Войти в почту

День, когда над Курском не взошло солнце

2 июня куряне вспоминали 80-летие самой страшной из бомбардировок города. Масштабы чудовищно мощного авианалёта гитлеровских люфтваффе, скрупулёзно подсчитанные нашими земляками-историками (прежде всего доктором исторических наук, профессором Владимиром Коровиным и кандидатом исторических наук, почётным железнодорожником Александром Манжосовым), красноречиво говорят о том, какое значение придавал враг Курскому железнодорожному узлу накануне решающего сражения на Огненной дуге. И защитники Города воинской славы выстояли, хотя и ценой десятков жизней! В кромешном аду Массированная атака нацистских стервятников 2 – 3 июня стала последним крупным дневным налётом на объекты советского тыла во всей Великой Отечественной. Немецкое командование готовилось к нему с особой тщательностью. Нападение проводилось с пяти направлений. Налёт, начавшийся в 4 часа 39 минут 2 июня, продолжался 22 часа. Днём в нём участвовало 543 самолета (из них – 424 бомбардировщика), а в ночь на 3 июня – более 350, итого за сутки – 910 самолётов. На железнодорожный узел сброшено 1600 крупных бомб, а всего более 2 тысяч бомб, около тысячи тонн смертоносного металла. По неполным данным, погибли 60 человек, ранено и контужено – 40. По свидетельствам бывших авиаторов, зенитчиков, курских железнодорожников – очевидцев бомбёжки, на станции Курск в тот летний день был настоящий ад. Вот что вспоминал в 1973 году начальник штаба 254-го зенитно-артиллерийского полка полковник Иван Гапонов: «Ужасная картина была на земле. Вблизи города дымились лесные пожары. В Курске от разрывов сотен фугасных бомб, от непрерывной стрельбы, от воя фугасов, от взрывов вагонов с боеприпасами и цистерн с горючим стоял страшный гул и грохот… Падали осколки, обломки, кирпичи. От гари и пыли нечем дышать. В невероятно трудных условиях защитники города стояли насмерть». 10 июня в «Курской правде» корреспондент Георгий Радов (через несколько лет его очерки будет читать вся страна) писал: «Над вокзалом, над домиками Ямской слободы висело тёмное облако. Как же там люди? Что делают они в этом кромешном аду? Да, там были люди. Дежурный по путям Барбышев вскочил на паровоз, его товарищ Гаркавцев бросился к вагонам. Они вытащили состав из самого пекла. Гаркавцев после говорил: «У меня сын – миномётчик. Я думал: он ждёт эти снаряды, и бросился спасать их». Стрелочник Александр Красников не уходил с поста и тогда, когда словно небо рушилось на станцию. Он погиб у своей стрелки, солдат транспорта». Начальник станции Курск, Герой Социалистического Труда Пётр Алексеевич Шубин вспоминал в 1959 году: «По команде Виктора Сергеевича Гольцова дежурные по путям Аким Сергеевич Бирюков и Александр Никитович Маслов увели часть вагонов горевшего состава. К месту пожара подошёл паровоз со шлангами. Составители поездов Иван Гаркавцев и Виктор Гольцов стойко боролись с огнём. Облившись водой, Иван Гаркавцев с трудом открыл двери объятого пламенем вагона. Обжигаясь, он стал подавать снаряд за снарядом. Стены вагона тлели, взрыв назревал с минуты на минуту. К смельчакам присоединился старший стрелочник Александр Стефанович Красников. Левая рука его повисла плетью – ранило осколками бомб. Правой рукой он держал шланг, сбивая пламя с вагона. Но огонь не спешил сдаваться. С лопатами, вёдрами бежали со всех сторон железнодорожники. Вагоны со снарядами удалось отстоять от огня. Заменяя раненых машинистов, выводили эшелоны составители поездов Яков Венедиктович Барбышев, Сергей Никифорович Кочетов, Иван Афанасьевич Гаркавцев. Обмотав головы мокрым пиджаком, под горящий состав полез составитель Иван Гаркавцев. Отцепив вагоны, он упал без сознания. Ему на выручку поспешил Виктор Гольцов, быстро вытащив Ивана Гаркавцева из-под вагона. Маневровый паровоз продолжал выводить составы из огненной стены. Им управлял маневровый диспетчер Михаил Георгиевич Забелин. Дежурный по путям Игнат Евпатьевич Маркин вторые сутки оставался на посту, организуя восстановительные работы». Машинист паровозного депо Сергей Руцкой на маневровом паровозе выводил составы с боеприпасами. Он не ушёл со своего поста после повреждения паровоза и гибели своего помощника Петра Копейкина. Машинист Сергей Прудников прибыл в Курск после 12-часовой поездки. Не оставив паровоз, он ещё сутки принимал участие в спасении составов. Машинист паровозной колонны №8 особого резерва НКПС Василий Дмитриев с помощником Алексеем Бобовниковым участвовали в тушении пожара в вагонном депо. Осколками повредило тендер паровоза и котёл. В будке машиниста в стену ударила струя горячей воды. Но Бобовников, обжигаясь, прочистил колосники и спас котёл паровоза от взрыва. Одна из бомб попала в вагон с толом. После взрыва на путях забушевало пламя, загорелись соседние вагоны. Огонь змейкой приближался к цистернам с бензином. Составитель поездов Александр Феофилов мгновенно оценил обстановку. Прицепив паровоз к составу, он начал выводить его с горящей станции. Но впереди несколько стрелок, от взрывов под которыми были воронки. Железнодорожники, руководимые старшим стрелочником Александром Масловым, закидали воронки землёй. Старший стрелочник Григорий Брежнев перевёл стрелки. Эшелон с цистернами был выведен на перегон. Об отважных курянах была выпущена специальная листовка Политуправления наркомата путей сообщения СССР и редакции газеты «Гудок» от 3 июня 1943 года. Последствия многочасового налёта поражали. Как отмечалось в оперативной сводке Генерального штаба за 3 июня, разрушены 12 километров путей, паровозное депо, водоёмное здание, разбиты 8 паровозов, 154 вагона, 12 стрелочных переводов, 300 пролётов (1500 метров) линейной связи. Как позднее было установлено, убито 60 человек, ранено 35, разрушено и повреждено 29 домов. Уточняя детали налёта, бывший заместитель начальника станции Дмитрий Захаров отмечал: «На Западном парке было разбито два санитарных поезда. Ужасное зрелище, когда ползли раненые и многие погибали в огне». Не менее трагичными стали похороны погибших, ведь иные сгорели в пламени пожаров, тела многих оказались в клочья разорванными взрывами снарядов и бомб. Останки большинства погибших железнодорожников не могли опознать даже родные. Хоронили в деревянных ящиках на дне оврага Никитского кладбища. Так совпало, что в 1983 году именно в этом месте сооружена главная стела мемориала «Памяти павших в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.». На боевом посту в тот день погибли старшие стрелочники Александр Красников, Яков Солянин, младшие стрелочники Гавриил Конорев (умер 2 июня в госпитале №3240 от ранений), Михаил Конорев, Егор Зорин, работники дистанции пути кузнец Иван Антимонов, техник-дефектоскопист Михаил Болдырев, кочегар депо Михаил Катунин (также скончался в госпитале №3240) и другие. К восстановлению подключились воины 77-го отдельного путевого батальона под командованием майора Павла Коршунова. Через 12 часов после налёта поезда пошли по единственному восстановленному пути, а через 35 часов станция уже принимала воинские эшелоны. Ратный подвиг железнодорожников был высоко оценён Родиной. Коллектив станции Курск в мае, июне и июле трижды побеждал во Всесоюзном соревновании и награждался переходящим Красным знаменем Государственного Комитета Обороны и ВЦСПС. 4 июля на узловом митинге начальник станции Пётр Шубин принял знамя из рук земляка-курянина, заместителя командира 907-го истребительного авиационного полка, Героя Советского Союза подполковника Вячеслава Башкирова. А в ноябре того же 1943 года Пётр Алексеевич Шубин и Павел Иванович Коршунов были удостоены звания Героев Социалистического Труда. В 1973, 1988 и 2005 годах на вокзале станции Курск были открыты мемориальные доски в честь ратного и трудового подвига железнодорожников, работников Военно-эксплуатационного отделения №14, и воинов 77-го отдельного железнодорожного батальона. «На батарее были сплошь девчонки» Эта строка из «Баллады о зенитчицах» Роберта Рождественского вспоминается сама собой, когда стоишь на траурном митинге у надгробия братской могилы в Горелом лесу, где в скорбном перечне погибших бойцов – беспримерный случай! – женских фамилий почти столько же, сколько мужских. Девчата-комсомолки, массовый призыв которых в Красную армию начался в апреле 1942 года постановлением за подписью главы государства Михаила Калинина, составляли значительную часть боевой мощи 254-го зенитного артиллерийского полка под командованием подполковника Николая Маркевича. Состав – 5 дивизионов до 300 бойцов каждый, а те насчитывали по 3 батареи. Штаб и командный пункт полка располагались в подвалах, оставшихся от бывшего пивоваренного завода Вильма на улице Нижней Набережной (его разрушили ещё в пору Гражданской войны). Первый дивизион базировался на восточной окраине Курска. Второй остался оборонять важный железнодорожный узел Грязи в Воронежско-Борисоглебском дивизионном районе противовоздушной обороны (ПВО). Третий дивизион сражался против немецких бомбардировщиков на участке близ ипподрома (улицы Беговая, Выгонная и Глинище), четвёртый – на юго-восточной и пятый – на южной окраинах Курска. К проклятому дню 2 июня 1943 года в полку насчитывалось 1728 бойцов и командиров. Воины-зенитчики, и мужчины, и девчата, отвечали за безопасность, прежде всего, основных железнодорожных магистралей, по которым осуществлялось снабжение войск Центрального фронта. Многие зенитчики, командиры и бойцы, при отражении вражеского налёта проявили невиданную стойкость и отвагу. В бою отличились батареи 85-миллиметровых орудий старшего лейтенанта Н.И. Пелевина и лейтенанта П.А. Калиниченко, сбившие по три самолёта противника. По два вражеских самолёта сбили батареи лейтенантов И.Е. Астафьева и А.К. Пруцева. Входившие в состав этих батарей зенитные расчёты старшего сержанта С.Я. Молоцкого и младшего сержанта Н.А. Соколикова уничтожили по два «Юнкерса-88». По одному бомбардировщику сбили расчёты старших сержантов В.И. Антоненко, В.П. Лаптева, В.А. Митрохина, В.Т. Родина, младших сержантов И.С. Долуда, А.К. Коробкина и Н.И. Чижевского. Метко вели огонь наводчики орудий ефрейтор А.Г. Дорогин, красноармейцы А.Г. Катанский, Н.Н. Федулов, сбившие в бою по одному «Юнкерсу-88». А вот пример воинской смекалки: на железнодорожном мосту через Сейм был остановлен воинский эшелон. Его локомотивная бригада, испугавшись грохота боя, покинула паровоз. Командир 15-й батареи, оборонявшей мост, лейтенант М.В. Корявко, в мирное время работавший помощником машиниста, сам поднялся на паровоз и вывел состав в безопасное место. Батарея лейтенанта Корявко в ходе налёта сбила вражеский самолёт, а её командир впоследствии был награждён орденом Красного Знамени. Заряжающий орудия красноармеец П.И. Загребельный, несмотря на тяжёлое ранение (осколком вражеского снаряда ему оторвало четыре пальца левой руки), не оставил боевого поста. За стойкость и мужество он был награждён орденом Красной Звезды. В течение дня 2 июня наводчик орудия Т.Д. Васильев дважды принимал на себя командование зенитными орудиями, подменяя раненых командиров. Он погиб вместе с расчётом от взрыва вражеской бомбы. Также ранения разной степени тяжести с последующей госпитализацией получили 12 военнослужащих 254-го зенитного артиллерийского полка. В их числе – 18-летний трубочный орудия, красноармеец Н.Н. Ягодкин, призванный из Тамбова. Он служил в 11-й батарее 4-го дивизиона. В представлении к ордену Красной Звезды командование полка отмечало: «Во время массированного налёта вражеской авиации на пункт ПВО Курск проявил себя мастером своего дела и неустрашимым бойцом. Несмотря на пикирование самолётов на батарею и сильную бомбёжку, он правильно устанавливал трубку. Когда материальная часть отказывала в работе, он вместе с командиром устранял неисправности. Его орудие за один налёт вражеских самолётов сбило две машины противника. Будучи тяжело раненым, он не оставил боевого поста и только после прекращения боя был эвакуирован в госпиталь». Также на стационарное лечение были направлены герои из 1-й, 10-й, 11-й, 13-й, 15-й батарей: сержант С.А. Ржаницын, младшие сержанты М.Н. Бойченко и П.В. Машаева, ефрейторы В.С. Богатырёв и П.С. Пудовичкина, красноармейцы Н.В. Пухова, В.В. Овчаренко, Е.Д. Царёва, К.И. Иванов, Е.В. Зеброва, В.А. Стаськов, И.Г. Соколов, В.Г. Кербникова, А.К. Кострова, М.И. Аникина, получившие разной степени ранения осколками авиабомб. Увы, несколько человек медики не смогли спасти. В эвакогоспитале №3240 скончалась от ранения в область живота орудийный номер 254 зенап красноармеец Валентина Кербникова, родившаяся в 1925 г. в Ярославской области. Она была захоронена на Московском кладбище (ныне мемориал Памяти павших) в Курске. В тот же день от осколочных ранений умерли её однополчане – 20-летняя разведчица Евдокия Зеброва и 18-летний пулемётчик Василий Стаськов, призванные, соответственно, из Тамбовской и Смоленской областей. Раненые старший сержант Г.И. Луговской, ефрейтор Н.М. Переверзева, красноармейцы Д.В. Дубин, А.А. Тимофеева, Т.В. Нефедова, К.И. Васильев, Г.Г. Макаров были оставлены для излечения в своих подразделениях. На основании приказа комполка от 4 июня 1943 г. №151 исключались из списков части 11 военнослужащих, убитых 2 июня. Это заместитель командира батареи лейтенант Н.И. Аверов (Авров), ефрейторы Н.Ф. Леонтьева, И.Н. Парыкин, А.Н. Рыленко, красноармейцы Т.Д. Васильев, Я.И. Белуха, М.Г. Васицкий (Высоцкий), И.Е. Новицкий, В.А. Карпушин, Я.С. Мордвинин (Мордвинкин) и М.М. Шалабодина. Многие из этих имён высечены на граните братской могилы в Горелом лесу. 25 июня 1943 года приказом №02/н по 254-му зенитному артиллерийскому полку Воронежского корпусного района противовоздушной обороны почти 30 воинов-зенитчиков были отмечены боевыми наградами – медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги». Приведём конкретные примеры воинской доблести. Так, орудийный номер 27-летняя красноармеец Евдокия Синельникова, призванная из Тамбовской области, во время налёта вражеской авиации на пункт ПВО Курск, несмотря на сильную бомбёжку, спокойно работала на боевом посту и помогала исправлять неисправности орудий, возникавшие при стрельбе. Своей работой обеспечила бесперебойный огонь орудия. Орудийный номер красноармеец Григорий Терещенко во время налёта вражеской авиации на пункт ПВО Курск чёткой и точной работой способствовал уничтожению самолёта противника. В ночь на 3 июня заменил вышедшего из строя командира орудия и продолжал командовать огнём. Командир отделения сержант Василий Мудрицкий в тяжёлых условиях боя обеспечил бесперебойное снабжение боеприпасами батареи. Трубочный орудия 50-летний ефрейтор Степан Бучков из Воронежской области точной работой способствовал уничтожению батареей двух самолётов противника. Командир отделения разведки младший сержант Домна Тарасова, родившаяся в 1922 году в Воронежской области, обеспечила бесперебойную работу отделения разведки, несмотря на бомбёжку с воздуха, вместе со своим отделением точно оповещала о пролётах своей и вражеской авиации. Батарея сбила 2 самолёта противника. Орудийный номер 51-летний ефрейтор Николай Ширяев из Воронежской области при отражении налёта вражеской авиации на Курск работал чётко и точно, благодаря чему его батарея сбила 2 самолёта. Номера приборного отделения 22-летняя ефрейтор Валентина Квиткова и 21-летняя Вера Горчакова, призванные из Омской области, предоставляя точные данные о противнике, способствовали уничтожению батареей двух его самолётов. Орудийный номер 18-летний красноармеец Пётр Полежаев из Тамбовской области своей хорошей и точной работой способствовал уничтожению двух самолётов противника. Орудийный мастер младший сержант Михаил Христич обеспечил чёткую работу материальной части в бою, быстро устраняя неисправности, заменил вышедшего из строя орудийного номера. Орудийный номер 22-летняя красноармеец Любовь Лилькова из Новосибирской области вместе со своим орудийным расчётом, несмотря на сильную бомбёжку, продолжала вести интенсивный огонь. Орудийный номер 20-летняя красноармеец Анна Ананина из Пензенской области, несмотря на сильную бомбёжку батареи, чётко продолжала выполнять свои обязанности. Орудийный номер младший сержант Мария Бабич из Омской области отличной работой способствовала уничтожению батареей двух самолётов противника, проявив мужество и стойкость. Командир пулемётного отделения 49-летний Максим Кутаков из Подмосковья огнём из пулемёта предотвратил бомбометание, умело руководил расчётом во время боя. Командир орудия 23-летний сержант Иван Сидельник из Сумской области орудийным огнём с первого выстрела уничтожил самолёт противника. Орудийный номер красноармеец Сергей Кудряшев (в 1944 г. погиб в боях в Венгрии) чёткой работой способствовал уничтожению самолёта противника, проявив при этом бесстрашие и стойкость, являясь примером для всего орудийного расчёта. Номер прибора 21-летняя ефрейтор Мария Кузьмина, призванная из Татарской АССР, способствовала уничтожению батареей самолёта противника, проявив в бою образец стойкости и упорства. Из этой республики и командир отделения связи младший сержант Зинаида Кузнецова. Под непрерывной бомбёжкой она четыре раза восстанавливала порванную связь, несмотря на то, что была в этот момент больна, обеспечив управление огнём подразделений. Орудийный номер младший сержант Михаил Костенко заменил убитого командира и продолжал вести огонь, сбил самолёт. Командир орудия 22-летний уроженец нашего края, младший сержант Николай Соколиков при пикировании врага на батарею и обороняемый объект сбил две вражеские машины. Командир орудия 21-летний сержант Виктор Лаптев из Алтайского края в момент пикирования самолётов на батарею сбил самолёт. Командир орудия сержант Василий Родин из Алтайского края в момент пикирования самолёта противника на батарею сбил Ю-88. И подобных примеров воинской доблести и патриотизма в наградных листах ещё немало. 19 апреля 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР 254- й зенитный артиллерийский полк был награждён орденом Красного Знамени и отныне именовался Краснознамённым.

День, когда над Курском не взошло солнце
© Курские известия