Войти в почту

На страже погодных капризов: как работает современная Гидрометеослужба

Отправляемся на экскурсию в Зональный авиационный метеорологический центр Новосибирск имени Александра Ивановича Токарева. Всё начиналось с... ... Потребности. В мониторинге «поведения» атмосферы люди нуждались давно, и в начале 19-го века появилось множество предложений по созданию службы регулярных гидрометеорологических наблюдений в Российской империи. По высочайшему соизволению императора Николая I в Санкт-Петербурге при Корпусе горных инженеров были учреждены Нормальная обсерватория и ряд её филиалов, а позже на их базе – Главная физическая обсерватория. С 1855 года работа закипела: по всей стране возникли национальные метеорологические службы, специалисты которых вели регулярные наблюдения за атмосферными процессами, печатали и распространяли результаты мониторинга, осваивали быстро развивающееся метеорологическое приборостроение. В общем, люди постепенно учились контролировать то, что, казалось бы, не поддаётся никакому управлению, – погоду. После окончания Первой мировой войны стало понятно: слишком многое в авиации зависит от капризов погоды, и знание происходящего в атмосфере значительно упрощает задачу пилоту и повышает его безопасность в небе. Так, в 1914 году при Генеральном штабе Российской императорской армии создали специальное управление по метеорологическому обеспечению полётов военных аэропланов. Ну а в последующие годы, с совершенствованием воздушных судов, гидрометеорологическая служба стала работать и в интересах гражданской авиации. С тех пор её обслуживание – одно из главных направлений деятельности Росгидромета. При каждом крупном воздушном причале появились авиационные метеорологические станции. Новосибирский аэропорт Толмачёво – не исключение. 7 мая 1957 года Западно-Сибирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды организовало авиационную метеорологическую станцию (АМСГ). И уже 21 июня того же года АМСГ приступила к обслуживанию полётов воздушных судов. В то время штат организации составлял всего пять человек. Но время шло, авиация стремительно развивалась, и требования к объёму и качеству метеорологической информации увеличивались. С 1965 года АМСГ преобразовали в Новосибирский зональный авиаметеорологический центр (ЗАМЦ). За последующие годы организационно-правовая форма подразделения неоднократно менялась. Но во все времена неизменным оставалось главное – грамотные специалисты, новейшая техника и приоритетная задача – обеспечить безопасность, регулярность и эффективность полётов в аэропорту Толмачёво. Что шепчет погода? Ежедневно в аэропорту взлетают и садятся более ста самолётов. Рейсы выполняются круглосуточно, и авиационный метеорологический центр Новосибирск также работает в режиме 24/7. Без него в небе над Новосибирском летали бы только птицы. Туманы, грозы, сильные снегопады, ураганы, гололёд... Об опасности этих явлений пилоты знают не понаслышке: по данным Международной организации гражданской авиации (ИКАО), из-за нелётной погоды произошло около 20% авиакатастроф. И главная задача специалистов ЗАМЦ – как раз заблаговременно предупредить экипаж о приближении потенциально опасных явлений. На это направлены усилия трёх подразделений метеорологического центра – группы техников-метеорологов, синоптиков и технического обслуживания. У каждой из них – свои обязанности, на каждую возложена большая ответственность. Техники-метеорологи непрерывно наблюдают за погодой и показаниями приборов, установленных на двух взлётно-посадочных полосах аэропорта Толмачёво. Это современные метеорологические датчики, которые «чувствуют» скорость и направление ветра, дальность видимости, высоту нижней границы облачности, температуру, влажность воздуха, атмосферное давление – то есть все важные для взлёта, полёта и посадки параметры. Несмотря на то, что большую работу проделывает компьютер (измерительная система АМИС-РФ), на техника-метеоролога возложена серьёзная миссия: именно он непрерывно контролирует программное обеспечение, наблюдает за опасными явлениями, фиксирует и включает в сводки данные бортовой погоды. В ЗАМЦ Новосибирск таких специалистов десять, а возглавляет их группу метеоролог 1-й категории Ирина Симутина. Во многом благодаря именно их работе количество взлётов в аэропорту Толмачёво всегда равно количеству посадок. Группа технического обслуживания отвечает за состояние метеорологического оборудования и информационного обеспечения. «Измерительная система принимает данные с полос, выводит их на экран главного компьютера, обрабатывает информацию и передаёт на метеосервер, – говорит ведущий электроник ЗАМЦ Дмитрий Солдатов. – Именно он обеспечивает нашим коллегам-диспетчерам возможность беспрепятственно следить за метеорологической обстановкой для безопасности полётов». Существующая система связи обрабатывает огромный поток информации: это данные о состоянии атмосферы в разных точках не только России, но и мира – со всех концов света, куда летают самолёты из аэропорта. А таких направлений больше 95! В оперативную группу синоптиков ЗАМЦ входят 12 специалистов. Они отслеживают фактические или ожидаемые опасные условия погоды на маршрутах, которые могут повлиять на безопасность полётов. На самом деле это происходит не только с помощью машин (вбил данные и получил результат). Информацию недостаточно собрать, чтобы выпустить по ней прогноз. Нужно быть очень грамотным, подкованным специалистом, предусматривать все нюансы в потоке постоянно обновляемых данных и знать климатические особенности по тем районам, по которым они составляются. А это не только Новосибирск: синоптики ЗАМЦ прогнозируют «поведение» погоды ещё на одном аэродроме – Новокузнецк «Спиченково». «Синоптики получают и анализируют большой объём информации, – рассказывает руководитель группы синоптиков Денис Поляков. – Это и сводки погоды по аэродромам назначения и запасным аэропортам, и синоптические карты, и спутниковые снимки, и данные с Доплеровских метеорологических радиолокаторов, и расчёты численных моделей прогнозов погоды. Все эти данные отображают современные программные комплексы, которыми оснащены рабочие места специалистов». Если на «горизонте» появляется какая-либо опасность, синоптики видят её приближение на мониторе и выпускают штормовое предупреждение. Для экипажей это знак: лететь небезопасно. «Среди таких явлений – туманы, сильные снегопады, ураганные ветры, обледенение, – говорит заместитель начальника ЗАМЦ Инна Примаченко. – Но особенно опасна гроза. Когда о ней объявляют, на аэродроме прекращается работа наземных служб аэропорта. А самолёты, которые в этот момент находятся в воздухе, чаще всего уходят на запасной аэродром по свободному коридору. Потому что командиры бортов знают: это явление – серьёзная угроза». Так что фактически авиационный синоптик – человек, отвечающий за хорошую погоду и нашу безопасность в небе. Чтобы выполнять эту работу, нужно обязательно иметь высшее образование. В Новосибирске таких университетов нет, но желающие освоить эту нелёгкую профессию могут получить её в Санкт-Петербурге, Саратове, Перми, Томске или Иркутске. «Синоптиком и техником-метео-рологом может стать только внимательный, сконцентрированный, усидчивый человек, от которого не ускользают даже малейшие детали, – говорит начальник Новосибирского ЗАМЦ Лариса Фролова. – И мне приятно, что все наши специалисты, включая технический персонал, именно такие. Главная их задача – поддерживать высокий уровень надёжности работы метеорологического оборудования, качества метеорологических наблюдений за параметрами погоды, высокую оправдываемость прогнозов погоды, тем самым обеспечивать регулярность и эффективность полётов. Приятно осознавать, что таких высококлассных специалистов в России – тысячи. В нашей стране авиационное метеорологическое обслуживание гражданской авиации осуществляют 249 оперативных подразделений Росгидромета. Я от лица нашего коллектива хочу поздравить всех сотрудников этих подразделений, а также своих коллег, имеющих непосредственное отношение к авиации, с 185-летием Гидрометеорологической службы России с приближающимся Днём Воздушного флота России. От всей души желаем крепкого здоровья, счастья, успехов в нелёгком труде, лётной погоды «миллион на миллион» и мирного неба над головой!»

На страже погодных капризов: как работает современная Гидрометеослужба
© АиФ-Новосибирск