Вильфанд рассказал, ожидается ли этим летом повторение арктического вторжения

Прогнозы Гидрометцентра оправдываются: нынешнее лето в центре европейской территории в целом нельзя назвать холодным. Но и сильной жары пока не было. А между тем, лето уже перевалило за свою половину. Не оглянешься - и осень на дворе. Дождемся ли мы тепла, в интервью "Российской газете" рассказал научный руководитель Гидрометцентра России Роман Вильфанд.

Вильфанд рассказал, ожидается ли этим летом повторение арктического вторжения
© Российская Газета

Роман Менделевич, самый теплый месяц в году - июль - перестал быть таковым?

Роман Вильфанд: Я бы сказал, что погода опередила свое развитие более чем на два месяца. Та погода, которая была в середине завершающейся недели, характерна для четвертой пятидневки сентября. Как у Пушкина: "Унылая пора! Очей очарованье!.." Температура днем плюс 16 градусов, а по ощущениям - из-за ветра и влажности - намного ниже. И затяжные осенние дожди. Летние дожди ведь яркие, мощные, веселые. А осенью унылые, затяжные. В метеорологии они называются обложными. С чем было связано такое похолодание? Из-за циклона, в котором перемещение воздушных масс идет с севера.

Но и на севере сейчас лето, плюсовые температуры. А мы ощутили зимний холод. Откуда он взялся?

Роман Вильфанд: Облака были настолько плотными и высокими, что они солнечную энергию отражали, рассеивали и поглощали и не давали солнечному теплу добраться до поверхности земли. И, соответственно, нагреть приземный слой воздуха. Два фактора - перенос воздуха прямо из приполярных регионов и отсутствие солнечной энергии - и сыграли роль в том, что мы оказались в такой зоне холода. Но это редчайший случай. Такие аномалии в июле бывают раз в 30-40 лет.

Когда же вернется тепло?

Роман Вильфанд: Циклон уходит на восток и погода уже начала заметно улучшаться. В ночь на воскресенье в столичном регионе плюс 13-15 градусов, а днем плюс 23-26 градусов. Переменная облачность, вероятность дождей сохраняется. А начало новой недели будет солнечным. Температура существенно повысится. Ночью ожидается плюс 16, днем воздух может прогреться даже до плюс 28-29 градусов. Во вторник произойдет небольшое изменение циркуляции воздуха, давление начнет понижаться. Днем около 25 градусов тепла. А дальше снова температура начнет понижаться.

Снова арктическое вторжение?

Роман Вильфанд: Нет, такого резкого обвала в холод мы не прогнозируем. Днем во второй половине недели 20-22 тепла. Ночью около 15-17 градусов - то есть довольно теплые ночи сохранятся. Прогнозируем, что до конца июля периоды похолодания будут чередоваться с теплыми и жаркими днями. Напомню, что такая погода была характерна и в первый летний месяц.

При этом на Урале настоящие тропики - за 40 градусов…

Роман Вильфанд: Да, на Волге, на Урале еще недавно было от 37 до 42 градусов. Сейчас холодный циклон перемещается на восток и эти регионы попали в тыловую часть этого циклона. И там на 15 градусов температура понижается. Жара сохраняется в Сибири - в Томской, Омской, Новосибирской областях. Да и туда идет похолодание.

Улучшается ситуация на Черноморском побережье. Смерчи над Черным морем - явление довольно типичное для середины лета. Но они редко выходят на сушу.

Ливни тоже не редкость для юга. Но такие разрушительные, как в Туапсинском районе, случаются явно не часто. Что там всё-таки произошло?

Роман Вильфанд: На самом деле и в 2021, и в 2022 годах на юге были эпизоды с сильнейшими ливнями.

Что произошло в этом году? Напомню, что температура в Краснодарском крае была очень высокой: около 40 градусов. Но начал поступать прохладный воздух с севера. Температура сразу понизилась на 10 градусов. А это значит, что сформировался хорошо выраженный атмосферный фронт, в котором встретились раскалённый и холодный воздух. По клину фронтального раздела стали перемещаться насыщенные влагой воздушные массы. Поэтому осадки оказались на редкость интенсивными. В отдельных местах за час выпало более 50 миллиметров, а в Туапсинском районе за 6-8 часов выпало 144 миллиметра. Это как в тропиках.

Кроме того, первые капли дождя оказались очень мощными, и они забили поры почвы. Поэтому вода не успевала впитываться. Влага начала скатываться в русла рек. Уровень воды в них повышался мгновенно.