Пловцы-диверсанты попадут в щупальца «Горгоны»
Эффективность малых подводных лодок в специальных и диверсионных операциях существенно выше, нежели у полноразмерных субмарин. Способность скрытно приближаться к объекту атаки – большое преимущество. Для доставки к месту операции можно использовать железнодорожный или воздушный транспорт. Кроме того, строительство малых ПЛ значительно дешевле и быстрее.
Накануне МВМС-2021 – Международного военно-морского салона, проходящего раз в два года в третьей декаде июня, Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит» имени академика Н. Н. Исанина объявило о проведении работ по проекту «Горгона». Это – многоцелевая атомная подводная лодка (АПЛ) малого водоизмещения.
СПМБМ «Малахит» накопило опыт в разработке мини-подлодок. Со стапелей этого предприятия в свое время сошли ПЛ прибрежного действия «Пиранья» (проект 865), ее модифицированный вариант «Пиранья-Т», малые субмарины П-650Э и П-550. Они обладали достаточно скромными водоизмещением (220-720 м3) и глубиной погружения (не более 300 метров). Скорость варьировалась от 6,6 узлов у «Пираньи» до 15,5 узлов у МПЛ П-550.
В 2020-м специалисты «Малахита» инициировали старт новой перспективной разработки – атомной подводной мини-лодки «Горгона». Были сформированы технические требования и предположительный облик миниатюрной субмарины. Первые сведения о начале ОКР появились в материале Агентства Военных Новостей, опубликовавшего беседу с генеральным директором СПМБМ «Малахит» Владимиром Дорофеевым. По его словам, уже разработана концепция «Горгоны». Конструкция предполагает сменно-модульную схему размещения полезной нагрузки, в которую кроме средств вооружения и самообороны включены необитаемые подводные аппараты (НПА) и групповые средства движения. Конкретная комплектация будет определяться комплексом боевых задач, поставленных непосредственно перед выходом в море. Главное, на что обратил внимание экспертного сообщества Алексей Рахманов, генеральный директор Объединенной судостроительной корпорации, – то, что «Горгона» разработана с учетом всех известных в настоящее время «передовых технологических инноваций». Он ожидаемо не озвучил данных о технических, тактических и эксплуатационных характеристиках мини-АПЛ, сославшись на режим секретности. Так же туманно прозвучал и его ответ на вопрос о предполагаемых сроках постройки.
«Горгона» будет способна выполнять самый широкий круг боевых задач, обещает разработчик. Оснащение малютки атомной силовой установкой обеспечивает возможность действий на любом расстоянии от места базирования, что позволит задействовать субмарину в миссиях наивысшего уровня сложности и секретности.
«Горгона» в состоянии обнаруживать плавающие беспилотники, миниатюрные подводные лодки и боевых пловцов (водолазов-разведчиков) на глубинах, не превышающих 30 метров. Маркерами поиска станут металлические предметы экипировки и вооружения: кислородные баллоны, манипуляторы, элементы обшивки, каркасы подводных дронов и лодок, даже боевые ножи.
В настоящий момент опытный образец мини-АПЛ предоставлен в распоряжение одной из силовых структур и несет боевое дежурство по охране прибрежного объекта. Выявленные в ходе испытаний недостатки дорабатываются в соответствии с пожеланиями заказчика. По словам специалистов СПМБМ «Малахит», в боевых возможностях комплекса должны были появиться несколько новых функций: плавающие солнечные батареи и передача информации с использованием радиоканала.
Очевидно, что «Горгона» представляет собой достаточно сложный автоматизированный комплекс. В его состав включены восемь электронных блоков управления, устанавливаемых не только на берегу, но и на дне обслуживаемой мини-АПЛ акватории. Каждый из них соединен тремя чувствительными кабелями с индукционной коробкой. Именно эти кабели и определяют приближение посторонних металлических предметов по локальным изменениям магнитного поля планеты, передавая соответствующий сигнал на пульт оператора.
Примечательно, что на эффективность функционирования аппаратуры «Горгоны» не оказывают заметного влияния изменения погодных условий и скорости подводных течений. Разработанный специалистами «Малахита» алгоритм позволяет идентифицировать боевого водолаза или подводный беспилотник даже на фоне плывущего в попутном направлении океанического мусора. Непрерывная зона обнаружения «Горгоны», по информации некоторых источников, составляет полосу шириной около 250 метров на удалении до полукилометра от береговой линии.
В настоящее время основным средством обнаружения подводных диверсионных групп являются гидроакустические станции, смонтированные на плавучих буях. Они достаточно эффективно обнаруживают боевых пловцов на расстояниях до 500 метров, однако в прибрежной зоне передатчик может действовать некорректно из-за сложного рельефа дна или недостаточной глубины. Кроме того, плавучие гидроакустические буи уязвимы при атаках с воздуха и сильных штормах.
Параллельно с разработкой «Горгоны» конструкторами СПМБМ «Малахит» ведутся НИОКР по неатомной мини-лодке семейства «Пиранья» (проект П-750Б). Ее предполагается оснастить анаэробной (воздухонезависимой) энергетической установкой. Возможностей лодки, предположительно, должно хватать для доставки к месту проведения диверсионной операции десанта из шести боевых пловцов.