"Перебороть себя". История одной попытки взойти на Эльбрус

В честь празднования Дня государственности Кабардино-Балкарской Республики в августе 2022 года состоялось массовое восхождение "Эльбрусиада-2022. 100 лет КБР", в котором приняли участие более 100 человек со всей России, от новичков до опытных профессионалов. Они подняли на вершину — высшую точку России и Европы — флаги страны и республики. О том, как быстро меняется погода в горах и чем завораживает своенравный Эльбрус, победах над собой и горьких разочарованиях, — в дневнике принимавшей участие в восхождении корреспондента ТАСС.

"Перебороть себя". История одной попытки взойти на Эльбрус
© ТАСС

13 августа. День первый — ознакомительный

— Это моя четвертая попытка взойти на Эльбрус. Каждый раз приходилось возвращаться из-за непогоды. Не пускает он меня, — рассказал инструктор по альпинизму одной из военных структур Зейтун Гергоков во время трехчасовой дороги в альплагерь "Адыл-Су". В лагере на высоте 1,8 тыс. м под ветвистыми соснами деревянные домики и палатки, место у костра для вечерних сборов. Около двух сотен человек со всех концов России собрались, чтобы ознаменовать 100-летие Кабардино-Балкарии.

— Настроение отличное. Почему решил подняться на Эльбрус? Потому что самая высокая вершина в Европе, в России. Планы на восхождение были, тем более они совпали со столь значимым поводом — 100 лет Кабардино-Балкарской Республике, нельзя было его упустить, — поделился начальник отдела прокуратуры КБР Олег Содель.

В первый же день, после разделения по группам — отделениям — выход новичков под присмотром опытных альпинистов по дороге в сторону перевала ВЦСПС. Пройти 5 км с набором высоты 300 м оказалось не так сложно, весь путь занял два часа, которые прошли вполне бодро. Отчасти потому, что инструктор рассказывал интересные случаи из своих походов и просил нас поделиться планами.

После сытного ужина — каждой порцией можно было бы накормить как минимум двоих — в лагере состоялся общий сбор по оргвопросам и лекция по технике безопасности. Впереди нас ждало еще несколько радиальных выходов — дневных прогулок с возвращением на стоянку, а для акклиматизации — постепенный набор высоты, не более тысячи метров в день. Рассказ о том, какие невзгоды ожидают альпиниста в горах — от камнепада, лавин, бурных рек, а также собственной невнимательности — заставил участников еще раз глубоко задуматься о той самой мотивации, которая направляет человека в горы. О том, верным ли было решение принять участие в "Эльбрусиаде" и выдержу ли восхождение, задумалась и я.

14 августа. День второй — информативный

Инструктором нашего отделения стал ялтинец Евгений Очкин, работающий гидом в Приэльбрусье с 1995 года и побывавший на вершине Эльбруса 165 раз. Под его руководством новички в альпинизме, а в обычной жизни занимающие ответственные руководящие должности, совершили еще один радиальный выход — по склону Чегета до высоты более 3 200 м над уровнем моря.

Панорама с этой высоты дала возможность увидеть Приэльбрусье во всей красе. Особенно эффектен ледник Семерка, который имеет форму гигантской цифры 7, нависающий на северном склоне горы Донгуз-Орун (высота — 4 454 м). У подножия горы расположилось и одноименное озеро с красивой бирюзовой водой. Евгений подробно рассказывал о вершинах и ледниках, объяснял, как правильно распределить свои силы, и о том, какие опасности могут подстерегать путешественника на маршруте.

Вечером в лагерь пришли покоритель Эвереста Азнор Хаджиев и бегун Ильяс Ачабаев, который добирается на вершину Эльбруса за считаные часы. Они дали ценные советы по восхождению.

— Возьмите с собой много теплых вещей, в приютах на высоте холодно, а там придется провести не одну ночь. В дорогу нужно брать перекус: орехи, сухофрукты, вафли, шоколад, горячий и сладкий чай с лимоном, — напутствовал Хаджиев.

15 августа. День третий — прекрасные пейзажи в утомительном походе

Маршрут третьего дня — 12 км по ущелью Сылтран до одноименного высокогорного озера. Чтобы добраться до него, необходимо держать путь к двум горным вершинам — Сылтран и Мукол, именно между ними и находится водоем. Добраться до озера нелегко, тропа идет по каменистой насыпи и крутым склонам с набором высоты более 1 300 м. В течение пяти часов инструктор подбадривал, откровенно лукавя и приговаривая: "Еще немножко, буквально 100 м осталось".

Озеро Сылтран-Кёль — одно из самых больших и красивых высокогорных озер на Кавказе, расположено на высоте 3 100 м над уровнем моря, площадь — около 10 га. Вода немного мутная, но довольно теплая, при желании в озере можно искупаться. Это место по нраву и туристам, которые приходят с ночевкой, и в этот день на берегу расположился целый палаточный городок. Сидя на берегу, приходишь в необычайно одухотворенное состояние, вокруг горы и тишина, слышно лишь, как из водоема по камням стекает вода — здесь берет свое начало горная речка.

16 августа. День четвертый — знаменательный

День начался на склоне Эльбруса, на высоте 4 000 м над уровнем моря, в приютах — прочных зданиях для отдыха и ночлега альпинистов. Днем — хлопоты, связанные с переездом, и трехчасовое обучение ходьбе по снежно-ледовому склону в "кошках". Заезжали и к спасателям, с которыми долгие годы сотрудничаю и нахожусь на связи в круглосуточном режиме. Сотрудник Эльбрусского высокогорного поисково-спасательного отряда МЧС России Ислам Глашев строго осмотрел мое обмундирование и выдал ботинки для восхождения — высокие и трехслойные, сам проверил, правильно ли завязаны шнурки.

— Не звони нам, не нужно нам звонить, — пошутил он, провожая меня, чем пожелал восхождения без происшествий.

Большой Кавказский хребет из приюта на высоте 4 000 м как на ладони — ночной, загадочный спокойный, завораживает. На Эльбрус я смотрю, только когда снимаю фото или видео, не думаю о нем, хотя в другое время, как только есть возможность, не отрываю от него взгляда — Эльбрус высится над Большим Кавказским хребтом, и обе вершины можно наблюдать, находясь в сотнях километров от него. Сейчас его как будто и нет, и приехала я сюда не с дерзким помыслом взойти на него, может, даже отгоняю эти мысли, а может, действительно есть духи Эльбруса и они со мной шутят, играют моим сознанием, путают мысли, сбивают настрой?! Мистика!

Немного побаливает голова, есть небольшой дискомфорт в животе, в один момент хотелось спать, через минуту я резко ослабела, потом ожила, а еще через мгновение вдруг стала петь. Причина всего происходящего — гипоксия, при которой мозг не насыщается кислородом и заставляет человека чудить. Некоторым, в том числе и мне, не дает спать.

17 августа. День пятый — тревожный

После бессонной ночи постоянно болит голова, пропал аппетит. Один из участников восхождения, министр спорта Ставропольского края Андрей Толбатов, даже пошутил, что на определенной высоте у меня поднимается настроение, и я начинаю петь, и был прав — на высоту каждый организм реагирует по-своему. Выше отметки 4 000 м я действительно чувствую себя лучше, а между тем в этот день нужно дойти до 4 700, подняться к так называемым скалам Пастухова.

В этот день я постигла главную истину: кто хочет дойти до вершины Эльбруса, должен перебороть себя и только себя, все остальное — вторично. Каждый шаг дается очень тяжело, хотя идти нужно по довольно пологому и технически не сложному склону, но прилагать к этому необходимо максимум усилий. Движение облегчается, если ступать след в след за впереди идущим. По ходу движения вверх почти никто из нас не разговаривает, идем монотонно, путь занимает много часов, думается о многом и ни о чем. Рядом проходит одна из наших групп, ребята веселятся.

Между тем наше отделение достигает отметки 4 350 м. Привал, пьем чай, чувствуется прилив энергии, разыгрался аппетит, выпрашиваю у своих ребят конфеты, весело болтаю и опять начинаю петь: "Парня в горы тяни — рискни… там поймешь, кто такой".

Встаем, продолжаем утомительный подъем, иду мужественно, но каждый шаг дается нелегко — сказалась бессонная ночь, голова гудит. В голову лезут мысли о странности бытия, о личной жизни, о причинах, подтолкнувших на восхождение… Я почти дошла до желанной отметки, но вдруг поняла, что дальше идти не хочу. Не не могу, а не хочу идти. "Дальнейшее движение возможно только вниз", — думаю я и поворачиваю обратно. Еще одно наблюдение — обратная дорога всегда дается легче, при любом трекинге, так и на Эльбрусе — в приют ноги несут сами.

Пригласили к себе на ночлег трех участниц "Эльбрусиады" из другого приюта и вечер проводим веселее за разговорами, настольными играми и чаем, так как нам предстоит день отдыха перед выходом. Только в эту единственную ночь мне удается поспать.

18 августа. День шестой — день отдыха и фотосессий

День перед штурмом мы провели, как и планировалось, весело и беззаботно, организовали фотосессию. В приют доставили торт, и мы наконец-то отметили день рождения главы минспорта Ставрополья Андрея Толбатова, который был 14 августа. Именинник, как и полагается, задул свечи, и мне кажется, что я догадываюсь, какое он загадал желание. В этот день состоялось и официальное открытие "Эльбрусиады-2022. КБР 100 лет", появилась возможность отвлечься от тяжелых мыслей, я с удовольствием записывала короткие интервью, фотографировала и беззаботно болтала.

Так, Дарья Шибаева из Санкт Петербурга, представляющая альпинистский клуб "Штурм", рассказала о значимости этого восхождения для нее.

— Эльбрус — это легендарная гора, и очень хочется поучаствовать в таком торжественном мероприятии, все-таки не каждый день 100 человек заходит на Эльбрус. Хочу посмотреть на эту красоту, моя мечта — это взойти на вершину с рассветом. Чувствую себя хорошо, настроение бодрое, будем надеяться, что и с погодой, и со всем остальным повезет, — говорит она и добавляет, что программа подготовки была изнурительной.

В альпиниаде участвовал и продюсер сайта ТАСС Дмитрий Савицкий, спортсмен-любитель, участник различных забегов и даже марафона. Он взял с собой флаг с логотипом агентства, с которым мы сфотографировались на фоне гор, предвкушая восхождение на вершину и планируя сделать такой же снимок там. Позже флаг был доставлен Дмитрием на восточную вершину Эльбруса, но штормовой ветер вырвал его из рук.

— Теперь флаг ТАСС живет на Эльбрусе, а попытки заснять его не увенчались успехом, — горько шутил он.

Вечером еще один наш попутчик, сотрудник прокуратуры КБР Зураб Ризаев, который в эти дни помогал с решением вопросов по передвижению, питанию и вообще исполнял все желания, видя мое беспокойство, пытался даже отговорить от восхождения. У меня было тяжелое предчувствие и плохое настроение.

— Это бесы не дают покоя, нужно прогнать их, — подбадривал Андрей.

Ночь перед выходом оказалась самой тяжелой, я не смогла уснуть ни на секунду. Единственное, чего я хотела, — чтобы все это скорее закончилось.

19 августа. День седьмой, когда Эльбрус сказал: "Не сегодня"

После бессонной ночи и мыслей о семье, о жизни, о тех, кто дорог, кто мог бы поддержать, но кого боишься потревожить своей неуверенностью и поздним звонком, я колебалась до самого выхода, стоит ли вообще идти, смогу ли добраться до вершины. Отказаться, даже из-за непогоды, значило бы подвести свое отделение.

Еще ночью пошел дождь, грохотало, иногда сверкали молнии, но казалось, что это быстро пройдет. Погода на Эльбрусе переменчива, и даже самая черная мгла может улетучиться в момент. Однако в этот день грозовой фронт только набирал силу, и надежда на улучшение погодных условий таяла с каждой секундой.

Когда мы поднялись чуть выше отметки 5 200 м, сотрудники МЧС, дежурившие на седловине горы (высота — 5 400 м), сообщили, что погода в этом районе еще хуже, и попросили всех вернуться в базовый лагерь.

Мы спустились до места, где нас должен был забрать ратрак (снежный тягач — прим. ТАСС). Погода ухудшалась с каждой секундой, ветер усилился. Снег, град, дождь — казалось, все осадки сыпались одновременно с неба, справа, слева, отовсюду, но самое опасное явление в горах — молнии. Инструкторы скомандовали отложить рюкзаки и отойти на два метра, сесть на землю, не передвигаться. Было еще темно, небо озаряли молнии. Так мы провели около часа, пришлось пережить несколько неприятных моментов, но все закончилось благополучно, а меня, как всегда, окружили вниманием и заботой мои друзья, утроив в этом деле свои усилия.

Не считаю себя робкой, трусливой или малодушной, пытаюсь всегда полагаться на свои силы, показать слабость позволяю себе редко, и во время восхождения старалась быть независимой. Но Эльбрус меня сломал. Я не решилась на вторую попытку, потому что не нашла ни одного аргумента оставаться там. С природой спорить невозможно, а тем более повлиять на решение Эльбруса, который сказал мне: "Не в этот раз!" Сил у меня не осталось, да и два раза за сутки осознанно рисковать жизнью не хотелось, и все участники отделения поддержали меня и проводили вниз.

20 августа. День восьмой, день ярких побед в борьбе со стихией!

В этот день участникам было предложено предпринять еще одну попытку подняться на вершину, и большая их часть отправилась в путь. К семи часам утра первые две группы сумели дойти до желанной цели, несмотря на тяжелейшие погодные условия, но кто-то был вынужден опять вернуться.

Спуск в базовый лагерь в Приэльбрусье занял около часа. Первое желание — принять душ, второе — сон. Восстановление начинается практически сразу, организм с удовольствием погружается в привычную для себя атмосферу на высоте 2 000 м с достаточным количеством кислорода. За ужином бурно обсуждали пережитое, а после, добравшись до кровати, я моментально провалилась в сон. В 6 часов проснулась и стала писать своим ребятам, выясняя подробности второй попытки. Оказалось, что и в этот день Эльбрус хмурился и пустил на вершину не всех.

Асият Гериева