Эксперты: России необходима открытая модель импортозамещения с фокусом на экспорт
МОСКВА, 15 февраля. /ТАСС/. Российской экономике после беспрецедентных санкций 2022 года необходимо переходить на открытую модель импортозамещения, ориентироваться на экспорт и индивидуальные стратегии для каждой отрасли. Об этом говорится в подготовленном НИУ ВШЭ совместно с РСПП, Институтом исследований и экспертизы ВЭБа и фондом "Сколково" аналитическом докладе "Импортозамещение в российской экономике: вчера и завтра".
В докладе отмечается, что Россия проводит политику импортозамещения уже более 15 лет и смогла сократить долю импорта по многим позициям. Наиболее высокий уровень обеспеченности отечественной продукцией достигнут в промышленности стройматериалов (96%), транспортном машиностроении (92%) и в черной металлургии (90%), наименьший - в станкоинструментальной промышленности (24%), фармацевтической промышленности (35%) и в индустрии детских товаров (31%).
Как отметил на презентации доклада директор Центра исследований структурной политики НИУ ВШЭ Юрий Симачев, проблемой для экономики является не импорт сам по себе, а отсутствие альтернатив в выборе товаров или услуг. По его словам, использование импорта в России значительно ниже, чем в странах Центральной и Восточной Европы, Канады, Австралии, и сопоставимо с США и Индией.
Новый вызов
Между тем, в 2022 году российская экономика столкнулась с ограничениями, которые потребовали переосмысления самих подходов к импортозамещению. "К примеру, чтобы способствовать импортозамещению раньше необходимо было ограничивать импорт и привлекать иностранные инвестиции в локализацию. После 2022 года мы, наоборот, сталкиваемся с недостатком иностранных инвестиций и импорта. У нас на первое место выходит устойчивость экономики, восполнение провалов в цепочках создания стоимости и технологический суверенитет", - пояснил Симачев. Он добавил, что если до 2014 года в России ориентировались на опыт Южной Кореи, Тайваня, Малайзии, то после 2021 года следует больше внимания обращать на опыт стран, длительно находящихся под санкциями: ЮАР и Иран.
Как отмечают авторы доклада, сформировался целый ряд новых факторов, влияющих на развитие российской экономики. Среди наиболее важных - зависимость отраслей от импорта неоднородна и при очень низкой доле иностранных компонентов критической для всего процесса производства может оказаться зависимость от небольшой детали. Вторым важным фактором стала ограниченность человеческого капитала.
"Это снижает возможность реализации сплошного подхода к импортозамещению и повышает вероятность того, что отдельные производства потребуется развивать в других юрисдикциях. Также маловероятно, что в ближайшее время возможно заместить прямые иностранные инвестиции. Кроме того, необходимы регуляторные изменения для большего привлечения субъектов МСП для "ремонта" цепочек", - пояснил Симачев. В то же время, подчеркнул эксперт, с уходом иностранных компаний освобождаются ниши, которые отечественные компании активно занимают.
Стратегии импортозамещения
Согласно докладу, универсального рецепта для российских компаний нет, но эксперты выделили семь возможных направлений или подходов, которые можно комбинировать в рамках существующих стратегий импортозамещения. Наиболее важным, по словам Симачева, являются мобилизационная активизация НИОКР в тех отраслях, где ограничен доступ к технологиями, но критически важна технологическая независимость. Это, к примеру, авиастроение.
Другой подход, как отметил Симачев, требуется при наличии доступа к технологиям, тогда важны адаптация и локализация импортных технологий. Пример такой отрасли - легкая промышленность. В ряде случаев возможны обратный инжиниринг, реинжиниринг, принудительное лицензирование и пересмотр регулирования защиты интеллектуальной собственности. "Наиболее востребован такой подход может быть в фармацевтике и отдельных отраслях ИТ. Оправданным шагом может стать и отступление в технологическом уровне, упрощение технического регулирования, регламентов", - добавил эксперт.
С точки зрения авторов доклада, необходимы структурные эффекты, а не фронтальное импортозамещение по всем направлениям в силу ограниченности ресурсов. Необходимо также обеспечить научно-технологическое взаимодействие с другими странами и выстраивание новых партнерств в открытой модели импортозамещения, чтобы сохранить конкурентоспособность. Важна также предсказуемость государственной политики и меры по поддержке бизнеса, в том числе для реализации потенциала МСП.
Сохранить открытость и качество
Как добавил заместитель директора Центра исследований структурной политики НИУ ВШЭ Михаил Кузык, в исторической перспективе успех имели именно открытые модели импортозамещения с опорой на экспорт. Он пояснил, что экспорт является явным мерилом конкурентоспособности, а внутреннего рынка, как правило, недостаточно для эффективного производства.
С необходимостью выстраивать стратегии импортозамещения с прицелом на экспорт согласны и представители бизнеса. Как добавила исполнительный вице-президент РСПП Мария Глухова, для российского бизнеса главным помощником в импортозамещении стал Фонд поддержки промышленности, на втором месте - Российский экспортный центр. "Критически важно продолжать развивать наши конкурентоспособные сервисы и линейки продукции", - согласился председатель "Деловой России" Алексей Репик.
При этом участники дискуссии подчеркивали, что упрощение технологий не равно снижению качества. По словам заместителя генерального директора "Камаза" Михаила Матасова, апокалиптическую ситуацию в автопроме как раз удалось преодолеть, в том числе благодаря временному упрощению комплектаций выпускаемых машин. Но уже летом 2022 года "Камаз" вернулся к выпуску машин по нормам "Евро-5", а благодаря активизации НИОКР уже в феврале этого года возобновил выпуск машин последнего, пятого поколения. При этом он добавил, что зарубежный спрос на машины сохранялся, но объемы экспорта в прошлом году упали из-за закрытия логистических коридоров и возможностей международных платежей. "В этом году автопром планирует увеличить экспорт по сравнению даже с 2021 годом", - отметил Матасов.
Поиск кадров
Между тем, как подчеркнул первый заместитель гендиректора "Трансмашхолдинга" Александр Морозов, общей системной проблемой для импортозамещения стала проблема нехватки инжиниринговых кадров. "У нас сумасшедшая конкуренция. Нам нужно сегодня, может быть в рамках кластеров, создавать специальные условия для инженеров. Все работы с импортом упираются в человеческий ресурс. Вопрос не в оборудовании, а в мозгах, которые будут осваивать новые технологии, формировать новое ПО, решать задачи в области цифровизации", - сказал он.