Трассы Новосибирской области стали примером для дорожников с Дальнего Востока
метелях и снежных заносах 23 января
предупредили жителей Новосибирской области синоптики. Видимость на дороге во время снегопада всего 1-2 км, местами до 500 м. Как рассказывает начальник ситуационного центра управления дорог Хабаровского края Алексей Ковшиков, для дальневосточной зимы такой день, как сегодня в Новосибирске, обычное дело.
«Сеть региональных дорог у нас гораздо меньше, чем здесь. В Хабаровском крае, особенно если брать наши севера, более снежно. Снега значительно больше, чем у вас. Но все-таки климат схожий и есть чему поучиться, поэтому сюда мы приехали», – рассказал хабаровчанин Алексей Ковшиков. По его словам, во время интенсивных снегопадов дороги на Дальнем Востоке перекрывают в целях безопасности.
Нынешний снегопад в Новосибирске синоптики называют небольшим и умеренным. Тем не менее, снегоуборочные машины на областных трассах работают в интенсивном режиме. Сейчас в уборке задействовано 638 машин, а всего в системе контроля за состояние дорог зарегистрировано 1300 единиц дорожной техники. Каждую машину диспетчер может отследить на экране компьютера в режиме онлайн.
«Вот, например, по дороге К-17 идет несколько звеньев, как правило, они идут совместно по 2-3 единицы. Движущиеся машины отмечены зеленым цветом, те, что стоят на базе и не работают – красным. Большое скопление машин – это производственная база», – объясняет начальник отдела геоинформационных технологий и мониторинга дорог ТУАД Алексей Конкин.
Помимо движения техники система показывает состояние дорожного покрытия в ключевых точках транспортной сети и погодные условия. Помимо данных ГЛОНАСС, 35 метеостанций и 150 камер видеонаблюдения система дополнена датчиками, которые улавливают замерзание или оттаивание земляного полотна дороги. В итоге диспетчер получает почти полную картину о состоянии дорожной сети. Еще один важный источник информации – данные от пользователей дорог.
«К нам приходят обращения и от ГИБДД и от пользователей. Сегодня во время снегопадов обращений довольно много, уже 8 раз мне звонили», – рассказывает дежурный диспетчер ТУАД Сергей Стафеев.
«Я, как ответственный горожанин, сегодня несколько раз обращался к городским диспетчерам по поводу состояния дорог в Новосибирске. А для региональных трасс 8 обращений – это много», – разъясняет порядок цифр заместитель начальника регионального автодорожного управления Константин Громенко.
Помимо жалоб на нечищеные трассы к диспетчерам обращаются за помощью: кто-то застрял или замерз на трассе – надо вытащить, эвакуировать и обогреть. Сейчас интеллектуальная система контроля работает на пользу и водителям, и подрядчикам и заказчикам, но вначале её внедрения было большое противодействие, вспоминает Алексей Конкин.
«Было такое настороженное отношение: «Как, нас будут контролировать!». Конечно, были попытки противодействия. И датчики у нас хитрым образом выводили из строя – через резинки вода закачивали внутрь, чтобы они сгорели. Много всего было».
Теперь подрядчики сами пользуются системой, когда надо доказать свою работу. Но главный критерий эффективности новых методов контроля – состояние дорожного покрытия и безопасность, уверен Константин Громенко.
«Подрядчики могут жечь бензин, вручную работать, просто ходить с лопатой, главное – достичь результата, а результат – это безаварийная езда. За последние лет 8 у нас не было случаев ДТП по скользкости. Это очень хороший показатель, мы сохранили жизнь и здоровье людей».
Как заявляют в Территориальном автодорожном управлении, система контроля состояния сети областных дорог сейчас завершена на 90%. Её все время усовершенствуют, внедряют новые технологии. В любом случае, без участия людей – самих пользователей дорог – контроль не будет полным. В ночное время кураторы лично проверяют состояние трасс, невзирая на данные камер видеонаблюдения и датчиков ГЛОНАСС.