Расцвет сословного государства современного типа
То, что в России приходится выявлять и доказывать, в Беларуси в доказательствах не нуждается, т.к. существует в явном и неявном виде уже многие годы. Попробую по пунктам описать основные признаки сословного государства. Почитал текст Симона Кордонского про сословие советских евреев, вспомнил «нормализованного Зиссера», записных евреев Якубовича и Шапиро и аж локти закусал что Симон Гдальевич в своих исследованиях обделяет вниманием братскую белорусскую землю. Здесь у нас просто расцвет сословного государства современного типа, и то, что в России приходится выявлять и доказывать, в Беларуси в доказательствах не нуждается, т.к. существует в явном и неявном виде уже многие годы. Попробую по пунктам описать основные признаки белорусского сословного государства: 1. Республика Беларусь - сословное государство. Это признается государством с самого верха: на регулярных спичах верховного руководителя идут обращения ко вполне конкретным сословиям: «жирные коты банкиры», «предприниматели жируют, а зарплату не поднимают», «избавить учителей от бумажной работы», «от вас, ученые, мне нужны прорывы», «писатели так и не написали мне «Войну и Мир» в год культуры», «врачи молодцы, делают уникальные операции» ну и из свежего «айтишники, не шалите». Это признается государством и снизу: например, первый вопрос любого гаишника после факта фиксации нарушения «Вы где работаете?» т.е. «К какому сословию принадлежите?». Например, моей маме простили серьезный штраф за просроченную автостраховку, просто по факту принадлежности ее к сословию учителей. Ведь всем известно, что у учителей низкие зарплаты за их важный для общества труд, поэтому гаишник выдал ей вот такую сословную преференцию. 2. Все сословия делятся на три типа: бюджетные, околобюджетные и внебюджетные. Каждое отдельное сословие, ведущее хозяйственную деятельность, имеет свои условия и правила существования. Например, айтишники платят минимум налогов, и власть даже закрывает глаза на сокрытие обязательного минимума, а вот бизнесменов сажают даже за условно-законные пути оптимизации налогообложения. Государственные промышленные предприятия платят налоги честно и обязаны выполнять социальные функции предоставления рабочих мест, за что получают бюджетную поддержку, а вот например предприятия сельского хозяйства имеют преференции в виде дешевой рабочей силы, дешевого топлива, удобрений, дешевых кредитов (которые еще и списывают), за что обязаны покупать продукцию госмашиностроения и работать по низким закупочным ценам. 3. К бюджетным сословиям относятся те сословия, которые напрямую кормятся из бюджета: чиновники, силовики, учителя, врачи, госпредприятия промышленности и сельского хозяйства, ученые, госсми, профсоюзы, также небольшое сословие спортсменов и деятелей культуры, общественных объединений, получающих поддержку от государства. Все эти люди существуют за счет бюджета, пополняемого в основном калием и нефтянкой, а также сложной системы перекрестных налогов, льгот, преференций, субсидий. Из больших привилегий бюджетников следует отметить, что это единственный тип сословий, который имеет представительство в парламенте и официально узаконенных лоббистов в виде профильных министров, депутатов, глав комиссий и т.п. Большинство законов и решений в государстве принимается в интересах бюджетных сословий. Между двумя бюджетными сословиями суд склонен выносить нейтральные решения, если речь не идет об аппаратных конфликтах. 4. К околобюджетным сословиям относятся сословия бизнесменов (купцов) и коммерческих банкиров (ростовщиков). Большинство белорусского бизнеса либо занимается импортом, либо оказывает услуги населению, либо участвует в госзакупках, так или иначе весь доход этого сословия прямо или косвенно зависит от уровня бюджетных расходов. Есть несколько гильдий купцов, от низшей (ипшники) до высшей («олигархи»), у каждой гильдии есть свои права и обязанности и уровень окормления чиновников. Например купцы высшей гильдии окормляют непосредственно высших лиц в государстве, за что получают такие льготы как например исключительное право на импорт рыбы или алкоголя, а вот владелец какого-нибудь местечкового кафе будет иметь дело с местными чиновниками. Купцы имеют право зарабатывать деньги, их доходы в целом выше чем доходы бюджетников, но они обязаны делиться необходимыми суммами на нужды государства по первому его требованию вне зависимости от законности такого требования: суд между бюджетным сословием и купцом почти всегда принимает сторону «бюджетников». Также для этого сословия запрещается любая оптимизация налогообложения (оффшоры) либо неуплата налогов, в противном случае купца садят в тюрьму (долговую яму) пока он не погасит долг в 3-5 кратном размере. 5. К внебюджетным сословиям относятся сословия, которые ни прямо, ни косвенно не взаимодействуют с распределением бюджетных средств в экономике. Это единственное что их объединяет, т.к. сословия абсолютно разные и отношение государства к ним разное. 5.1 Например, сословие айтишников (к которому принадлежит ваш покорный слуга) - буквально на последней пресс-конференции глава государства сам выделил его, назвав «великими айтишниками, которых пока не трогают». Айтишники зарабатывают важную для государства валюту сами из-за рубежа за счет экспорта услуг, не требуют бюджетной поддержки, сами кое-что отстегивают в бюджет, при этом выполняют очень важную социальную функцию: аккумулируют талантливых молодых людей и помещают их в комфортные условия существования, тем самым в определенной степени снижая риски появления широких протестных масс интеллектуальной молодежи, требующей свой кусок бюджетного пирога и участия в управлении государством. За это айтишникам позволяют развиваться и смотрят сквозь пальцы на их схемы с фактическим уводом основной части прибыли за рубеж. Здесь очень показателен пример одного бизнесмена, который по слухам решил перейти из сословия «айтишников» в сословие купцов, занявшись строительством - и сразу же получивший срок, т.к. сословие купцов судят по другим законам, нежели сословие айтишников. Айтишники предпочитают судится в иных юрисдикциях и с государством взаимодействуют в хозяйственном плане минимально. 5.2 Также сюда запишем сословие «тунеядцев» - т.е. людей которые заняты в теневой экономике либо в отхожих промыслах. Долгое время существовал «пакт о ненападении» - государство закрывало глаза на большой размер теневой экономики, а «тунеядцы» не участвовали в протестах против политики государства. Сейчас в виду недостатка денег в бюджете и увеличения количества безработных, пополнивших это сословие, бюджетные сословия пролоббировали закон о налоге на тунеядство, на что «тунеядцы» ответили массовыми отказом его уплачивать. Чем закончится этот конфликт пока неизвестно, но это пока наиболее значимый из текущих рисков для всей системы, в виду обширности данного сословия. 5.3 Также существует небольшая прослойка экспортно-ориентированного бизнеса, старающегося минимально взаимодействовать с государством любым образом: не брать кредитов, не участвовать в госзакупках, не заниматься импортом и торговлей. Государству непонятно как взаимодействовать с таким бизнесом, непонятно какие решения выносить суду в хозяйственных спорах между такими бизнесменами. Эти бизнесмены постоянно сталкиваются с несовершенством законодательства в области ведения бизнеса, и хоть и меньше кричат об этом, в отличие от некоторых купцов (вообще стараются держаться тише воды), но, тем не менее, ощущают потребность в поддержке, периодически непублично ее получая. Неподкованные в политэкономии местные чиновники периодически ошибочно относятся к ним как купцам. В целом, государство не против поддерживать данное сословие (сословие ли?), но пока его место в текущей схеме не очень просматривается. Учитывая неэффективность госэкономики и рост влияния доли таких предприятий в хозяйственной деятельности, это также создает риски для всей системы. Поэтому государство не форсирует развитие этого сословия, ставя для него тяжелые, но выполнимые условия для существования, таким образом, в определенной степени, «консервируя» вопрос. 5.4 Также есть небольшие «представительские сословия» такие как духовенство, негосударственная пресса, всевозможные национальные союзы, НГО, сюда же запишем оппозицию. Этим сословиям позволяют существовать в определенном отрыве от государства, чтобы показать что Беларусь - это нормальное демократическое современное государство, со всеми этими вашими западными штуками. Денег государство этим сословиям не дает, но и брать из-за рубежа/с населения в определенных пределах не возбраняет, за что эти сословия оказывают услуги власти по ее легитимизации и определенной канализации протеста. Жестко подавляются попытки действовать вне рамок этих сословий: не регистрируются новые политические партии, альтернативные православные/униатские церкви, не дают ФМ частот негосударственным радио и т.п. Некоторые сословия существуют в виртуальности - например де-факто никакого сословия «евреев» не существует, но для этих целей глава государства определяет виртуальное сословие в составе нескольких крупных чиновников и бизнесменов, очевидно в рамках своего представления о необходимости существования такого сословия в представительских целях. Резюмируя, можно сказать, что на сегодняшний день в виду постепенной трансформации структуры бюджета и его уменьшения мы сможем наблюдать и трансформацию сословной структуры государства. В какую сторону пока - непонятно, но очевидно что привилегированные в текущей системе сословия будут всеми силами стремиться удержать статус-кво. Все вышенаписанное считать фантазиями автора. Надеюсь, когда-нибудь Кордонского позовет к себе Алексиевич, и он профессионально изучит белорусский вопрос и порадует нас интересной лекцией. Источник: Блог Сергея Лавриненко Сергей Лавриненко, блогер