В тысячный раз будет смешно
Юбилейный выпуск киножурнала «Ералаш» выйдет в этом месяце. «ВМ» поздравила его художественного руководителя Бориса Грачевского с этим приятным событием.О том, что увидят зрители в 1000-м выпуске «Ералаша», Грачевский предпочел умолчать: мол, зачем заранее раскрывать карты? Зато пообещал, что будет смешно. — Борис Юрьевич, что «Ералаш» значит лично для вас? — Как ни громко это звучит, «Ералаш» — любовь на всю жизнь. Ведь главное для человека — его нужность, и созидается она в доме под названием «Ералаш». С каждым годом я начинаю ценить это все больше — то, что сделано, делается, и то, что я еще успею сделать... Зритель за любовь к нему платит тем же. Радостный детский смех — реакция на «Ералаш» — для меня дорогого стоит. — Ваша студия оснащена новейшей техникой, у вас своя актерская школа, где дети обучаются по специальной системе. А кто придумывает сюжеты? Вы сами? — Да что вы! Поднять такую махину один человек не в силах. Сорок сподвижников в течение дня живут со мной под одной крышей, мы думаем синхронно. Я привлек на студию дорогостоящую технику, которой управляет огромное количество специалистов, чтобы делать кино еще качественнее. Мы добиваемся, чтобы звук был максимально прозрачным, а монтаж — идеальным. Я ненавижу самодеятельность и неряшливость и хочу, чтобы мои дети-артисты играли на мировом уровне. И они играют, как блистательные народные артисты, обучаясь «в бою». У нас к каждому ребенку приставлен специалист, который внимательно и долго за ним наблюдает. Дети постепенно привыкают к съемочной площадке, и только через определенное время юное дарование получает сначала крупный план, реплику, а уж после — главную роль. Многие начинающие у нас ребята после школы сразу поступают в театральный вуз, снимаются в сериалах и фильмах без дополнительной подготовки. — Существуют какие-то особенности съемок «Ералаша», если сравнивать их со съемками полнометражного игрового кино? — Еще какие! Многие талантливые режиссеры, стремящиеся снимать «Ералаш», заваливали сюжеты, особенно эксцентрические. Один, очень опытный мастер, буквально припер меня к стенке, уверяя, что снимет как надо. А у меня — чутье, я знал, что не получится, но все-таки уступил. В итоге огромная работа была выброшена в корзину. Снять гэг (комедийный прием, в основе которого лежит очевидная нелепость. — «ВМ») так, чтобы он сработал, очень сложно. Как, впрочем, и комедию. — Знаю, что вы сами в качестве актера снялись в нескольких игровых картинах. Трудно не командовать на площадке, где правит бал другой режиссер? — Не поверите, но это огромный кайф, когда решения за тебя принимают другие! Мне нравится быть артистом. Я, например, с удовольствием снимался в комедийной роли двойника кинобосса, который изображает из себя большого начальника. — Как вы впервые оказались на сцене? — Я уже в шесть лет работал с отцом в эстрадном номере: угадывал на расстоянии чужие мысли. Все время вращался в творческой среде. Даже одно время жил в Переделкине, где оканчивал школу, в которой учились дети писателей. Я ходил к Чуковскому «на костры»: Корней Иванович собирал друзей на посиделки. Прийти мог любой, только за вход надо было принести 10 шишек. Там собирались писатели, они читали детям стихи, играли с нами. Я, кстати, хорошо запомнил год, когда умер Пастернак, и момент, когда застрелился Фадеев. Но после школы я отправился не на сцену, а строить ракеты в Королеве. До «Ералаша» было еще ой как далеко... — Были ли в вашем детстве шалости, которые позже стали основой сюжетов «Ералаша»? — Да, кое-что использовал. Например, мы с приятелями часто разыгрывали случайных зрителей: в транспорте я начинал усиленно чесаться. Пассажиры, естественно, пугались, думая, что у меня чесотка, разбегались, и я продолжал поездку в свободном пространстве. Однажды, проспорив приятелю, я ехал в автобусе, притворяясь пьяным: интеллигентным, вежливым молодым человеком, который при этом так всех достал, что его, то есть меня, в итоге выкинули из дверей... СПРАВКА Детский юмористический киножурнал «Ералаш» выходит с 11 сентября 1974 года — сначала в кинотеатрах, а затем на ТВ. Его основателями стали драматург Александр Хмелик и Борис Грачевский, который с 1974 по 2001 год был директором, а с 2002 года — художественный руководитель «Ералаша».