Войти в почту

Операция «Расхламление»: как организовать пространство, чтобы избежать бардака

Мира, как понять, что назрела необходимость навести порядок в доме или квартире? – Здесь все очень индивидуально, не каждому человеку нужен порядок, есть люди, которым вполне комфортно находиться в творческом бардаке, и нет смысла заставлять их что‑то менять. Но если человек ощущает негатив от хаоса в доме, потребность упорядочить вещи и предметы, то одним из вариантов как раз и является организация пространства. Таким образом, в первую очередь следует осознать проблему, понять, что она существует: нужную вещь сразу найти не получается, продукты часто залеживаются, после чего их выбрасывают, предметы постоянно лежат не на своих местах. А если квартира небольшая? – Размер жилья не имеет никакого значения. Многие думают, что причина беспорядка в маленьком помещении, и считают, что переезд в большую по площади квартиру решит проблему – это одно из заблуждений. На самом деле от величины пространства ничего не зависит, ведущую роль играют индивидуальные привычки и понимание общих принципов организации своего жилища. Обычно этому учат в семье, знания передаются от мамы и бабушки, но они, как правило, поверхностные, нет четко выстроенной системы. Ведь ни в каких учебных заведениях не рассказывают, как правильно хранить вещи, как их сортировать, какие контейнеры использовать и т. д. Когда проблема осознана, человек начинает искать информацию по поводу организации порядка, читать книги, черпать знания из Сети, смотреть видеоролики, обращаться к специалисту и т. д. Правда ли, что для организации пространства требуются много денег, дорогая мебель, аксессуары? – Это еще одно заблуждение. Иногда бывает достаточно того, что уже есть в доме, например, картонных коробок из‑под обуви, каких‑то бюджетных элементов. Более того, правильная организация позволяет сэкономить. Я как‑то подсчитывала, сколько денег уходит на беспорядок. Получилось, что в среднем за неделю семья тратит до 1500 рублей, с учетом потери времени в поиске нужной одежды, других предметов по утрам, выброшенной еды, которая пропадает на дальних полках, дубликатов лекарств и т. д. Не говоря уже о нервах… Для того чтобы был порядок, нужно всем членам семьи участвовать в этом процессе. Если желание правильно организовать пространство выражает только один, как быть с остальными? – Многие хозяйки считают, что беспорядок образуется исключительно по вине домочадцев. Но еще ни разу в моей практике не встречалась ситуация, когда у тех, кто обвиняет домашних, было бы все идеально в собственных вещах. Хозяйке дома следует в первую очередь сфокусировать внимание на личных предметах, привести их в порядок, разместить красиво и удобно. И уже в процессе продемонстрировать остальным членам семьи, как этим можно пользоваться. Постепенно они тоже начнут соблюдать эти правила, ведь на самом деле мало кому хочется жить в беспорядке. Семь шагов к порядку от организатора пространства по пунктам Шаг первый. Прежде всего необходимо оценить масштаб проблемы, а именно поделить вещи на категории и сфокусировать внимание на каждой из них. – Существуют разные методы разборов, но я бы не рекомендовала разбирать по комнатам или сразу всю квартиру, вещи лучше делить на категории. Например, сначала заняться одеждой, затем аптечкой, канцелярией, документами, средствами для уборки, посудой, игрушками и т. д. Вещи одной категории могут находиться в разных комнатах, быть разбросанными по всему дому. Для того чтобы сориентироваться по объемам, следует собрать их из всех уголков квартиры (дальних шкафчиков, антресолей, балкона), выложить на одну поверхность и посмотреть. Только так можно увидеть, сколько их накопилось. Обычно люди в шоке от того количества вещей, которые у них есть, особенно это касается гардероба. Когда вещи рассредоточены по комнатам и шкафам, сложно понять, сколько их на самом деле. Если трудно сразу разобраться с одной категорией, можно дробить их на меньшие части. Например, одежду поделить на белье, платья, рубашки, верх, низ и т. п. Шаг второй – расхламление. После того как вещи из какой‑либо категории оказались на одной поверхности, масштаб оценен, необходимо избавиться от ненужного. – В данном случае речь не идет о мусоре или испорченных предметах, расхламление предусматривает избавление от вещей, бесполезных для конкретной семьи, если при этом они не несут в себе большой эмоциональной нагрузки. Дорогие сердцу предметы, конечно, можно оставить. От остальных ненужных вещей необходимо избавиться, чтобы освободить удобные места для хранения, которые они занимают. Шаг третий – утилизация. Возможно, вещи, которые определены как ненужные, кому‑то пригодятся. Избавиться от них помогут сайты объявлений, площадки, где проходят сборы нуждающимся, и т. д. – Важно установить конкретный срок для полной утилизации ненужного – продать, отдать, подарить, и ни в коем случае не допустить, чтобы мешки с хламом осели в прихожей или на антресолях. Шаг четвертый – планирование. На этом этапе нужно продумать, где и каким образом будут храниться вещи, которые полезны и радуют сердце. – Лучше всего нарисовать план-схему на бумаге – изобразить шкаф, ящики и подписать, как можно распределить предметы. На рисунке гораздо проще что‑то поменять, чем перекладывать потом это физически с места на место. Шаг пятый – организация. Каждую категорию вещей теперь нужно уложить в то место, которое для нее выбрано. Обязательно необходимо ограничение – для этого подойдут коробки, корзинки, разделители, органайзеры. – Аксессуары для ограничения следует покупать только после замеров – длины, ширины, высоты. На первых порах можно обойтись простыми картонными коробками, чтобы определить, удобно все организовано или нет. Вполне возможно, что первоначальная система окажется несовершенной и ее придется корректировать. Так, в выдвижных ящиках используется исключительно вертикальное хранение – складывать в них одежду стопочкой недопустимо. У некоторых не очень хорошо получается его организовать, потому что они забывают о разделителях, которые поддерживают вещи. В ящиках идеально работают коробки из‑под обуви, за счет тонких стенок они не занимают места и защищают вещи от падения. Даже в платяном шкафу с помощью таких коробок можно организовать вертикальное хранение. Складывать одежду или белье стопкой можно, но в каждой такой стопке должно быть не более пяти вещей. Шаг шестой – подписать новые места хранения. Каждый ящик, коробочку, полочку нужно маркировать. Для этого используются этикетки, малярный скотч и другие ярлыки, которые легко отклеить, если система меняется. – Эти подписи станут своего рода дорожными знаками, которые не дадут сбиться с пути и положить вещь не туда. Если на коробке написано «носки», мозг понимает, что здесь должны лежать именно они, а не что‑то другое. Это прекрасно работает и с детьми – если ребенок еще не умеет читать, можно вместо подписей приклеить картинки. Шаг седьмой – поддержание порядка. Следует поставить напоминание на телефоне и через полгода (год) снова пробежаться по этим семи шагам. – Если расхламление прошло качественно, организация продумана хорошо, то повторный процесс займет не более получаса. Для регулярного поддержания порядка можно каждый вечер пройтись по дому и убрать вещи, которые находятся не на своих местах. Если какой‑то предмет постоянно обнаруживается не в том месте, значит, оно определено неверно и его лучше поменять. Первоначальная схема может меняться в зависимости от предпочтений и привычек конкретной семьи. Это не жесткий план, которому нужно следовать беспрекословно, система подвижная, и хорошо, когда она постоянно совершенствуется. Ирина Марченко. Фото предоставлено Мирой Марининой.

Операция «Расхламление»: как организовать пространство, чтобы избежать бардака
© Крестьянская жизнь