Только боевые лазеры очистят небо Донбасса от беспилотников любого класса

Беспилотные летательные аппараты буквально ворвались в военное дело. Они на глазах меняют тактику сражений, а скоро, возможно, станут рассматриваться и со стратегической точки зрения. Гарантированной защиты от них как бы нет - слишком разнообразны они по своей конструкции. Объединяет их одно - наличие мощной оптики. Как раз оптика и может обнулить все преимущества дронов, сделав их очень даже уязвимыми перед лазерным оружием.

Только боевые лазеры очистят небо Донбасса от беспилотников любого класса
© Российская Газета

Разработка боевых лазеров в СССР велась очень активно. Наша страна, вполне возможно, в этом направлении лидировала. Поэтому именно по военным лазерным технологиям в 1990-е был нанесен уничтожающий удар. Но кое-что сохранилось и должно быть востребовано именно сейчас. На новом техническом и элементном уровне, естественно.

Более тридцати лет назад в КБ "Точного машиностроения им. Нудельмана" спроектировали переносное лазерное устройство, которое было в состоянии без всяких выстрелов остановить танковую атаку. А также выявить снайперов, как бы они ни маскировались и операторов противотанковых управляемых ракетных комплексов. Причем сделать это могли всего два бойца срочной службы, которые переносили пятидесятикилограммовый прибор в разобранном виде и управляли им на поле боя.

Суть уникальной системы проста. Лазерный луч, излучаемый в невидимом частотном диапазоне, сканировал потенциально опасный сектор на переднем крае обороны. И как только в зону действия сканирующего устройства попадал вражеский оптический прибор, по нему наносился удар боевым лазером, мощный луч которого просто выжигал оптику, ну и глаза тех врагов, что в эту оптику смотрели. Стоит отметить, что на осколки бутылочного и оконного стекла прибор не реагировал.

Современная бронетехника боеспособна пока в целости-сохранности оптико-электронные системы наблюдения и управления огнем. Стоит вывести их из строя, и грозная техника превращается в слепую груду металла. Фактически наша армия получала дешевое, мобильное и очень эффективное противотанковое оружие, которое без единого выстрела обнуляло боевые возможности всех вражеских бронемашин.

Но еще более эффективно оно оказалось против снайперов. Даже навести ствол, снабженный оптическим прицелом, в сторону тех, у кого была лазерная защита, становилось равносильно самоубийству. Во-первых, координаты снайпера вычислялись мгновенно, во-вторых, дорогой прицел разрушался полностью.

Создатели чудо-оружия стали думать, как назвать свою разработку так, чтобы никто ни о чем не догадался, а главное - чтобы не было и упоминания о лазере. Назвали: ПАПВ - переносной автоматизированный прибор визирования.

Глупее не придумаешь, зато догадаться об истинном его предназначении оказалось невозможно. Увы, эта хитрость уникальную боевую систему не спасла. ПАПВ успешно испытали и подготовили к серийному производству в начале 1990-х. А это в нашей стране было временем повальной гуманизации и запредельной открытости. Дело доходило до того, что тогдашний министр иностранных дел открыто говорил, что у России нет национальных интересов - мы, мол, исповедуем только общечеловеческие ценности.

Гуманные "общечеловеки" каким-то образом смогли убедить российские правящие верхи о недопустимости принятия на вооружение столь "варварской" системы, которая (подумать только!) могла ослепить снайпера или наводчика орудия, прильнувшего к прицелу. То, что чужие воины смотрели в сторону своих врагов, то есть в нашу с вами, не в театральные бинокли, а искали цели для убийства, "гуманистов" не смущало.

И хотя ПАПВ - странное название сохранилось до сего дня - на вооружение все-таки приняли, даже выпустили ограниченной партией, в войска он так и не поступил. Мы же чтили международное право превыше своих национальных интересов.

В 1999 году Россия ратифицировала "Протокол IV об ослепляющем лазерном оружии (Дополнительный протокол) к Конвенции о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие".

И все! Применение боевых лазеров Российской армией было фактически запрещено международной конвенцией, а также внутренними документами. Поэтому даже во время активной фазы контртеррористической операции на Северном Кавказе антиснайперские лазерные устройства федеральные силы не применяли. Сколько наших солдат и офицеров в результате такого гуманизма погибло - никто не считал.

Специалисты уверены в необходимости срочного пересмотра принятых в девяностые годы правовых актов, входящих в противоречие с ситуацией сегодняшнего дня. Тем более, что для боевых лазеров открылись новые цели и новые горизонты.

Лазерные установки типа ПАПВ могут сканировать воздушное пространство днем и ночью. Соответственно, мгновенно определять наличие в небе любого беспилотника и нейтрализовать его. При этом гарантированная ликвидация вражеских дронов будет стоить копейки, в отличие от использования против них зенитных ракет. Лазерные системы также без проблем лишат эффективной боеспособности самые современные западные противотанковые ракетные комплексы, вроде "Джавелина". Их ракеты наводятся при помощи оптических систем, которые будут разрушены до того, как вражеские ракеты достигнут цели.

Лазерный комплекс 1К17 "Сжатие" Фото: Vitaly V. Kuzmin / wikimedia.org

Стоит, наверное, напомнить и об уникальном лазерном танке, созданном в конце 1980-х на базе Т-80. Двенадцать его лазерных пушек были способны в доли секунды выжечь всю оптику противника в районе прямой видимости. То есть при соприкосновении с бронетехникой врага советские лазерные танки просто ослепляли бы их, делая прицельную стрельбу невозможной. С учетом того, что боевые колесно-гусеничные машины сегодня немыслимы без оптико-электронных систем управления огнем, один лазерный танк мог остановить армаду таких же танков. И без единого выстрела. Это как в легенде об Одиссее. Циклоп, конечно, силен, но без глаза он ни на что не способен.

Лазерный танк был давно и успешно испытан, а потом столь же успешно списан в утиль. Машины нет, но чертежи и технологии-то остались.

Стоит вспомнить военно-технический форум "Армия-2020". На нем специалистами Научно-производственного предприятия "Исток" имени А.И. Шокина был показан мобильный комплекс борьбы с беспилотниками "Рать". По своим характеристикам он уступал ПАПВ, тем более, лазерному танку. Но был по-своему интересен.

Лазерный комплекс "Рать" Фото: Сергей Птичкин

Состав комплекса: броневтомобиль СБА-70К2, на котором располагались РЛС обнаружения, система направленного радиоэлектронного подавления, комплекс автоматического распознавания и подавления телекоммуникационных каналов управления, система направленного лазерного уничтожения, оптико-электронная обзорно-поисковая система, единая интеллектуальная бортовая система боевого управления, обеспечивающая интеграцию, обработку и отображение информации.

РЛС, как заявлялось, способна обнаружить беспилотник с эффективной поверхность отражении 0,01 кв.м и скоростью полета до 200км/час на дальности в 3,5 км. СВЧ излучение могло начать эффективно подавлять электронику дронов в сфере радиусом 2,5 км.

Если вражеский беспилотник прорывался, то на дальности 1 км он гарантированно уничтожался лазерным ударом. При этом, как уверяли разработчики, происходило не только ослепление оптики дрона, но и физическое разрушение летательного аппарата.

Поскольку на форумах "Армия" ни в 2021, ни в 2022 годах "Рать" не показывали и в зоне СВО комплекс никак не засветился, можно предположить, что военных заказчиков он не удовлетворил. А жаль.

Наверное, пришло время полностью пересмотреть концепцию борьбы с беспилотниками, тем более применяемыми в массовом количестве. Бить их в самые уязвимые места. И это, может быть, не система радиоуправления, а оптика. Наиболее уязвимыми окажутся так называемые FPV-дроны, считающиеся грозными беспилотниками нового поколения. Основой их виртуального управления как раз и является оптика.

И тянуть с началом выпуска, а затем скорейшего внедрением в зону СВО лазерных систем обнаружения и уничтожения вражеской оптики ни в коем случае нельзя. Промедление в прямом смысле смерти подобно.