Реабилитирован посмертно. Почему был репрессирован начальник НИИ ВВС Филин

12-й начальник НИИ ВВС Александр Филин родился 18 января 120 лет назад. Он занимал эту должность 3,5 года — больше любого из предшественников. Несмотря на то что Филину не довелось принять участие в Великой Отечественной войне, так как он подпал под репрессии, его вклад в Победу неоспорим — по развитию советской авиации, на мой взгляд, его, без преувеличений, можно поставить на одно из первых мест.

Реабилитирован посмертно. Почему был репрессирован начальник НИИ ВВС Филин
© ТАСС

Выбор сделан

Всего в московской семье кондуктора железных дорог и домохозяйки было трое детей, среди них и Александр Филин. Завершив образование в 4-м Бутырском мужском начальном училище, парень решил посвятить жизнь служению небу и в 1922 году окончил военно-теоретическую Петроградскую школу авиации, через три года — Борисоглебскую, а затем и Качинскую школу военных летчиков. Таким образом, он имел прекрасное и всестороннее по тому времени профильное образование.

С 1925 года Александр Филин начал военную службу в 18-м авиаотряде в Чите. Среди сослуживцев он уже в те годы выделялся организаторскими способностями, деловыми качествами и активной общественной деятельностью.

В 1929 году, будучи слушателем Военно-воздушной академии им. профессора Н.Е. Жуковского, Филин со специальным корреспондентом газеты "Пионерская правда" А.Ф. Ковальковым совершил беспосадочный перелет из Минеральных Вод в столицу. На легком самолете АИР-3 (конструкции молодого Александра Яковлева) они преодолели 1 700 км за 10 часов 23 минуты со средней скоростью 166,8 км/ч, установив рекорд дальности и средней скорости для этого класса легких самолетов. Это было первое настоящее признание мастерства летчика и, конечно, экипажа.

В 1930 году после окончания академии Александр Филин получил направление на должность летчика-испытателя в НИИ ВВС, где первые два года провел за научно-исследовательской работой — итогом стала книга "Штопор самолета" (написана совместно с инженером-летчиком Иваном Петровым) с практическими рекомендациями по выводу самолета в горизонтальный полет.

В 1933 году Филин принял активное участие в проведении государственных испытаний первых отечественных серийных самолетов с убирающимся в полете шасси — скоростных истребителей И-14 Павла Сухого и И-16 Николая Поликарпова. Впоследствии он же возглавил разработку методик летных испытаний скоростных самолетов с винтами изменяемого шага.

При этом молодой инженер-летчик не только испытывал самолеты, их оборудование и вооружение. Например, при участии в воздушном параде над Красной площадью 1 мая 1934 года Александр Филин выполнил несколько головоломных трюков, смог с помощью создания сильной перегрузки выпустить заклинившее шасси на истребителе И-16, что позволило спасти опытную машину.

Забираясь по карьерной лестнице

Будучи начальником научно-исследовательского отделения 1-го отдела НИИ ВВС, Александр Филин участвовал в разработке основных методик летных испытаний — обобщив результаты, он написал статью под названием "Инструкция по испытаниям самолета на скороподъемность". За ней последовали публикации, связанные с учетом влияния изменения лобового сопротивления на горизонтальные скорости и скороподъемность самолета, а также влияния температуры наружного воздуха на летные данные. Все факторы были чрезвычайно важными, поскольку летные испытания проводились не только в НИИ ВВС, но и в конструкторских бюро, и на серийных заводах, и в ЛИИ НКАП. А от правильности учета многих факторов полета зависела точность определения характеристик самолета и порой его судьба.

Военинженер 2-го ранга Александр Филин добился признания своих многочисленных талантов — его хорошо знали далеко за пределами стен института как прекрасного, эрудированного специалиста в области авиационной техники. Руководство НИИ ВВС доверило ему в 1936 году сформировать и возглавить эскадрилью боевого применения (нового по своим задачам подразделения института). Он лично исследовал маневренные характеристики самолетов, что позволило заложить основы оценки их боевой эффективности. При большом объеме проведенных работ подразделением в нем отмечалась весьма низкая аварийность.

Роковой 1937 год не обошел стороной НИИ ВВС — в результате репрессий погибли начальник института комкор Николай (Ксенофонт) Бажанов, комдив Адам Залевский, комбриг Иван Коробов и некоторые другие, кто считался образцовыми испытателями и некогда были отмечены благодарностями руководства и государственными орденами. Так, в ноябре на должность начальника института назначили Александра Филина. Это было не только высокое доверие, но и колоссальная ответственность — НИИ во многом диктовал свои условия промышленности и выдвигал тактико-технические требования к авиационной технике.

Участие СССР в вооруженных предвоенных конфликтах потребовало проведения оперативного анализа сильных и слабых сторон страны в этой сфере. Например, в начале июля 1939 года на один из аэродромов Монголии в разгар боев с японской авиацией на транспортном самолете прибыл Александр Филин с целью провести в полевых условиях модернизацию истребителя И-16. В частности, в крылья установили две 20-мм авиационные пушки и затем подвесили батарею из 82-мм реактивных снарядов, что позволило существенно повысить огневую мощь самолета.

Отмечу, что практически все заключения по результатам испытаний авиационной техники при бригинженере (а после июня 1940 года генерал-майоре авиации) Филине обсуждались на технических советах и решения, как следует из документов, принимались коллегиально. Он же рекомендовал перед Великой Отечественной войной запустить в большую серию самолеты Владимира Петлякова и Андрея Туполева, которые тогда уже находились в положении заключенных, определенных на работу и "перевоспитание" в "шарашку".

Важной чертой Александра Филина было и умение ориентироваться в новом. После закупки в Германии основных типов боевых машин люфтваффе их досконально испытали в НИИ ВВС. Оказалось, что эти самолеты не обладали какими-то выдающимися данными, как хвастливо заявляли гитлеровцы, но были весьма удобны в эксплуатации и устойчивы в полете. В отчете, который хранится в Российском государственном архиве экономики, датированном концом 1940 года, Филин указывал: "Первой характерной особенностью всех немецких самолетов является то, что при создании любого типа конструктором весьма много внимания уделяется максимальному облегчению эксплуатации самолета в полевых условиях и удобству выполнения боевых заданий. С этой целью в конструкции самолета предусмотрен ряд автоматов, облегчающих работу летчика… Второй характерной особенностью немецких самолетов является широкое внедрение стандартных образцов вооружения, спецоборудования, агрегатов винтомоторной группы, разных деталей и материалов. Эти мероприятия ведут к значительному упрощению проектирования опытных самолетов, их эксплуатации, снабжения запчастями и обучения летно-технического состава ВВС".

Лично облетав каждый, Филин вступил в острую полемику с отечественными авиаконструкторами, стремясь убедить их отказаться от бытовавших тогда ложных положений — будто от маневренного самолета нельзя добиться устойчивости. Тем временем над головой генерала сгущались тучи.

Причины и следствие

Александра Филина вместе с семьей — женой Натальей, пятилетним сыном Игорем, отцом Иваном Николаевичем и матерью Татьяной Ивановной — "забрали под утро 23 мая 1941 года", вспоминала младшая сестра генерала Вера.

Первое время отношение сотрудников НКВД к генералу было подчеркнуто предупредительным, но продолжалось это недолго. У Филиных провели обыск, отобрали личное имущество Александра, включая автомашину ГАЗ-М-1 (награда наркома обороны "за высокие достижения в испытаниях авиационной техники"). Вскоре начались допросы с пристрастием. Как указывается в документах, после них Филина буквально приволакивали под руки и бросали в камеру Бутырской тюрьмы — видимо, самостоятельно ходить он уже не мог. Согласно постановлению об избрании меры пресечения, ему вменялись статьи 58-7 (вредительство) и 58-10 (антисоветская агитация и пропаганда) УК РСФСР. Таким образом, в районе Бутырки юноша Александр Филин получил путевку в жизнь, и здесь же она закончилась.

Что же на деле стало причиной случившегося с прекрасным специалистом и рекордсменом, который, очевидно, мог бы еще немало пользы принести государству?

Исследователи по-разному отвечают на этот вопрос. Превалирует мнение, что к снятию с должности и аресту Филина могли привести потеря им взаимопонимания в начале 1941 года с руководством авиапромышленности, горячие перепалки на совещании в Кремле с самим вождем, чего (хоть Сталин и справлялся неоднократно о здоровье Александра Филина, зная о его язвенной болезни) лидер страны мог и не стерпеть, а также напряженные и даже неприязненные отношения с ведущими авиаконструкторами (прежде всего с Александром Яковлевым и Артемом Микояном).

На мой взгляд, зловещую роль в жизни Филина сыграло прежде всего его стремление скрупулезно исполнять указание, полученное при утверждении на должность начальника НИИ ВВС, — по всей форме испытывать новые самолеты. Он, судя по данным, действительно никогда не пропускал в серийное производство недоведенные машины, которые не отвечали всем тактико-техническим требованиям. Весной же 1941 года обстановка в стране резко изменилась. Стремительное приближение войны не позволяло досконально выискивать все недостатки, тем самым тормозя приемку и освоение новых самолетов в частях, — такая политика стала опасна, поскольку и так сильно затягивался процесс перевооружения действующих частей со старой материальной базы.

Сталин, который постоянно требовал докладывать ему о процессах в авиации, очевидно, нервничал из-за медленного освоения таких типов, как Як-1, МиГ-3, ЛаГГ-3, Пе-2, Ил-2, на которые делало ставку государство. Видя срыв установленных правительством сроков внедрения этих самолетов и понимая, что советские массовые машины — И-15, И-16, СБ — устарели и уступают в летных характеристиках немецким однотипным машинам, вождь неоднократно требовал найти и наказать виновных. Возможно, вот и получилось, что институт и его начальника сделали крайним по всем проблемам и неурядицам советских ВВС.

После ареста Александра Филина 14 высокопрофессиональных специалистов института были уволены "как не справившихся со своими обязанностями". Преемником в должности начальника НИИ ВВС стал генерал-майор Иван Петров, с которым Филин работал долгие годы.

Пробыв в тюрьме девять месяцев, Филин 13 февраля был осужден к высшей мере наказания. Приговор привели в исполнение в День Красной армии.

Реабилитировали генерала Александра Филина посмертно в марте 1955 года.​​​