, осложнений в ходе передачи власти. Как вы считаете, кризис в Гамбии, без кровопролития разрешенный с использованием военных сил ЭКОВАС, свидетельствует о положительных или отрицательных тенденциях в развитии политической жизни континента? — Оценивая значение того, что ЭКОВАС коллективно сделал в Гамбии, хотел бы отметить, что это, наверное, первый случай в современной истории континента, когда африканцам в строгом соответствии с международным правом удалось успешно сочетать основные политико-дипломатические методы урегулирования с достаточно жесткой, но при этом бескровной демонстрацией силы и тем самым предотвратить в Гамбии большую войну. Это не что иное, как уже давно пестуемая Африканским союзом идея о том, что африканцы должны самостоятельно научиться решать свои проблемы, брать на себя основную ответственность за судьбы континента. Наконец сработало! Убежден, что это можно рассматривать в качестве позитивной тенденции. — Поддерживала ли Россия контакты с властями Сенегала по разрешению кризиса в Гамбии, какую роль играла в его урегулировании? Насколько Россия удовлетворена итогами разрешения кризиса в Гамбии? — У меня и моих сотрудников было немало контактов по гамбийской проблематике с сенегальскими коллегами, которые держали нас в курсе происходящего, просили поддержать инициированные Сенегалом меры субрегионалов. Позиции координировались, что называется, в режиме реального времени. Главным результатом стало взаимопонимание, выразившееся в консенсусном голосовании по резолюции СБ ООН 2337 по ситуации в Гамбии. Этому предшествовала напряженная работа в Нью-Йорке над текстом данного документа, в который по настоянию российских представителей был включен принципиальный момент о том, что приоритет будет отдаваться прежде всего политическим методам. В этой связи хотел бы процитировать российское заявление по мотивам голосования в СБ: "Российская делегация проголосовала за резолюцию 2337, исходя из необходимости обеспечения мирной передачи власти в стране, избежания кровопролития и дальнейшей дестабилизации. Мы также проголосовали в поддержку усилий ЭКОВАС и Африканского союза по разблокированию постэлекторального кризиса мирными средствами. Мы высоко ценим посреднические усилия этих организаций, а также стран региона, спецпредставителя Генсекретаря ООН по Западной Африке. Надеемся, что совместными усилиями мир и порядок в Гамбии будет сохранен. Россия признала итоги выборов 1 декабря 2016 года, с самого начала кризиса выступала за поиск исключительно мирных путей его урегулирования, обеспечение безопасности граждан этой страны, соблюдения их основных прав и свобод в соответствии с общепризнанными демократическими нормами". Радостно, что дружественное нам африканское государство вышло или по крайней мере выходит из зоны повышенной турбулентности. Хочется пожелать новому гамбийскому руководству успехов в осуществлении предстоящих масштабных политических и социально-экономических преобразований, в выводе Гамбии на путь прогресса и устойчивого развития. Еще раз большое спасибо за предоставленную возможность "подсветить" африканскую тематику. К сожалению, в наших СМИ пока недостаточно посвященных Африке материалов, а континент тем временем очень интересный. Африканские государства уверенно развиваются, учатся самостоятельно решать свои проблемы, становятся все более привлекательными партнерами для внешнего мира, в том числе для России. Позвольте выразить надежду на то, что российское медиасообщество будет чаще обращаться к африканской проблематике и по возможности подавать ее через позитив.

Сергей Крюков: Россия из Африки не уходила
© ТАСС