Как развиваются инженерные войска российских ВС

В России 21 января отмечается День инженерных войск. Их развитию уделялось большое внимание с момента создания в 1701 году. В настоящее время эти специалисты ответственны за выполнение сапёрных работ, возведение мостов, переправ и различных фортификаций. По словам экспертов, опыт СВО убедительно доказывает высокую востребованность инженеров.

Сегодня, 21 января, профессиональный праздник отмечают военнослужащие инженерных войск (ИВ). В этот день в 1701 году Пётр I распорядился открыть в Москве специальную школу при Пушкарском дворе, в которой готовили сапёров и геодезистов, инженеров для флота и артиллерии.

К офицерам ИВ предъявлялись очень высокие требования — в Табели о рангах они располагались на ступень выше офицеров пехоты и кавалерии. В вооружённых конфликтах, в которых участвовала Российская империя, инженеры руководили строительством мостов, фортификаций, морских крепостей и установкой минных заграждений.

Существенную роль инженерные войска сыграли в обеспечении операций Красной армии в годы Великой Отечественной войны. Так, на оборонительном этапе ими было построено 1,5 млн фортификаций, установлено 70 млн мин, на которых подорвалось около 10 тыс. танков вермахта, значительное количество другой техники и живой силы врага.

В ходе освобождения СССР и Европы ИВ занимались строительством дорог и оборудованием речных переправ. Также под вражеским огнём советские инженеры проделали сотни тысяч проходов в заграждениях противника. За мужество и профессионализм государственные награды получили более 100 тыс. военнослужащих, 655 из них было присвоено звание Героя Советского Союза.

Инженерная подготовка

В настоящее время функции ИВ серьёзных изменений не претерпели. Они занимаются разведкой местности, оборудованием переправ, возведением фортификаций и полевых сооружений для размещения войск, минированием и разминированием.

В комментарии RT генерал-майор запаса инженерных войск Юрий Дьяков заявил, что опыт спецоперации убедительно доказывает большое значение ИВ на театре военных действий (ТВД).

«Спецоперация доказала, что без ИВ по-прежнему невозможно решать задачи разминирования, проделывания проходов, наведения переправ через водные преграды, возведения мостов, фортификационного оборудования местности», — подчеркнул Дьяков.

Как следует из данных Минобороны РФ, инженерные подразделения обеспечивают мобильность боевых подразделений ударных и штурмовых групп российской армии, бесперебойное прохождение военных колонн по маршрутам следования.

В преддверии Дня ИВ военное ведомство России опубликовало кадры боевой работы инженеров Западного военного округа. На видео демонстрируется работа военнослужащих по проделыванию проходов для продвижения техники, а также разминирование сельскохозяйственных угодий и автомобильных дорог от боеприпасов ВСУ.

В основном сапёрам попадаются противопехотные и противотанковые мины. Они уничтожаются на месте с помощью взрывчатки, заложенной в грунт на глубину 40—50 см. После детонации дорогу разравнивает тяжёлая инженерная техника. Нередко разминирование проходит под обстрелом ВСУ.

Как сообщают в Минобороны, в зоне СВО чаще всего встречаются противопехотные мины ПФМ-1 «Лепесток», МОН-50, противотанковые ТМ-62 и взрывные устройства стран НАТО DM-12, DM-31, DM-1274, М18А1 Claumore.

Помимо расчистки дорог для войск, в спецоперации инженерные войска задействованы в разминировании освобождённых территорий. Например, известно о применении в Мариуполе самоходных реактивных машин УР-77 «Метеорит», которые военные называют «Змей Горыныч».

Заряд этого комплекса оснащён тормозным канатом. После того как он упал на минное поле, происходит подрыв, заставляющий детонировать взрывные устройства противника. Один пуск УР-77 способен создавать проход шириной около 6 м и длиной до 100 м.

В настоящее время на замену этой платформе разрабатывается машина УР-25 с дистанционным управлением. Новая установка сможет проделывать до четырёх проходов в минных полях различной протяжённости одним боекомплектом.

По состоянию на январь российские сапёры разминировали более 32 тыс. га освобождённых территорий в Донецкой и Луганской народных республиках, уничтожив свыше 975 тыс. взрывоопасных предметов.

Кроме того, в ходе СВО инженеры помогают российским подразделениям вводить в заблуждение противника, создавая ложные позиции. С этой целью военнослужащие применяют надувные макеты российских танков, самолётов, средств ПВО.

Как сообщалось в материале «Красной звезды» от 20 января, в ходе СВО российские зенитчики уничтожили 15 БПЛА Bayraktar TB2, которые пытались нанести удары по надувным ЗРК С-300.

По словам Дьякова, спецоперация продемонстрировала не только значимую роль ИВ, но и важность инженерной подготовки практически всех военнослужащих. В настоящее время базовые навыки инженерного дела осваивают мобилизованные. Обучение проходит с учётом специфики СВО.

Согласно информации Минобороны РФ, военнослужащие учатся определять заминированные участки местности, применять миноискатели, обезвреживать различные типы взрывчатки, оборудовать минно-взрывные заграждения и минные поля, прокладывать безопасные маршруты следования войск.

Кроме того, инструкторы обучают мобилизованных самостоятельно определять положение наиболее выгодных позиций, создавать необходимые для выполнения боевых задач сооружения: одиночные окопы, траншеи, блиндажи, капониры.

Новая техника

Как полагает Юрий Дьяков, большое значение в обеспечении эффективных действий ИВ имеет качество применяемого вооружения. В арсенале инженеров — более 600 наименований военной техники и оружия.

Одна из новинок — система дистанционного минирования ИСДМ «Земледелие». Первые образцы этого комплекса, не имеющего аналогов в мире, уже поставлены в войска.

Внешне изделие напоминает РСЗО и имеет тот же принцип работы, но при этом не ведёт обстрел, а создаёт минные поля. Выстрелами из всех 50 направляющих «Земледелие» способно «засеять» до 15 га территории программируемыми противотанковыми или противопехотными боеприпасами. Для минирования у линии фронта или позиций противника комплекс оснащается средствами постановки дымовой завесы.

Для разминирования с недавнего времени в инженерных войсках применяется машина БМР-3МА «Вепрь», разработанная Уральским КБ транспортного машиностроения на базе шасси танка Т-90. С помощью комбинированного колейного минного трала на скорости 5—12 км/ч комплекс прокладывает путь шириной до 4 м, необходимый для проезда танков.

«Вепрь» способен противодействовать взрывным устройствам с дистанционным управлением и минам с электромагнитными взрывателями. Также машина оснащена генератором радиопомех, излучающим сигналы в нескольких диапазонах.

Предполагается, что БМР-3МА способна действовать под обстрелом. В связи с этим разработчики позаботились о защите комплекса разминирования от кумулятивных реактивных гранат и противотанковых управляемых ракет, установив элементы динамической защиты и пусковые установки дымовых гранатомётов.

Также на шасси Т-90 смонтирована инженерная машина разграждения ИМР-3М. Она оснащена колейным ножевым тралом, бульдозерным отвалом и телескопической стрелой с манипулятором. Комплекс способен проделывать проходы в минных полях, каменистых и лесных завалах, рыть или засыпать котлованы. На поле боя платформа может взаимодействовать с УР-77, расширяя проделанные «Метеором» проходы.

Как рассказал в недавнем интервью газете «Красная звезда» генерал-лейтенант Юрий Ставицкий, на замену ИМР-3М на вооружение принимается универсальная бронированная инженерная машина (УБИМ).

Эта платформа обладает функционалом сразу трёх типов техники: ремонтно-эвакуационного комплекса, машины разграждения и машины разминирования.

УБИМ имеет мощный бульдозерный отвал шириной 4,5 м, тяговую и вспомогательную лебёдки, экскаваторный ковш (может заменяться на гидравлический молот), различные средства разведки и вооружения.

«Машина оснащена боевым модулем для поражения живой силы и легкобронированной техники противника. В 2023 году спланирована поставка двух комплектов машины УБИМ в подразделения и части инженерных войск», — сказал Ставицкий.

В разговоре с RT военный эксперт Алексей Леонков подчеркнул, что инженерные войска оснащаются современными образцами техники. В то же время, как полагает аналитик, опыт СВО выявил необходимость более интенсивной роботизации и поставок ВВТ, способной эффективно работать в городской местности и лесополосах.

«Вся техника инженерных войск в ходе СВО в принципе зарекомендовала себя с хорошей стороны. Однако необходимо двигаться дальше. Скорее всего, в ближайшее время ИВ будут получать больше робототехнических комплексов (РТК), инженерных машин для выполнения задач в городах и лесополосах», — резюмировал Леонков.