Учитель года Южной Осетии о работе, учениках и экспериментах
ЦХИНВАЛ, 1 дек — Sputnik, Диана Козаева. Победителем конкурса "Учитель года" в Южной Осетии в этом году впервые стал представитель сильного пола, преподаватель Основ безопасности жизнедеятельности в цхинвальской школе №1 Алан Битиев. Он рассказал Sputnik о том, как готовился к испытаниям, каким в его понимании должен быть современный учитель и как ему удается совмещать сразу три профессии. Алан успешно прошел все этапы конкурса, во время которых нужно было показать себя не только хорошим знатоком своего предмета. "На первом этапе нужно было провести два открытых урока и разные мероприятия. Все это контролировала комиссия из Минобразования и экспертная группа по моему предмету. Выставлялись баллы, которые суммируются, формируется портфолио и только потом можно уже перейти в следующий этап", — рассказал он. На одном из заключительных этапов конкурса Алан подготовил свою визитку — смонтировал видеоролик, в котором рассказал о себе, о своей работе с детьми. Прочитал эссе на тему "Моя педагогическая идея" и представил совместный с учащимся проект, который был посвящен детскому позвоночнику, нарушениям осанки и привел статистику по этому вопросу в школе №1. "Во время диспансеризации мы вместе с врачами изучали этот вопрос, все посчитали, разработали графики, рекомендации и поделились этой информацией со всеми. Эти же рекомендации получили учителя физкультуры, чтобы они больше времени уделяли упражнениям, которые мы посоветовали", — рассказал Алан. По его словам, статистика была не очень утешительной — выяснилось, что почти половина учеников в каждом классе страдают нарушениями осанки и плоскостопием. Самый последний тур — участникам конкурса в течение 20 минут надо было продемонстрировать какой-либо эксперимент. Алан попытался показать влияние популярных напитков на организм человека. Для этого он со своими учениками закупил в магазинах различные соки, напитки и кусочки свиной печени. С помощью этого набора они и провели свой эксперимент — залили кусочки печени разными жидкостями и наблюдали за реакцией. "Все свои наблюдения мы записывали, снимали. Самые плачевные результаты были для печени, которую мы залили Кока-Колой, и это проявилось уже через 10 минут. Это мы и показали на конкурсе, вызвали добровольцев из зала и все продемонстрировали наглядно", — отметил преподаватель. Всего в этом году в конкурсе принимало участие пять учителей, и в силу этого учителя года, в отличие от прежних лет, выбирали только одного. Раньше учителями года становились по разным предметам, поскольку участников обычно было больше. По мнению Алана, это связано с тем, что при подготовке к участию в этом конкурсе нужно провести очень большой объем работы, а такими возможностями и достаточным временем располагают не все. "В этом году также должна пройти обязательная аттестация всех учителей и большинство готовятся именно к этому", — сказал он. Преподавателем в школу Алан пришел пять лет назад и говорит, что получилось это совершенно случайно, поскольку к тому времени он уже много лет работал в военкомате и занимался живописью. "Я преподаю старшеклассникам, с которыми работать, конечно, труднее, чем с учащимися младших классов. Старшеклассники — это люди с уже почти сформировавшимся собственным мнением и взглядами на жизнь, кроме того, это переходный период. Так что, бывают моменты, которые надо учитывать, и я всегда стараюсь найти индивидуальный подход к каждому", — говорит он. Для того, чтобы найти общий язык с учеником, по мнению учителя года, надо, прежде всего, поговорить с ним и выяснить, почему он так себя ведет в той или иной ситуации — кто-то играет на публику, у кого-то могут быть подростковые проблемы. "Чаще всего во время разговора все проблемы решаются, поэтому психология — неотъемлемая часть преподавательской деятельности", — уверен Алан. Он говорит, что современный учитель, помимо профессионального подхода к своему делу, должен быть порядочным человеком. Алан Битиев не только школьный учитель, а еще и художник и военнослужащий. Он признается, что профессия учителя занимает почти все его время, и лишь в выходные дни или во время отпуска ему удается взяться за кисти и краски и уединиться в мастерской. А еще он говорит, что работа в военкомате не сильно отличается от работы в школе, поскольку и там ему приходится иметь дело со вчерашними школьниками — призывниками. "Бывает такое, что бывший ученик приходит после школы в военкомат или я сам прихожу к нему", — говорит Алан, улыбаясь.