Войти в почту

Куда ушла вода. Кто виноват в обмелении реки Дон?

В 2019 году навигацию на реке Дон пришлось остановить на несколько дней раньше запланированного. По графикам суда должны были идти по реке вплоть до 27 ноября, а при благоприятных природных условиях срок сдвигался и до декабря. Однако на деле навигацию официально прекратили уже 20 ноября, а фактически корабли перестали двигаться ещё раньше. Причина — в резком обмелении и реки, и Азовского моря. В Ростовской области временно приостановлено движение любых судов по Дону из-за сильного обмеления реки. — Навигация закрыта с 20 ноября из-за погодных условий. Когда откроется, сказать пока не можем, — объяснили 161.RU в администрации морских портов (АМП) Азовского моря. То, что принятое решение абсолютно оправдано, подтвердили и в ростовском гидрометцентре. Уровень воды — ниже опасных отметок. — Так в Таганроге уровень воды находится ниже опасной отметки на 36 сантиметров, у Азова ниже на 6 сантиметров, у Ростова и Аксая ниже неблагоприятной отметки, — сообщили синоптики. На практике эти сантиметры означают и отступление воды от берега, и невозможность пришвартоваться, и совершенно реальную угрозу оказаться на мели. Поэтому движение по Дону остановилось. Как реагируют жители? То, что для судовладельцев — убытки, для досужих прохожих — развлечение. Социальные сети полны фотографий прогулок жителей Ростовской области по внезапно обнажившемуся речному и морскому дну. Пейзажи действительно впечатляют, пески и водоросли создают ощущение какой-то иной планеты. Не смогли удержаться от искушения прокатиться по новым просторам и некоторые автолюбители, серьёзно за это поплатившись. Под песчаными наносами осталось много заполненных водой пазух — и если вес пешехода эти капсулы ещё как-то выдерживают (хотя такой выход на обнажившееся дно в любом случае рискован), то с тяжёлыми автомобилями происходило примерно то же, что и с немецкими рыцарями на Чудском озере. Всего к понедельнику в Ростовской области насчитали с десяток транспортных средств, «нырнувших» под песок и ил. Машины вытягивали тросами. Впрочем, кое-где власти и экологические активисты сориентировались и использовали отступление воды как великолепную возможность почистить прибрежное дно. Какая вернётся вода? Как рассказал «АиФ-Ростов» научный руководитель Южного научного центра РАН академик Геннадий Матишов, сгонно-нагонные явления — типичное явление для устьевой области Дона. Сгоны под влиянием сильного восточного ветра происходят ежегодно, наиболее сильно могут проявляться осенью. В разных частях побережья Таганрогского залива урез воды может отступать от 100 метров до 10 км. После смены ветра вода возвращается. Это связано с мелководностью Азовского моря (глубина до 5 метров, в восточной части меньше). Юг России имеет резко континентальный климат: засушливые лето и осень, морозные малоснежные зимы, пыльные бури и др. Во второй половине ноября 2019 года действовало сразу несколько факторов: антициклон, который принёс мороз, восточный ветер, маловодье, которое наблюдают уже свыше 10 лет. Причём маловодье захватило не только Дон, но и Волгу. — Для сельского хозяйства, рыбоводства, судоходства — это неблагоприятный период. Сейчас вода в море фактически стекает только по судоходному каналу. Уровень воды упал примерно на 3 метра. Когда придёт западный ветер, вода вернётся, но будет уже заток солёной воды из Чёрного моря. Мало воды, падение речного стока — всё это способствует заилению главной водной артерии донского региона. Что необходимо делать? Необходимо заниматься мелиорацией дельты Дона, очисткой и дноуглублением рукавов Дона, внедрять водосберегающие технологии. Проблема должна решаться не только на региональном, но и на федеральном уровне, — уверен академик. В Ростове из-за снижения уровня воды в реке Дон возможны перебои с подачей воды. Об этом рассказали в управлении ГО и ЧС администрации донской столицы. Из-за критических отметок ожидаются затруднения в работе водозаборных сооружений.

Куда ушла вода. Кто виноват в обмелении реки Дон?
© АиФ Ростов