«Москва – лучший город Земли» убирает снег – смотрите очередной выпуск телепрограммы
МАЙК ГИБСОН, журналист (Великобритания):
Всем привет! Это Майк Гибсон и программа “Москва - лучший горд земли”. В столице России наступила настоящая русская зима и выпало много снега. Очень много снега! Однако для Москвы этот совсем не проблема. Несмотря на сильный снегопад, улицы в городе чистые. Машины едут по асфальту, а не по льду. А пешеходы идут по сухим и не скользким тротуарам. Итак, сегодня наша программа про работу коммунальных служб Москвы и их нелегкую, но очень важную работу.
Ближайшие эфиры: 26.12.2022 время эфира.: 23:35 27.12.2022 время эфира.: 13:10 27.12.2022 время эфира.: 19:10 28.12.2022 время эфира.: 08:35 29.12.2022 время эфира.: 13:05 31.12.2022 время эфира.: 23:05
<br>
Москва – не просто один из самых крупных мегаполисов мира, но и один из самых северных. Географическое расположение столицы России, холодная погода и обильные осадки влияют на жизнь Москвы зимой. Однако, несмотря на морозы и метели, движение транспорта в городе с населением более 12 миллионов человек не должно останавливаться. По статистике, на дороги Москвы ежедневно выезжают около 3,5 миллионов автомобилей. Зимой задача коммунальных служб столицы - обеспечить для них безопасность и дать возможность добраться в пункт назначения вовремя. Для этого на улицы города выходят коммунальные работники и выезжает специальная техника. От снега чистят буквально всё: от крыш домов и вывесок магазинов - до мостов, дорог и тротуаров.
МАЙК ГИБСОН:
Машинами чистят дороги и широкие тротуары. Ну а там, где автотехника проехать не может, снег убирают вручную.
МАЙК ГИБСОН
Маша, привет! Можно лопатку, пожалуйста. Спасибо! Скажите, пожалуйста, как правильно убирать снег?
АННА МЕЛЕШКИНА, дорожный рабочий:
- Возьмете лопату вот так вот и кидаете. Да, вот так вот.
- А сколько снега вы убираете в день?
- Ну, можем убрать 30-ть КАМАЗов.
- Если снег упадет - рано нас разбудят. Работаем мы по 11 часов, час на обед.
Технология уборки снега в Москве прошла проверку годами и самыми сильными снегопадами. В пиковые дни на улицы для борьбы с осадками выходят до 80 тысяч человек. Первым делом чистят главные магистрали и основные пешеходные зоны.
АННА МЕЛЕШКИНА, дорожный рабочий:
- Нам выдают рабочую форму, дается зимняя, тёплое всё.
- Я вижу и ботинки очень хорошие.
- И ботинки да, теплые дают, и зимнюю одежду, и рукавички нам дают. Нас одевают. Русская зима она такая!.. Ну мы не мерзнем, мы же русские.
У коммунальных служб Москвы чётко регламентировано, сколько времени нужно тратить на каждый вид работ, какое количество людей и техники задействовать. Снег с дорог и тротуаров убирают в течение двух-четырех часов. На помощь людям при уборке тротуаров приходит техника: одна сметает снег с больших площадей, другая перегружает получившиеся во время уборки сугробы в грузовики.
МАЙК ГИБСОН:
Снег на тротуаре — это неудобно. Снег на дороге для машин - это просто опасно. Поэтому в первую очередь снег в Москве убирают с автотрасс и самых оживленных улиц. И сейчас мы с вами узнаем, кто и как это делает.
МАЙК ГИБСОН:
- Поехали! Сергей, очень приятно здесь. Я всегда мечтал поездить на такой технике. Скажите, пожалуйста, сложно рулить такой техникой?
СЕРГЕЙ ЧЕРНЕЦ, ВОДИТЕЛЬ:
- Управлять не очень сложно. Можно сказать, как легковым автомобилем
- Конечно, это немножко страшно, я вижу перед нами, как называется эта большая штука?
- Плуг. Отвал ещё его называют.
Коммунальная техника в Москве - всесезонная. Летом эти КАМАЗы чистят и пылесосят дороги, а зимой на них навешивают оборудование для уборки снега.
Помимо плуга или отвала у таких машин есть еще несколько зимних приспособлений для борьбы с заносами на улицах столицы. Например, такая щетка выметает снег, который остался после работы плуга. Некоторая техника снабжается оборудованием для сухой или мокрой обработки дороги. Эти вещества позволяют "растопить" вмерзший снег и достичь основной задачи – расчистить дорогу до самого асфальта, чтобы обеспечить безопасность движения.
МАЙК ГИБСОН:
- Ваша работа — это круглосуточно, да?
СЕРГЕЙ ЧЕРНЕЦ, ВОДИТЕЛЬ:
- Да, мы на дежурстве круглые сутки.
- Когда вы убираете снег, есть какая-то определенная скорость?
- Да, около 10-15 километров в час, мы работаем на маленькой скорости.
13 декабря 2022 года в Москве случился самый сильный снегопад за последние 30 лет. Более 20% месячной нормы осадков обрушилось на столицу всего за один день. За несколько часов снежный покров увеличился на 15 сантиметров. К ликвидации последствий стихии дорожные службы города подготовились заранее: специалисты перешли на усиленный режим работы, перевели аварийные бригады на круглосуточное дежурство.
ПЁТР БИРЮКОВ, ЗАМЕСТИТЕЛЬ МЭРА МОСКВЫ В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ МОСКВЫ ПО ВОПРОСАМ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА И БЛАГОУСТРОЙСТВА:
Было привлечено более 10 тысяч единиц различной снегоуборочной техники. Примерно 80 тысяч коммунальщиков в круглосуточном режиме работает над тем, чтобы убрать снег с улиц. Хочу подчеркнуть, что все системы жизнеобеспечения работают в штатном режиме. Нет сбоев в работе электрических сетей. Нет сбоев подачи газа, тепла, воды. Это очень важно для того, чтобы москвичи, еще раз подчеркну, чувствовали себя комфортно. Что касается снега, то будем работать еще несколько дней с тем, чтобы очистить снег с крыш, убрать снег с дворовых территорий. И конечно же, применение новых технологий - переброска свежевыпавшего снега на газонную часть - даёт свои положительные результаты. Подчеркиваю, что городской транспорт работает без сбоя. Когда мы организуем такие массовые работы, то в обязательном порядке предусматриваем пункты обогрева: ставим автобусы, ставим палатки при необходимости, автобусы есть. Мы обязательно организуем горячее питание. На всех участках работают полевые кухни. Работники, которые работают на уборке, все механизаторы пользуются бесплатным горячим питанием, которое организовывают ГБУ «Жилищник», ГБУ «Автомобильные дороги» и другие городские компании. Мы попросили прийти на эту работу и предприятия и организации, чтобы каждое предприятие на своей закрепленной территории тоже чистило, убирало свои территории и создавало комфорт в продвижении по городским территориям.
Спустя 5 дней, 18 декабря 2022 года Москву накрыл новый, ещё более мощный циклон. Прошёл самый сильный снегопад за всю историю метеонаблюдений в городе. За один день на улицы столицы выпало 39 сантиметров снега. Чтобы поскорее очистить Москву от огромных сугробов, были задействованы почти 120 тысяч человек, более 14 тысяч единиц различной техники. При этом все столичные системы, поддерживающие комфорт москвичей на надлежащем уровне, работали без поломок и сбоев.
ПЁТР БИРЮКОВ, ЗАМЕСТИТЕЛЬ МЭРА МОСКВЫ В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ МОСКВЫ ПО ВОПРОСАМ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА И БЛАГОУСТРОЙСТВА:
В этом году зима самая настоящая, ноябрь месяц был снежный. Норма месячных осадков была выдержана. Что касается декабря - это за последнее 80 лет впервые такое. На сегодняшний день 2,5 месячной нормы осадков выпало уже в декабре. Городом были приняты все необходимые меры тому, чтобы мобилизовать дополнительные ресурсы: и людские ресурсы, и технические средства. И мы сделали всё, чтобы город жил, работал в штатном режиме. Особое внимание было уделено остановкам общественного транспорта, подходам к станциям метро, Московскому центральному кольцу, подходам к особо значимым местам - больницам, поликлинике и конечно же, очистке крыш. Крыши получили большую нагрузку, и сейчас есть навесания снежных масс, сосулек, поэтому выстроены ограждения. Я бы просил пешеходов, всех жителей Москвы быть предельно внимательными к тем знакам, которые есть на той или иной территории. Мы будем работать, привлекая и дополнительные ресурсы, которые есть - специалистов инженерных компаний, управленцев различных уровней. Все живем в городе и поэтому наш город должен быть красивым, наш город быть должен безопасным. Движение должно быть и комфорт должен быть.
Площадь Москвы – около 2,5 тысяч квадратных километров. Для сравнения, примерно такую же территорию занимает государство Люксембург. Очистить все дороги от снега на территории целой страны – задача не из легких. Чтобы работать эффективнее, дорожные службы в Москве разделили по территориальному признаку: каждый округ города чистит свой участок столицы. Сегодня наша съемочная группа приехали на дежурство к сотрудникам ГБУ «Автомобильные дороги Северо-Западного административного округа».
МАЙК ГИБСОН:
Московские коммунальные службы работают круглосуточно. Во время сильных снегопадов город начинают чистить ещё ночью. Чтобы утром автомобили могли ехать по асфальту, а не по сугробам. Мы находимся на базе снегоуборочных машин, на часах 5 ночи. Сейчас пройдем инструктаж, изучим маршрут и отравимся на улицы столицы на оранжевых машинах.
Перед выездом, помимо инструктажа персонала, обязательно проверяется и техника. При необходимости ее заправляют топливом и специальным составом для обработки дорог от гололеда.
ВАЛЕРИЙ ДУЛЬНЕВ, ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ ЗАМЕСТИТЕЛЯ ДИРЕКТОРА ПО КОМПЛЕКСНОМУ СОДЕРЖАНИЮ ГБУ АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА:
- У нас в автопарке порядка 230 единиц машин. Именно уборочной техники 110 единиц, которая убирает и подметает дороги — это тротуароуборочные и плужно-щёточные распределители реагентов, порядка 110 единиц; 56 машин — это плужно-щёточные, которые метут дороги и обрабатывают. И остальные 54 — это тротуароуборочные, которые также метут и обрабатывают тротуары.
- Какие типы машин здесь есть?
- Ну есть подметальные уборочные — это КАМАЗы у нас в основном. Они также являются обработчиками, которые обрабатывают жидким и твердым реагентом. Также есть трактора, «Бутер», «Джонстон». Это тротуароуборочная техника. Есть самосвалы, которые вывозят снег, и погрузочная техника. Это фронтальные погрузчики и линейные лаповые погрузчики, которые осуществляют погрузку снега. Также есть роторы, которые перебрасывают снег на газон.
- Кто решает, какой именно будет маршрут?
- Колонны поделены уже заранее. Для каждой колонны разработан маршрут, по которому они двигаются. Маршруты зависят от площади улиц, протяженность у всех колонн разная, потому что улицы есть широкие, а есть узкие. Соответственно, протяженность маршрута может быть 50 километров, может быть 80. Прометание дорог осуществляется каждые выпавшие 5 сантиметров. Соответственно, 5 сантиметров выпало - мы пошли на прометание с обработкой.
Заранее рассчитать, сколько людей и техники понадобится для борьбы с осадками, а также куда и в каких количествах её направлять, помогает прогноз погоды. За это отвечает специальная метеослужба. Она круглосуточно мониторит погодные изменения на всей территории Москвы. При необходимости, городские службы могут получить подробную сводку по каждому округу. В отличии от обычного прогноза погоды, в который мы каждый день заглядываем перед выходом из дома, эта служба предоставляет прогностические данные о том, как осадки скажутся на состоянии дорог, и где, например, ожидается сильная гололедица. Для сбора климатической информации задействованы около 80 автоматических метеокомплексов, расположенных по всей Москве. Один из самых крупных метеорадаров, которые отвечает за прогноз погоды для специальных служб города, расположен в юго-западной части столицы. На основании собранных данных коммунальные службы готовят специальную технику и противогололедные реагенты. Информацию об осадках дорожные специалисты получают не позже чем за четыре часа до их начала.
ВАЛЕРИЙ ДУЛЬНЕВ, ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ ЗАМЕСТИТЕЛЯ ДИРЕКТОРА ПО КОМПЛЕКСНОМУ СОДЕРЖАНИЮ ГБУ «АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ» СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА:
- У нас приходит факсограмма, в которой указан расход жидкого и твёрдого реагента. Это зависит от погодных условий, от температуры, и, соответственно, по этой факсограмме мы работаем. Мастера руководят непосредственно на участках, а также есть на каждом участке зам, начальник, которые руководят всем процессом уборки улиц, контролируют, чтобы факсограмма строго выполнялась. Сложные периоды работы, когда температура переходит с плюса на минус и идет обильный снег - очень много образуется гололедицы на дорогах. Соответственно, приходится бороться с ней дополнительно.
- А есть какая-то погода, когда невозможно работать?
- Нет, наоборот мы должны работать, когда на дорогах непогода. Даже в очень сильный снег мы выезжаем и расчищаем дороги, чтобы жители Москвы могли спокойно перемещаться по городу.
Машины заправлены, водители прошли инструктаж, самое время выезжать. Сегодня будут очищены улицы северо-западного округа Москвы. На дорогах как раз выпал свежий снег. Чтобы работа была максимально эффективной, снегоуборочные машины движутся в колонне.
НИКОЛАЙ ЩАВЕЛЕВ, ВОДИТЕЛЬ 5 РАЗРЯДА:
- Идем лестницей. Перед нами ведущий колонны. Его заднее колесо правое, а мое переднее левое - получается как на одной линии.
Колона состоит из нескольких машин в зависимости от ширины улицы. Сегодня это 9 автомобилей. У каждого из них есть своя задача. Сначала улицы подметают от выпавшего снега. Для этого автомобили едут «ёлочкой» и счищают снег друг за другом ближе к обочине. Когда асфальт очищен от снежного покрова, его обрабатывают жидким и твёрдым реагентом для того, чтобы не образовывалась гололедица. За это отвечают две машины-распределители, которые едут следом за подметающими автомобилями.
НИКОЛАЙ ЩАВЕЛЕВ, ВОДИТЕЛЬ 5 РАЗРЯДА:
- То есть наша задача от осевой - весь снег согнать к лотку, сделать вал, не подъезжая к тротуару. После идет другая снегоуборочная машина.
МАЙК ГИБСОН:
- Скажите пожалуйста, какое самое удобное время почистить дороги?
НИКОЛАЙ ЩАВЕЛЕВ, ВОДИТЕЛЬ 5 РАЗРЯДА:
- С трёх до шести. Под утро получается самое качественная уборка - машин мало и все получается очень красиво, сами видите.
- Как я понял, после того как мы почистили, надо собрать снег. Это другие команды?
- Это «золотые ручки». Они грузят снег в самосвал, и потом он отправляется на снегодробилку.
- Вау, здесь так интересно.
МАЙК ГИБСОН:
Итак, улицы и тротуары очищены от снега. Но куда же он девается в итоге? Не растворяется же в воздухе? Растворяется, но только не в воздухе. Мы приехали на один из снегосплавных пунктов Москвы. Именно сюда привозят весь собранный с улиц города снег. И сейчас мы с вами узнаем, что же здесь с ним происходит.
Именно сюда привозят снег, собранный на улицах Москвы. Грузовик заезжает на территорию, радар сверху сканирует кузов и определяет, сколько снега загружено в автомобиль. Данные автоматически заносятся в специальную базу, и машину отправляют на разгрузку.
МАЙК ГИБСОН:
- Такое интересное место. А сколько примерно грузовиков вы принимаете в день?
АНДРЕЙ СИДОРЕНКО, ОФИЦИАЛЬНЫЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ АО «МОСВОДОКАНАЛ»:
- Какой бы снегопад, даже экстремальный, в Москве не был, весь этот снег мы сможем переработать. Это сотни грузовиков, это постоянная круглосуточная работа. Не останавливаешься ни на секунду и весь снег перерабатывается и уходит на очистные сооружения. Когда большой снегопад, когда много снега в столице, то мы обрабатываем один автомобиль полторы-две минуты.
- А что будет со снегом дальше?
- Самый главный принцип, что мы не тратим никакую электрическую энергию, чтобы снег растопить. Мы снег сплавляем, мы его отправляем в большой магистральный канализационный коллектор, где уже теплые сточные воды. Даже в самые большие морозы температура воды в канализационном коллекторе порядка 15-16 градусов тепла. Поэтому снег просто тает. Под нами находятся большие резервуары, приёмные камеры, именно там снег попадает в сточную воду, смешивается с ней, тает и отправляется уже дальше по трубам на очистные сооружения.
- Я вижу, что у вас здесь есть несколько разных пунктов.
- Здесь несколько приемных камер разного типа, потому что к нам приезжают различные грузовики. Это может быть самосвал, который опрокидывает снег назад. Это может быть грузовик, который опрокидывает из кузова в бок, он может быть очень большой или очень маленький. Поэтому в зависимости от того, какой грузовик приехал, оператор направляет его на ту или иную точку. Например, это может быть приёмная камера со специальными дробилками, где самосвал просто опрокидывает снег, и он автоматом уходит в приёмную камеру. Либо это может быть большой грузовик, тогда потребуется специальная площадка с большой решеткой, на которую снег вываливается, а затем бульдозер его продавливает туда же в большие приёмные камеры.
- Интересно. А когда был устроен этот пункт?
- Сеть снегосплавных пунктов в Москве была сформирована в нулевых годах, то есть не так давно. Раньше снег выбрасывали просто в реку, это было плохо с точки зрения экологии. В нулевых было принято решение организовать сеть снегосплавных пунктов, чтобы снег перерабатывать, очищать на очистных сооружениях вместе с бытовыми стоками и в реку уже спускать чистую воду.
Московские коммунальные службы – это не просто инженерно-технологический комплекс, поддерживающий жизнь столицы России на высочайшем уровне комфорта. Это, прежде всего, уникальная и высокоэффективная система управления всеми аспектами жизнеобеспечения мегаполиса. И её технологии прошли проверку самыми сложными погодными условиями!
МАЙК ГИБСОН:
Сегодня мы с вами узнали, как город справляется с сильными снегопадами. И познакомились с замечательными людьми, которые делают всё для того, чтобы зимой Москва оставалась комфортным и удобным городом. Это была программа "Москва – лучший город земли". Я – Майк Гибсон. До встречи в следующем выпуске!
Руководитель программы – Алевтин СУХОЛУЦКИЙ
ПРОГРАММА СОЗДАНА ПРИ ПОДДЕРЖКЕ ДЕПАРТАМЕНТА ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ И МЕЖДУНАРОДНЫХ СВЯЗЕЙ ГОРОДА МОСКВЫ