Войти в почту

Антон Кульбачевский: Ответственность за изменение климата несет весь мир

В Москву пришла золотая осень. К выходным, по прогнозам синоптиков, температура воздуха прогреется до плюс 16 градусов. Это немного выше климатической нормы, но все же холоднее, чем нужно для бабьего лета. Кто следит за погодой в столице, насколько точные дают прогнозы синоптики и как города адаптируются к климатическим изменениям, рассказал руководитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы Антон Кульбачевский.

Антон Кульбачевский: Ответственность за изменение климата несет весь мир
© Вечерняя Москва

— Антон Олегович, за невероятно жарким августом пришел непривычно холодный сентябрь, даже отопление в городе включили раньше обычного. Что происходит с нашей погодой?

— На фоне глобального изменения климата в Москве все чаще наблюдается аномальная погода: ее бросает то в жар, то в холод. В этом году, например, после теплой зимы (средняя температура января была почти на четыре градуса выше нормы, а февраля — почти на семь) и близкой к норме температуры в начале весны в мае зачастили холода и дожди. В итоге май оказался на 2,5 градуса холоднее обычного, да и осадков выпало на 30 процентов больше климатической нормы, что тоже погодная аномалия.

В летние месяцы периоды прохладной погоды чередовались с волнами 30-градусной жары. Средняя температура воздуха в июне и июле оказалась выше климатической нормы примерно на 2,5 градуса. Так называемые волны жары — следствие ослабления зональной циркуляции атмосферы над континентом. Обычно она отвечает за поступление умеренно теплого и влажного воздуха с Атлантики.

— Сейчас, когда смотришь в окно, летний зной кажется миражом, но все-таки почему 30 градусов в Москве и за городом ощущаются по-разному?

— Жара в городе переносится труднее, поскольку в его атмосфере активизируются химические процессы. В воздух поступают не только транспортные выбросы, но и частицы от раскаленного дорожного полотна, испарения от покрытых краской поверхностей зданий и так далее. Из-за жары условия рассеивания загрязнителей в атмосфере снижаются, особенно вечером и ночью.

Количество дней в году, когда в Москве официально объявляют неблагоприятные метеорологические условия, колеблется в диапазоне от 40 до 60. Но, например, в безветренные ночи могут образовываться приземные инверсии, которые препятствуют самоочищению атмосферы. Противостоять этому помогают своевременные меры по снижению выбросов промышленных предприятий и автотранспорта.

Мы это видим на собственном опыте: несмотря на климатические процессы, загрязнение воздуха в Москве постепенно снижается. По-видимому, определенный положительный эффект есть, как ни странно, от городского острова тепла. Днем мегаполис сильнее нагревается, ночью медленнее отдает тепло. Разница температур в предрассветные часы между центром и окраинами нередко достигает 5–7 градусов.

Такие контрасты вызывают так называемый городской бриз, он и препятствует накоплению загрязнений вблизи источников выбросов.

— Можно ли как-то еще понизить градусы?

— Безусловно, жара для многих мировых мегаполисов, и Москва не исключение, — серьезный и опасный вызов. Однако возможности снизить температуру городского воздуха сегодня нет, этого не делают даже в странах с жарким климатом, где +35, +40 — обычный температурный фон летом. Путь борьбы с жарой обречен на неуспех, но защищаться от жары можно. Для профилактики воздействия жары в столице подготовлен специальный план действий.

В нем определены уровни опасности влияния высоких температур и загрязненности воздуха на здоровье людей, а также разработаны рекомендации для городских служб и жителей.

— Какие дальнейшие прогнозы, есть ли шанс остановить глобальное потепление?

— Потепление климатической системы — неоспоримый факт. Начиная с 1950-х годов мы наблюдаем беспрецедентные изменения. Потеплела не только атмосфера, но и океан, запасы снега и льда на планете сократились, уровень моря повысился… И дальнейшие выбросы парниковых газов усугубляют ситуацию. Средняя глобальная приземная температура продолжает расти. Но, что самое неприятное, даже если сейчас полностью прекратятся выбросы СО2, углекислого газа, большинство аспектов изменения климата наши потомки будут наблюдать на протяжении еще многих столетий.

— Каменные джунгли вытесняют природу, производства загрязняют окружающую среду — вот она, цена урбанизации…

— Ответственность за это несут не отдельные города и даже страны, а весь мир. Мэры крупных городов уже объединились в борьбе с изменением климата. Наверняка вы слышали о группе С40. Сегодня в нее входят 97 крупнейших и наиболее влиятельных городов мира, включая Москву. В 2017 году на саммите в Париже организаторы С40 объявили о создании «Урбанистической двадцатки» (U20). С тех пор встречи мэров проходят еще и в таком формате. На одной из них губернатор Токио Юрико Коикэ заявила, что к 2030 году выбросы парниковых газов сократятся на 50 процентов от уровня 2000 года, а объем электричества, которое генерируется из возобновляемых источников энергии, наоборот, вырастет на 50 процентов.

— Насколько прогноз реален?

— Цели вполне достижимые. За все города не скажу, но что касается Москвы, то за последние 30 лет нам уже удалось снизить выбросы парниковых газов на 25 процентов от уровня 1990 года. И положительная динамика сохраняется.

В основном это результат модернизации объектов Топливно-энергетического комплекса и транспортной системы. Так, благодаря внедрению на электростанциях столицы парогазовых установок выбросы парниковых газов последние пять лет суммарно снижались более чем на 18 процентов. В транспортном секторе положительный эффект достигается, например, за счет перевода общественного транспорта на электротягу.

Современное метро, удобные трамваи, электробусы давно составляют конкуренцию личным автомобилям. По сравнению с 2020 годом количество людей, которые предпочитают перемещаться по городу на общественном транспорте, увеличилось на 37 процентов.

— Что еще сделано в столице, чтобы повысить устойчивость городской среды к климатическим изменениям?

— Все системы жизнеобеспечения города адаптированы к участившимся случаям опасных метеорологических явлений. Так, планомерная реконструкция системы ливневой канализации предотвратит подтопление территорий, перекладка электрических сетей в землю защитит их от ледяных дождей. Зимой в обильные снегопады на очистку дорог мобилизуют дополнительную технику. А летом, в периоды аномальной жары, проводится большой комплекс противопожарных мероприятий.

— В августе дым от лесных пожаров в Рязанской области дошел до Москвы. Пожары даже в соседних регионах влияют на экологию города. Какие профилактические меры предпринимаются в столице, чтобы снизить риск возгораний?

— От огня страдают не только люди, пожары заметно снижают плодородие почвы, наносят существенной ущерб естественной экосистеме — ведь могут погибнуть деревья и животные. Для профилактики пожаров на природных территориях Москвы проходят плановые мероприятия по уборке сухостоя, поваленных деревьев. Государственные инспекторы в области охраны окружающей среды объясняют отдыхающим, как себя вести, чтобы избежать возгораний.

Так, на особо охраняемых природных территориях (ООПТ) нельзя разводить костры, при этом мангалы использовать можно, но строго на специально оборудованных площадках — в пикниковых точках.

— Как часто причиной пожара становится антропогенный фактор?

— В основном пожары на природных территориях случаются из-за возгорания сухой травы. Как показывает практика, чаще всего причиной становится человек. Причем это не обязательно умышленный поджог. Брошенный окурок, шашлыки в неположенном месте, оставленный после пикника легко воспламеняющийся мусор — все это может привести к беде.

Именно поэтому с наступлением пожароопасного периода инспекторы службы охраны ООПТ нашего департамента переходят на особый график патрулирования территорий. Во время обходов они выявляют факты, например, несанкционированных палов травы или сжигания мусора и передают эту информацию в полицию и столичное Управление МЧС России. В этом году спасатели помогли оперативно потушить пять возгораний на природных территориях Москвы, еще восемь случаев предотвратили сами инспекторы.

— Другой сценарий. Грозы с ливневым дождем, градом и сильными порывами ветра. В такую погоду на улицу выходить опасно. Кто следит за погодой и рассылает оповещения москвичам?

— За погодой в Москве следят специалисты Центрального управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, они же выпускают прогнозы погоды по столице, а также штормовые предупреждения. Вся информация оперативно поступает в столичные органы исполнительной власти, а также в городские службы по чрезвычайным ситуациям.

— Москва — огромный мегаполис. Нужно ли метеорологические прогнозы составлять отдельно для каждого района столицы?

— Требования к точности прогнозов, надо отдать должное, возрастают, модели погоды стремительно улучшаются. Современные численные модели в масштабах города выходят на уровень прогнозирования с разрешением 1–2 километра. Но прогноз всегда носит вероятностный характер, то есть выбирается наиболее ожидаемое событие или температурный интервал.

К примеру, наукастинг (прогноз текущей погоды. — «ВМ») позволяет за 1–2 часа с высокой надежностью предсказать приближение зоны сильных осадков, шквалистого ветра, грозы.

Сделать такой сверхкраткосрочный прогноз помогают локаторы. Но для абсолютной точности еще далеко, чтобы его приблизить, нужна густая сеть наблюдательной аппаратуры. В некоторых мегаполисах США и Китая, например, измерительные приборы расположены через каждый километр.

И все же, несмотря на быстрое развитие моделей атмосферы, все процессы, которые в ней происходят, и особенности, влияющие на опасные погодные явления, учесть пока невозможно. Да, прогноз для каждого района столицы уже рассчитывают, но его точность пока меньше, чем для всего города.

Конечно, Москва — большой мегаполис, но с точки зрения синоптического масштаба это не совсем так. При стационарных процессах погода на территории города бывает достаточно однородна. При быстро меняющихся синоптических процессах, например во время прохождения фронта, предсказать с точностью до минут или одного-трех километров ученые пока не научились, да и вряд ли это возможно.

— Кто отвечает за безопасность на природных территориях города в случае ухудшения погоды? Какие существуют меры предосторожности?

— Как только поступают данные о прогнозируемом ухудшении погодных условий, инспекторы на ООПТ с помощью громкоговорителей оповещают об этом отдыхающих. Также сообщения с предупреждением появляются на информационных стендах, официальном сайте и в соцсетях Мосприроды.

Если за окном ливень, шквалистый ветер, град и другие неблагоприятные погодные явления, важно оставаться дома и уж тем более воздержаться от прогулок на природных территориях Москвы. Если непогода застала на улице, не стоит прятаться под высокими деревьями, лучше отойти от них на 30–40 метров.

Сильный ветер может повалить деревья, повредить линии электропередачи и рекламные щиты. Именно поэтому также нужно держаться как можно дальше от легких построек, мостов, эстакад, мачт, промышленных объектов, остановок общественного транспорта. Нельзя прятаться от ветра рядом со стенами домов, поскольку с крыш может упасть шифер и другие кровельные материалы.

— Шквалистый ветер вырывает с корнями деревья. Раньше в Москве на их месте высаживали новые. А сейчас?

— Работы по озеленению города, в том числе высадка деревьев и кустарников взамен утраченных из-за непогоды, проходят каждый год. Для этого в Москве реализуются разные программы, среди них: «Мой район», «Моя улица», благоустройство общественных пространств и другие. Если взять суммарный эффект за последние десять лет, в городе благодаря этим программам уже высажено более 10 миллионов деревьев и кустарников.

Из них 16 тысяч деревьев растут в 27 парках столицы. Это особенные деревья, именные, их высадили москвичи в рамках семейно-экологического проекта «Наше дерево» в честь радостного события — рождения ребенка. Также в городе идет восстановление «живых» изгородей в границах особо охраняемых природных территорий.

Два года назад география работ, которые выполняются по заказу нашего ведомства, вышла за границы так называемой старой Москвы: десятки тысяч новых саженцев появились в заказниках, заповедниках и лесопарках Троицкого и Новомосковского округов.

— Москва по-прежнему самый зеленый мегаполис мира?

— Москва среди мировых столиц занимает лидирующие позиции по площади озелененных территорий и количеству произрастающих в городе растений. Около 50 процентов всей площади нашего мегаполиса занимают зеленые насаждения. Причем 34 процента территории Москвы — это естественная природа, которая находится под охраной.

Высокий уровень озеленения столицы позволяет обеспечить соблюдение рекомендации Всемирной организации здравоохранения о доступности парковых территорий для населения. В нашем городе проживают более 12,5 миллиона человек, и 90 процентов из них могут пешком дойти до ближайшего парка. По данным Международной консалтинговой компании PricewaterhouseCoopers, у Москвы, среди 12 крупнейших городов, попавших в исследование, самая высокая площадь озелененных территорий и природных объектов на душу населения — 68,6 квадратного метра на человека.

Для сравнения, в Берлине, который занимает третье место, — 66,8, в Лондоне — 30,5, в Нью-Йорке — 13,5, а в Пекине — всего 4. В границах старой Москвы растут около 12 миллионов деревьев и 20 миллионов кустарников.

Среди наиболее распространенных пород — клен, липа, береза, тополь, ясень, ива, рябина, яблоня, сосна, ель и лиственница. Такие высокие показатели достигнуты в том числе благодаря высокому темпу образования новых особо охраняемых природных территорий. Всего в городе 145 ООПТ общей площадью 19,7 гектара, из них 35 природных территорий площадью около двух тысяч гектаров образованы за последние два года.

Кстати, в контексте изменения климата и борьбы с его последствиями стоит сказать, что естественные природные территории Москвы поглощают примерно 800 тысяч тонн парниковых газов в год.

— Кто следит за зелеными насаждениями города? Как эксперты оценивают общее состояние деревьев и кустарников Москвы?

— За состоянием зеленых насаждений в Москве следят специалисты Мосэкомониторинга. Специалисты оценивают состояние не отдельного дерева или кустарника, а динамику состояния всей растительности на озелененных территориях с сопоставимым уровнем антропогенной нагрузки.

Такие обследования проводят каждый год в период активного роста и развития растений, то есть с мая по сентябрь. За это время специалисты успевают оценить более 10 тысяч деревьев и 19 тысяч кустарников: собрать большой объем аналитической информации о видовом разнообразии растений, их возрасте, физиологическом состоянии, декоративности, возможном распространении болезней и вредителей.

Городская растительность в Москве сохраняет устойчивую жизнеспособность: 92 процента деревьев находятся в хорошем и удовлетворительном состоянии. Среди распространенных поражений зеленых насаждений — мучнистая роса, ржавчина, пятнистости. Это заболевания, которые в большей степени влияют на привлекательность растений, чем на их жизнеспособность.

— Антон Олегович, вы рассказали, как Москва справляется с климатическими и экологическими вызовами. А могут ли неравнодушные жители как-то помочь городу в их решении?

— Разумеется, могут и помогают. Департамент уже много лет организует и проводит конкурсы, направленные на поддержку позитивных экологических и климатических проектов. Это и премии правительства Москвы в области охраны окружающей среды, и гранты за лучшие проекты в области экологического образования и просвещения, и конкурс «Лидер климатического развития».

Представители бизнеса, общественных объединений и просто неравнодушные горожане разрабатывают экологоориентированные проекты, которые отвечают национальным и международным приоритетам.

ДОСЬЕ

Антон Олегович Кульбачевсий родился в 1967 году в Москве. В 1989 году с отличием окончил Высшее военно-морское училище имени Фрунзе. В 2013 году получил второе высшее образование в Российской академии государственной службы при президенте РФ по специальности «государственное и муниципальное управление», специализация «экология и управление природопользованием». В области охраны окружающей среды работает с 1996 года. Должность руководителя Департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы занимает с 10 ноября 2010 года.

СПРАВКА

До 14 октября на платформе climate2022.ru идет сбор заявок на конкурс «Лидер климатического развития». Участвовать могут компании и корпорации, проектные, общественные и некоммерческие организации, СМИ, администрации субъектов России и муниципальных образований, научные и учебные учреждения, школьники и молодые предприниматели. На конкурс принимаются уже реализованные на территории нашей страны экологические проекты. Жюри оценит их эффективность и полезность для горожан. Победителей в шести номинациях наградят в рамках «Климатических диалогов».