СБ ООН проголосует по резолюции о создании трибунала по авиакатастрофе Boeing на Украине
Совет Безопасности ООН поставит точку в споре о целесообразности создания на данном этапе трибунала по авиакатастрофе малайзийского Boeing на Украине. Соответствующий проект резолюции будет вынесен на голосование на заседании, которое начнется в 15:00 по местному времени (22:00 мск). "Все готово к голосованию. Оно состоится в 15:00", — сообщила ТАСС пресс-секретарь постоянного представительства Новой Зеландии Никола Гарви. По ее словам, для участия в заседании прибыли главы МИД Австралии Джулия Бишоп, Бельгии Дидье Рейндерс, Нидерландов Берт Кундерс и Украины Павел Климкин, а также заместитель министра иностранных дел Малайзии Хамза Заинудин. Пять стран ведут совместное уголовное расследование инцидента, в то время как голландская сторона занимается техническим анализом происшествия. "Угроза международной безопасности" Представленный Малайзией от лица «пятерки» проект резолюции, занимающий чуть более двух страниц, квалифицирует случившееся как «угрозу международному миру и безопасности» и предусматривает создание трибунала по главе VII Устава ООН «с единственной целью — для уголовного преследования лиц, ответственных за преступления, связанные с уничтожением самолета „Малайзийских авиалиний“, выполнявшего рейс MH17». Документ, к которому приложен статут предлагаемого трибунала, также требует от всех стран «в полной мере сотрудничать» с судебным органом. При этом по замыслу «пятерки» инициаторов, трибунал будет оперировать результатами расследований — технического и уголовного, которые ведутся в настоящий момент. Россия проголосует против Впрочем, в Совете Безопасности их предложение, по всей видимости, обречено на провал. Россия — одна из пяти стран— членов СБ ООН, обладающих правом вето, уже ясно дала понять, что не допустит принятие документа. «Мы будем голосовать против. В этом у меня сомнений нет. Если резолюция наберет девять или больше голосов, то это будет вето», — заявил в понедельник журналистам постпред РФ Виталий Чуркин. «Если документ наберет меньше девяти голосов, то это просто будет негативное голосование России вместе, может быть, с какими-то другими членами Совета Безопасности. К сожалению, я думаю, что девять голосов, скорее всего, наберется», — отметил он. При этом постпред РФ подчеркнул, что у него пока нет «окончательных указаний» из Москвы. Аргументируя позицию РФ, Виталий Чуркин указал на возражения «юридического, практического и политического плана». В частности, дипломат подчеркнул, что квалифицировать авиакатастрофу в качестве «угрозы международному миру и безопасности» и в этом свете подводить трибунал под главу VII Устава ООН в корне неправильно. Кроме того, он подчеркнул, что «никогда ранее в случае, когда погибали гражданские самолеты», в том числе в истории со сбитым в 2001 году украинскими ПВО российским авиалайнером или уничтоженным США иранским самолетом «никаких международных трибуналов по главе VII не создавалось». Постпред РФ также обратил внимание на тот факт, что уголовное расследование авиакатастрофы на Украине ведется в полном секрете, и его итоги не будут обнародованы, а переданы в трибунал в качестве основания для предъявления обвинений. По его словам, с учетом того, что в расследовании участвует Украина, «было бы странно», если бы оно «не повернулось в направлении поиска всякого возможного и невозможного компромата в адрес России». «Речь идет о том, что (инициаторы идеи — прим. корр.) хотят, чтобы международное сообщество, в том числе и Россия, купило такого большого черного кота в мешке. Это просто было бы безрассудно. Как мне кажется, это рискованная игра для очень многих. В этом не должны быть заинтересованы все, кто хотел бы, чтобы международные дела развивались нормально, чтобы постепенно нормализовались отношения между Россией и Западом», — сказал он. Альтернативный проект резолюции Ранее Россия представила на рассмотрение СБ ООН альтернативный проект резолюции, который нацелен на поддержку независимого международного расследования авиакатастрофы. Предложенный РФ документ, в частности предусматривает назначение специального представителя генсека ООН для содействия расследованию трагедии. В тексте не говорится о необходимости создания трибунала — вместо этого он «требует, чтобы виновные в воздушном инциденте были привлечены к правосудию, и все государства сотрудничали в этом направлении по завершении международного расследования». На прошлой неделе президент американского Института глобальной безопасности Джонатан Грэнофф высказал мнение, что инцидент с малайзийским Boeing не может рассматриваться в качестве угрозы международному миру и безопасности, а следовательно, Совет Безопасности не является подходящим местом для рассмотрения вопроса о создании трибунала. Вместо этого эксперт предложил создать структуру, которая будет разбирать подобные инциденты на постоянной основе. "То, что случилось с MH17 — это изолированный инцидент, а не системное явление, — сказал Грэнофф в беседе с ТАСС. — Я считаю, что это не является угрозой международному миру и безопасности и не должно рассматриваться в Совете Безопасности ООН". По мнению эксперта, Совбезу «было бы более целесообразно заниматься угрозой со стороны „Исламского государства“. По информации корр. ТАСС, к заведомо проигрышному голосованию в Совбезе пять стран-инициаторов идеи трибунала подходят с „запасным планом“ — попытаться продавить аналогичный документ через Генеральную Ассамблею ООН. Впрочем, ее резолюции носят рекомендательный характер и не обязательны для выполнения. Пассажирский самолет Boeing 777-200ER компании „Малайзийские авиалинии“, выполнявший рейс MH17 из Амстердама в Куала— Лумпур, разбился 17 июля 2014 года на востоке Донецкой области. Погибли 283 пассажира и 15 членов экипажа — граждане 10 государств. Основной версией катастрофы стало попадание ракеты „земля-воздух“ или „воздух-воздух“. Власти Украины и представители ополчения провозглашенной Донецкой народной республики обвинили в случившемся друг друга. 21 июля 2014 года Совет Безопасности ООН потребовал провести всестороннее и независимое расследование.