Войти в почту

Герой России Алексей Мищенко: спецназ Росгвардии в СВО всегда работает на "передке"

В зоне особого внимания — спецназ

Герой России Алексей Мищенко: спецназ Росгвардии в СВО всегда работает на "передке"
© ТАСС

Я родился в 1988 году в селе Павловка Алтайского края. В 2006 году в Барнауле окончил школу-интернат с первоначальной летной подготовкой им. Героя Советского Союза Константина Павлюкова. Полетать на самолетах не довелось — не прошел по здоровью, зато научился прыгать с парашютом. 

Еще в детстве увидел замечательный советский фильм "В зоне особого внимания" про десантников. Это настоящий боевик с Борисом Галкиным в главной роли, где показываются масштабные учения с вылазками разведывательных групп, засадами, наступательными операциями. Одним словом, зрелищное кино, которое меня, на тот момент еще подростка, здорово впечатлило, и я решил связать свое будущее со спецназом. 

В 2006 году я стал курсантом Новосибирского военного института внутренних войск. После вуза получил распределение в Северо-Кавказский округ внутренних войск МВД России (с 2016 года — войска национальной гвардии России — прим. ТАСС). Проходил службу в Ставропольском крае, откуда в составе своего подразделения неоднократно выезжал на выполнение задач в рамках контртеррористических операций. Участвуя в них, я приобрел первый боевой опыт. Конечно, с тем, что происходит в зоне СВО, он не сравнится, масштаб не тот. Скорее это были локальные операции против боевиков, не так хорошо вооруженных, как военнослужащие ВСУ. Самое серьезное вооружение, которое тут, в горах, против нас могли применить, — это РПГ (ручной противотанковый гранатомет — прим. ТАСС). А на Украине и танки, и авиация по нам работали. 

Без долгих раздумий

Мое подразделение участвовало в СВО с первого дня. Поступила команда, и мы пошли вперед. Особых раздумий не было, ведь все мы пришли в войска, в спецназ Росгвардии Родину защищать. И когда потребовалось доказать это делом, никто из моих сослуживцев не сомневался, что нужно выполнить свой долг. 

Первое, к чему пришлось привыкать в зоне СВО, — практически круглосуточное присутствие в небе вражеских квадрокоптеров. У нас тоже есть подразделения, которые также ведут разведку с помощью беспилотников. А у них — и разведка, и бомбежка одновременно, так как аппараты ВСУ зачастую несут на борту гранату или небольшую бомбу. Самый лучший способ укрыться от них — правильная маскировка. Чтобы оператор дрона тебя не заметил, хочешь не хочешь нужно уметь превращаться в невидимку, и у нас это получалось. Над нами постоянно кружили, но не видели нас. Ну и кроме того, что мы хорошо маскировались, у нас были противодронные ружья. Несколько штатных, а также экземпляр, полученный в подарок от одного Кулибина из Белгородской области. Конструкция впечатляла своей простотой: представьте себе пластиковую водопроводную трубу с прикладом от обычной пневматики, внутри которой размещены три антенны и передатчик помех. Из этого "орудия" наши ребята не только сбивали, но и аккуратно сажали их коптеры. 

Ночной бой

Самый серьезный эпизод СВО, в котором мне довелось участвовать, произошел в марте 2022 года. Российские силы должны были освободить от националистов один из населенных пунктов. Перед моим подразделением была поставлена задача — заблокировать ведущую к селу автомобильную дорогу, чтобы не допустить прибытия к противнику подкрепления. 

В назначенный час, глубокой ночью, мы выдвинулись к шоссе. Идти нужно было через лес, рядом с которым, по предварительной информации, находилась брошенная украинская воинская часть. Она, как выяснилось впоследствии, оказалась вполне обитаемой. Головной дозор, который шел впереди, обнаружил на снегу свежие следы. Затем неподалеку был замечен вооруженный украинский боец, который после предложения сдаться стал стрелять из автомата и был уничтожен ответным огнем. Рядом стояли две двухэтажные казармы. Из них по нам сразу же открыли шквальный огонь. Появились "трехсотые" (бойцы, получившие ранения — прим. ТАСС). При этом одна из групп националистов попыталась зайти к нам в тыл. Я предусмотрел их маневр. Группу уничтожили. 

Труднее всего пришлось тем ребятам, которые были ранены на "передке" в нескольких метрах от казарм. Мы пытались их вытащить, но противник не давал, стреляли по нам, в том числе из минометов и РПГ. Сами раненые ребята по радиостанции просили, чтобы мы не приближались во избежание новых потерь. В тот момент я в полной мере ощутил, насколько жесток противник. 

Чтобы выбить врага из казарм, было принято решение наводить артиллерию — другого выхода не было. Но большого урона она не нанесла, и тогда я запросил поддержку у приданных нам танкистов. Когда прибыли два танка, один сразу стал работать по казарме, а затем закрыл броней от огня наших раненых парней. Тут хочу отметить героизм командира машины, который, пока танк перезаряжался, вылезал из люка и стрелял из пулемета на башне. За это время мы успели вытащить ребят. К счастью, все раненые были живы. 

К обеду воинскую часть мы зачистили, уничтожили более 50 человек живой силы, три минометных расчета, две командно-штабные машины и узел связи. Примечательно, что нас при этом было 18 человек, восемь получили ранения. Вот такое соотношение сил. Позднее за выполнение этой боевой задачи командование представило меня к званию Героя России.

Время учиться защищать Родину

В специальной военной операции сегодня принимают участие все российские боевые подразделения. Наравне с профессиональными военными в СВО задействованы и мобилизованные. Среди них я часто вижу настоящих героев, но главное, конечно, подготовка. Я считаю, что в нынешних непростых условиях каждый мужчина страны должен пройти хотя бы начальную военную подготовку, курс по оказанию первой медицинской помощи, разобраться в азах тактики ведения боя, обзавестись экипировкой. У каждого есть семья, дом — это и есть Родина, которую нужно уметь защищать. 

Молодежи я, конечно же, рекомендую идти в Росгвардию. Здесь действительно можно многому научиться и стать, без преувеличения, универсальным солдатом. Подготовка бойцов у нас на высоте, поэтому в бою спецназ Росгвардии всегда на "передке".

Войска национальной гвардии — войска с богатой историей. У нас служат продолжатели воинских династий, чьи деды и прадеды в составе войск НКВД боролись с врагом на фронтах Великой Отечественной войны и завещали нам, потомкам, защищать Родину. Никто не думал, что в наши дни, в XXI веке придется вновь бороться с фашизмом, но раз так вышло — отступать нельзя. Нужно довести до конца начатое нашими предками дело. 

Подготовил Василий Кучушев

ТАСС благодарит за содействие в подготовке материала пресс-службу Росгвардии.