«История окрыляющей страсти к делу и губительной страсти к людям» – с таким слоганом выходит в прокат новый фильм режиссера Стефани ди Джусто. Биографическая драма «Танцовщица», которая рассказывает историю жизни Лои Фуллер, наделала шума задолго до выхода в прокат. Еще бы, ведь в главных ролях заявлены певица Соко (она же Стэфани Соколински), Гаспар Ульель и 17-летняя дочь Джони Деппа и Ванессы Паради Лили-Роуз Депп. В день премьеры картины в России мы решили вспомнить, чем прославилась Лои Фуллер и что она оставила миру после себя. Имя знаменитой танцовщицы XX века Айседоры Дункан на слуху у многих. Однако имя наставницы Айседоры – Лои Фуллер – сегодня знакомо далеко не каждому, хотя в начале прошлого столетия оно гремело по всей Европе и появлялось на афишах лучших театров Парижа, Лондона, Лейпцига и Мюнхена. История Фуллер, американской актрисы и танцовщицы, которую считают основательницей танца модерн, началась в Чикаго, где она, будучи совсем юной, выступала как драматическая актриса травести-шоу. Уже тогда у Лои появилась тяга к танцам, но на эту дисциплину у нее был собственный взгляд. Позже в своих выступлениях, сопровождавшихся классической музыкой Бетховена и Шопена, Фуллер показывала новый, придуманный ею самой стиль свободного танца – резкие движения и взмахи руками, ниспадающие шелковые наряды и световые эффекты. Новаторский стиль хореографии девушки не раз критиковали, однако Лои Фуллер стояла на своем: по ее мнению, танец в первую очередь должен не демонстрировать хорошую пластику, а выражать чувства. Именно поэтому движения девушки под музыку не имели никакой схемы и порядка, каждый ее выход на сцену был импровизацией от начала до конца. Так, в 1892 году, запутавшись во время одного из выступлений в своих шелковых одеждах, Фуллер не остановилась, а продолжила кружиться, чем вызвала восхищение пораженной публики – именно этот момент принято считать зарождением танца модерн. Наиболее восторженную оценку современников вызывал танец «Серпантин». Костюм Лои Фуллер был оснащен крыльями, которые крепились к рукам удлиненным стержнями. Танцовщица стояла у люка, через который подавалась струя воздуха. По сути, это был акробатический трюк, манипуляция развевающейся тканью. Номер был впервые представлен в 1890 году в Америке и уже в следующем году стал гвоздем программы парижского варьете Фоли-Бержер. Как отмечали современники, танцуя, Лои Фуллер буквально гипнотизировала зрителей своей чувственной грацией, хотя не считалась красавицей, да и до форм традиционной танцовщицы ее отделяло не меньше 20 килограмм. Однако каждый выход Лои на сцену сопровождался восторженными овациями как во Франции, где она жила большую часть жизни, так и за границей. Несмотря на широкую известность и большое число поклонников, личная жизнь танцовщицы не сложилась: она так и не вышла замуж, полностью посвятив себя творчеству. Зато своим примером Лои Фуллер доказала, что талант, чувственность и харизма могут быть выше стереотипов и внешней привлекательности, если иметь страсть к делу и не бояться самовыражения.