Натовско-украинская ПВО до сих пор остается серьезной силой
Всего год назад украинцев уверяли, что они вот-вот станут частью Запада, получат гарантии безопасности и все необходимое для экономического процветания. Делалось это только с одной целью: убедить Киев не соглашаться ни на какие компромиссы с Россией.
Но как только Зеленский поверил в западные сказки и отказался от переговоров с Москвой, риторика партнеров изменилась. Недавний саммит НАТО в Вильнюсе подтвердил это: ни ЕС, ни НАТО Украина не нужна без победы на фронте. Поэтому теперь ВСУ готовятся к реваншу на поле боя, точнее, сначала в воздухе. Каким образом?
Генеральный директор международной охранной компании Global Guardian Дейл Бакнер недавно заявил, что русские имеют практическое подавляющее превосходство в воздухе, их воздушный флот гораздо эффективнее, чем у киевского режима. А российские Миг-35, Су-35 и Су-57 способны «задушить» украинское контрнаступление. Более того, констатирует он, у Киева серьезные проблемы с ПВО, и если у них не окажется надлежащей противовоздушной обороны, то украинские военные реально столкнутся с тактическим риском еще и на земле.
Безусловно, для нас Бакнер не открыл Америку. Как и старший советник Центра стратегических и международных исследований Марк Кансиан, который отмечает, что с помощью оставшихся средств ПВО Украина сможет частично защищать только свои вооруженные силы, но не города и инфраструктуру. Так как же ВСУ попытаются взять реванш?
Подарки из-за океана
Прекрасно понимая все это, альянс НАТО направляет Киеву системы ПВО средней дальности SAMP/T и Hawk, идеально подходящие для защиты городов и ключевых объектов инфраструктуры, а также первую партию национальной перспективной зенитно-ракетной системы NASAMS. Плюс – четыре батареи ЗРК «Patriot PAC-3 MSE».
Впрочем, говорить об эффективности последней пока не приходится. Мы помним, что произошло, когда по батарее «Patriot» ударил наш «Кинжал». Началась паника и спорадическая стрельба. По оценкам даже натовских экспертов, все выпущенные украинскими военными ракеты (более 30 шт.) с ЗРК «Patriot» выстрелили в «белый свет, как в копеечку». Эту гордость американского ВПК укронацисты пустили в утиль. А ведь стоимость одной такой ракеты составляет четыре миллиона долларов, батареи «Patriot» – миллиард долларов.
Но пока Вашингтон продолжает наступать на те же грабли. Недавно он начал поставлять Киеву кассетные боеприпасы. На подлете к цели они взрываются, разбрасывая более мелкие заряды вокруг – сотни суббоеприпасов массой не более 20 кг, которые, в свою очередь, подрываются и создают зону сплошного поражения осколками. А потому представляют серьезную опасность для гражданского населения.
У Пентагона на складах лежит три миллиона кассетных снарядов, которые еще никуда не поставлялись. Цель поставок – решить проблему «снарядного голода» и увеличить мощность воздействия артиллерии ВСУ по российским позициям.
Но, повторим, нас, прежде всего, интересуют боеприпасы для зенитно-ракетных комплексов ПВО, их характеристики, средства противодействия. Увы, их ТТХ, особенно современных, порою остаются недоступны нашим летчикам, поставки не афишируются. Поэтому рассмотрим данные основной номенклатуры поставок, которые необходимо учитывать при выполнении боевых задач.
Итак, каковы особенности основных ЗРК противника и работы с ними наших пилотов?
«FIM-92 Stinger» – американский переносной зенитно-ракетный комплекс. Предназначен для транспортировки и ведения огня одним человеком. Благодаря небольшим размерам, ПЗРК легко перемещается и маскируется. Хорошо зарекомендовал себя в Афганистане и теперь изымается со складов США. Хоть и морально устаревший, но вполне эффективный.
«Starstreak» – английский переносной зенитно-ракетного комплекс. Основу его составляет зенитная управляемая ракета «Starstreak HVM» с боевой частью из трех «дротиков» длиной 0,45 метра, диаметром 20 мм, весом 900 граммов, из которых по 450 грамм приходится на пластичное взрывчатое вещество PBX-98. Каждый из дротиков имеет свой контур управления и наведения по лазерному лучу, бронебойный сердечник, заряд взрывчатого вещества и термобатарею. Дальность поражаемых целей от 300 до 7000 м на высотах до 5000 м, максимальная скорость ракеты более 3-х Махов, боевая часть – три проникающих вольфрамовых суббоеприпаса.
«Mistral», «Mistral-2» – французский переносной ЗРК. Включает в свой состав 20 килограммовую зенитно-управляемую ракету, способную обеспечивать высокие маневренные качества, выдерживать восьмикратные перегрузки и обеспечивать высокую точность наведения на конечном участке полета. В инфракрасной головке самонаведения (ИК ГСН) использовано приемное устройство мозаичного типа, выполненное на арсениде индия (К=3-5 мкм), что значительно повышает чувствительность и возможности по обнаружении и захвату целей с уменьшенным ИК излучением. А также позволяет отличить полезный сигнал от ложного (солнце, ярко освещенные облака, ИК ловушки и другие факторы). Инфракрасная головка самонаведения способна захватывать и сопровождать реактивный самолет на дальности до 6 км, а вертолет, оснащенный устройствами для снижения ИК излучения, – на дальности до 4 км, даже на встречных курсах. Осколочно-фугасная боевая часть ракеты содержит готовые вольфрамовые шарообразные поражающие элементы (1500 штук). Боевая часть снабжена контактным и лазерным неконтактным взрывателями. Выбор последнего (с механизмом точного отсчета дистанции) позволил избежать преждевременного подрыва боевой части вследствие воздействия помех, излучаемых местными предметами. Расчетная величина ошибки по дальности – около 1 метра. Перезарядка ЗРК осуществляется за полминуты.
«Iris-TSLS, SLM» – германские зенитно-ракетные комплексы малой и средней дальности соответственно. Одна из батарей «IRIS-T SLM», поставляемая Германией Украине, состоит из трех пусковых установок на грузовиках, несущих по восемь ракет (с дальностью стрельбы 40 км или 25 миль, по высоте 20 км.). Минимальная дальность пуска составляет менее одного км. Отдельная командная машина может располагаться на расстоянии до 20 км от командного модуля. Она объединяет несколько источников радиолокационного излучения и способна одновременно запускать и отслеживать все 24 ракеты IRIS-T SLM.
«Iris-T» – ракета малой и средней дальности, оснащенная охлаждаемой инфракрасной головкой самонаведения типа TELL. Способна противостоять ракетам класса «земля-воздух» и крылатым ракетам, включая низколетящие, скрытные ракеты, такие как «Калибр». Кроме того, может выполнять задачи на дозвуковых и сверхзвуковых режимах, с большим боковым ускорением, максимальными углами атаки и перегрузкой. Твердотопливный ракетный двигатель развивает максимальную скорость в 3 Маха. Управляемый вектор тяги и функция захвата после запуска позволяет ракете поражать цели в задней полусфере самолета.
«Tauruskepo 350/15» – немецко-шведская авиационная крылатая ракета класса «воздух-поверхность» большой дальности. Предназначена для высокоточных ударов и поражения высокозащищенных и заглубленных целей, включая важные точечные и протяженные объекты без захода самолета-носителя за границы действий объектов ПВО противника. К сожалению, точных тактико-технических характеристик ее пока нет.
Разработки ВПК Украины
«Колибри», «Полтава», «Барс» – украинские разработки переносных зенитно-ракетных комплексов (ПЗРК) средней дальности с инфракрасной и малогабаритной полуактивной радиолокационной ГСН. Но эти украинские разработки ПЗРК являются глубокой модернизацией российской (советской) ПЗРК «Игла».
Для ПЗРК «Барс» ВПК Украины сегодня пытается создать биспектральную головку самонаведения. При наличии такой ГСН в ЗУР наведение ракеты и захват цели происходит сразу в двух секторах, относящихся к разным волновым диапазонам – инфракрасному и ультрафиолетовому. При этом предполагается, что в этом варианте будет реализован принцип захвата цели по «отрицательному контрасту» (когда цель «холоднее» фона). Если украинскому ВПК это удастся, то это будет довольно грозное оружие, поскольку от такой ракеты на сегодня фактически нет защиты.
«Стрела-2М, Стрела-2ММ, Стрела-3» – известные еще со времен СССР, но усовершенствованные переносные зенитно-ракетные комплексы (ПЗРК). Применяются против воздушных целей с использованием ракет 9М313, 9М39, с новыми модификациями головок самонаведения – ОГО 36-45 и ОГС УА -424
«Игла-1, Игла-1М» – переносной ЗРК класса «земля-воздух» советской разработки. Усовершенствован с новой оптической ГСН повышенной помехозащищенности. Предназначен для поражения визуально наблюдаемых низколетящих воздушных целей на встречных и догонных курсах, в том числе в условиях противодействия с помощью ложных тепловых целей (помех). Зона поражения при стрельбе по самолетам (вертолетам) вдогон/навстречу в метрах: по дальности 1000-5200/500-3300; по высоте10-2500/10-2000; по курсовому параметру до 2500. Максимальная скорость поражаемых целей, в метрах/секундах: вдогон – 320; на встречных курсах-360; средняя скорость полета ЗУР – 360.
Основная фишка здесь в том, что для улучшения динамики наведения ЗУР (9М313) в упрежденную точку встречи с целью в тепловую ГСН были введены дополнительная схема, формирующая команду для разворота ракеты на начальном участке полета, и электронный переключатель режимов «вдогон»/«навстречу». А для обеспечения послестартового разворота в рулевом отсеке ракеты установлены миниатюрные импульсные твердотопливные двигатели. В боевой части (БЧ) ЗУР использовано взрывчатое вещество с повышенным фугасным действием. Взрыватель ЗУР имеет индукционный датчик (вихревой генератор), обеспечивающий подрыв БЧ при прохождении ракеты вблизи металлической обшивки цели. При прямом попадании подрыв БЧ осуществлялся дублирующим контактным взрывателем. Во взрыватель введена трубка с взрывчатым веществом для передачи детонации от заряда БЧ к заряду впервые установленного на ЗУР взрывного генератора (для подрыва оставшегося топлива маршевого двигателя ракеты). Таким образом, ЗРК «Стрела-2ММ» и «Игла-1М» стали вполне соответствовать современным требованиям и практически тождественны американскому комплексу «Стингер».
«Оса-АКМ» – автоматизированный войсковой зенитно-ракетный комплекс. Предназначен для поражения целей на дальности 1,5-10 км, на высоте от 25 м до 5 км, дальность обнаружения цели до 45 км. Боекомплект 6 ЗУР. Вероятность поражения одной ЗУР одной цели типа самолет составляет от 0,5 до 0,85. Время реакции – 15-26 сек. Но в этом ЗРК есть и недостатки. В частности, он с малой эффективностью перехватывает малые БПЛА с низкой отражающей поверхностью (площадью), летящие на высоте до 50 м.
«Бук-М1, М2, М3». Бук-М3 – одно из самых эффективных средств противовоздушной обороны и его актуальность по-прежнему велика. В дивизионе новый командный пункт 9С510М, новая РЛС 9С18М3 с фазированной антенной решеткой, углом обзора в 90 градусов по азимуту, 70 градусов по углу места. Дальность обнаружения воздушных целей с ЭПР в 1 квадратный метр увеличилась с 120 км до 160 км. Активная головка самонаведения ракеты позволяет осуществлять захват цели на дистанции около 35 км и самостоятельную коррекцию полета. А новые ракеты 9М317М2 меньшего размера – увеличить количество пусковых установок с 4-х до 6. Вести самостоятельно новый «Бук» может до 6 целей. В пусковой установке 9А316М находится 12 ракет.
Что касается радиотехнических войск ВСУ, то на их вооружении находятся РЛС 35Д6М (основанные на советских 19Ж6) предназначенные для разведки маловысотных и малоразмерных целей. Кроме того, на Украине модернизированы советские РЛС П-18 «Терек» до уровня П-18 «Малахит». Эти радиолокационные станции могут отслеживать до 256 целей на расстоянии до 400 километров и на высоте до 20 километров.
Все перечисленное говорит о том, что, хотя явных успехов на фронте у Украины давно нет и не предвидится в обозримой перспективе, агонизирующий киевский режим не оставляет попыток реванша. На западные деньги накачивается военный бюджет, всячески поддерживается умирающий ранее ВПК. Ожил даже загибающиеся ранее Киевский завод «Арсенал», выпускающий компоненты к ПЗРК. А Павлоградский химический завод стабильно выпускает ракетное топливо десятков видов, в том числе для перечисленных ЗРК.
А значит основные бои у Российской армии и ВКС еще впереди. И к ним нашим пилотам надо готовиться уже сейчас.