Что делает ретро-артиллерия среди новинок российского ОПК
15 августа 2023 года на форуме «Армия-2023» я с группой иностранцев зашел на площадку, огороженную канатом. Начал снимать новейший опытный бронетранспортёр «Спартак» с 57-мм автоматической зенитной пушкой САЗП-57. И тут ко мне подходит какой-то вальяжный дядя и строго спрашивает: «Это – закрытая территория. Кто вас сюда пустил?» Я извиняюсь: «Ой, а я думал, что это – ретро-грузовик с 57-мм пушкой Грабина С-60, воевавшей ещё 70 лет назад в Корее». Товарищ скис и исчез.
Ну, что ж, 57-мм пушек С-60 наделано много, они и сейчас неплохо поражают легкобронированные цели на дальности 5-6 км: вертолёты, дроны и т.д. Но в эффективности С-60 в борьбе с «Томагавками» или с истребителями F-16 я сильно сомневаюсь.
Уже лет 20, как в локальных конфликтах С-60 в полевых условиях ставили на любое подвернувшееся под руку шасси. Те же боевики ИГИЛ* устанавливали С-60 на грузовики. Осенью 1998 года ВСУ на полигоне у Чернигова испытывали новую САУ – БТР-80, где вместо башни установили пушку С-60. Правда, на полях сражений подобная экзотика пока не замечена.
Зато ВСУ используют в боях как минимум несколько десятков С-60, установленных на гусеничном бронетранспортёре МТЛБ.
В 2020 году армяне также воевали в Карабахе на МТЛБ с установленной С-60. Наконец, российские войска на Украине применяют С-60, установленную на грузовике «Урал-4320».
Увы, нравится кому или нет, но С-60 предельно устарели, и к ним нет современных типов 57-мм боеприпасов. Поэтому можно и нужно делать на фронте «самоделки на коленке», создавая импровизированные САУ как с С-60, так и с 23-мм спаренной пушкой ЗУ-23-2. Но создавать для них новые шасси и серийно производить оные изделия на больших заводах – это «две большие разницы», как говорят в Одессе.
Вот, к примеру, середина 1990-х годов, КБ «Точмаш» работало над модернизированным вариантом 23-мм буксируемой установки ЗУ-23М. Прошло 25 лет, а в серию ЗУ-23М так и не пошла. А сколько денег на неё вбухали – государственная тайна.
А на форуме «Армия-2023» ПО «Туламашзавод» представило ещё одну буксируемую модернизацию – ЗУ-23АЭ. По сравнению с оригинальной ЗУ-23-2 темп стрельбы снизили в четыре (!) раза. С 2000 до 500 выстрелов в минуту – «в целях экономии дорогостоящих снарядов». А что, налажен выпуск новых «дорогостоящих» 23-мм выстрелов?
По данным изготовителя, три ЗУ-23АЭ можно разместить на расстоянии 100 метров друг от друга. Оператор одной из них может управлять двумя другими в автоматическом режиме. У него есть автомат сопровождения цели с современным оптическим блоком наведения, который оснащён теле- и тепловизионными камерами, а также лазерным дальномером.
Не могу понять, зачем делать три установки с суммарным темпом 1500 выстр./мин. вместо одной с темпом 2000 выстр./мин.? Уменьшение темпа можно понять при стрельбе только по наземным целям. А вот для стрельбы по низколетящим воздушным целям в ХХ веке создавались установки калибра 20-30 мм со скорострельностью до 6000 выстр./мин. Обычно использовались блоки с шестью или семью стволами калибра 20-30 мм.
Из рекламы получается, что один оператор ЗУ-23АЭ заменит 27 номеров расчёта трёх ЗУ-23-2. Допускаю, что подобное возможно на корабле. А в полевых условиях расчёты трёх ЗУ-23АЭ только увеличатся за счёт специалистов по лазерам и прочим новинкам.
Но вернёмся на площадку за канатом, куда пускают только избранных. Там я узрел железное корыто с колёсной формулой 4 × 4 – чудо-юдо без окон и дверей. Оказалось, это – автодрон «Зубило», созданный АО «Ремдизель» (Набережные Челны).
Вес «Зубила» 16 тонн, максимальная скорость (видимо, по шоссе) – 100 км/ч. На «Зубиле» установлена полностью автоматизированная ЗУ-23. Да ещё он может и грузы перевозить.
В проспекте указано: «Автономность – 10 км». Это я не понял. Это предельное расстояние для оператора? И оное «Зубило» будет носиться по изрытым окопами и воронками полям Бахмута? И будет громить сухопутные объекты и дроны ВСУ?
Говорят, что на трассе Москва – Санкт-Петербург уже ездят беспилотные грузовики. На трассе установлены многочисленные датчики информации. Автодроны корректируются спутниковой системой ГЛОНАСС. А вот сидит ли на автодроне подстраховывающий дядя, неизвестно. Между прочим, на Украине обе стороны успешно глушат спутниковую навигацию.
А что это за супер-оружие – ЗУ-23-2? Это буксируемая зенитная установка, принятая на вооружение 22 июня 1960 года по Постановлению Совета министров СССР № 313-125. Серийное производство установок велось на заводах № 525 в Куйбышеве и № 535 в Туле. Боеприпасы производились в Зеленодольске и Дзержинске.
ЗУ-23-2 оказались эффективны в бою и удобны в эксплуатации. В ХХ веке они поступили на вооружение 60 государств мира и участвовали во всех локальных войнах второй половины ХХ века и начала XXI века.
С 1970 года в ремчастях армий и в отрядах боевиков начали создаваться самоходные 23-мм установки. В СССР ЗУ-23-2 ставили на автомобили ГАЗ-66, ЗИЛ-130, ЗИЛ-131, «Урал-375», «Урал-4320», на бронетранспортёры МТЛБ, МД «Ракушка» и т.д.
По Ираку и Сирии уже 15 лет носятся лихие тачанки всех племён и народов – ЗУ-23-2 на джипах всех марок.
К 2014 году в ВСУ и на складах находилось около трёхсот старых советских ЗУ-23-2. Однако сами установки и боеприпасы для них в незалежной не производились. С 2014 года ВСУ и ополченцы Донбасса ставили ЗУ-23-2 на автомобили ГАЗ-66, ЗИЛ-131, на БТР МТЛБ и даже на танковые тягачи БТС-4.
По данным СМИ, осенью 2017 года украинское ГП КБ «Артиллерийское вооружение» наладило производство стволов КБА40 для ЗУ-23-2. А в июне 2021 года на Ровенском полигоне проходил испытания буксируемый клон советской ЗУ-23-2, изготовленный компанией «Украинская бронетехника».
Кроме того, на вооружение ВСУ поступают ЗУ-23-2 и их национальные модернизации из Польши, Финляндии и других стран. Так, украинское «телебачення» показало учения 122-й бригады территориальной обороны под Одессой с применением 23itk61 – финской модернизации ЗУ-23-2.
Как видим, на Украине с обеих стороны работают сотни «Зушек». Но нужно ли России, спустя полвека, вновь запускать в серийное производство ЗУ-23-2, пусть даже в модернизированном варианте? Если верить СМИ, на наших заводах и так ведётся производство 23-мм стволов для ЗУ-23, и, видимо, этого достаточно.
А всем любителям ретро-артсистем ЗУ-23 и С-60 надо всё просчитать по критерию эффективность/стоимость.
«Самоделки на коленке», устанавливаемые на автомобили и БТР, имеют весьма высокий коэффициент эффективность/стоимость. Благо, ремрота может за день-два с помощью нехитрых приспособлений установить ЗУ-23 на грузовик или БТР. Расход средств минимальный – выдать солдатикам по пол-литра «продукта 38» (секретный индекс 1941 года) на нос. И делов-то?
А вот для создания новых зенитных систем в армии, авиации и на флоте России имеются тысячи 30-мм артсистем – одноствольных, двуствольных и шестиствольных. Вот с ними-то и надо создавать новые САУ, системы управления огнём, а главное, снаряды с программируемыми взрывателями. Такие взрыватели устанавливаются с помощью индуктивного кольца при покидании снарядом дульного среза.
* ИГИЛ - организация, запрещенная в РФ.