Какие задачи выполняет российская дальняя авиация
23 декабря в России отмечается День дальней авиации. В настоящее время на вооружении стоят бомбардировщики-ракетоносцы Ту-160, Ту-22М3 и Ту-95МС. Кроме того, в России создаётся и новый самолёт этого класса — ПАК ДА. Самолёты дальней авиации не только продолжают выполнять функции сил ядерного сдерживания, но и неоднократно принимали участие в боевых действиях, в том числе в конфликтах в Сирии и на Украине. По словам аналитиков, дальняя авиация — стратегически важная составляющая оборонного потенциала России.
23 декабря в России отмечается День дальней авиации. Она является компонентом стратегических ядерных сил и составной частью Воздушно-космических сил РФ.
Историю отечественной дальней авиации принято отсчитывать с 23 декабря 1914 года, когда в Российской империи было сформировано первое в мире соединение тяжёлых бомбардировщиков. Оно состояло из воздушных кораблей «Илья Муромец», созданных Игорем Сикорским.
За годы Первой мировой войны экипажи этой эскадрильи выполнили около 400 боевых вылетов для разведки и бомбардировки объектов противника. В воздушных боях ими было уничтожено 12 вражеских истребителей. 39 бойцов эскадрильи стали георгиевскими кавалерами.
С развитием технологий росла и роль дальней авиации в вооружённых конфликтах. В Великую Отечественную войну экипажи дальних бомбардировщиков совершили уже около 220 тыс. боевых вылетов, сбросив на противника более 2 млн бомб различного калибра. 312 авиаторов-дальников стали Героями Советского Союза, шестеро из них — дважды.
В послевоенные годы с появлением ядерного оружия и увеличением дальности полёта бомбардировщиков дальняя авиация стала также выполнять функции сил ядерного сдерживания.
В наши дни стратегические бомбардировщики дальней авиации ВКС РФ являются составной частью ядерной триады, которая также включает в себя межконтинентальные баллистические ракеты и подводные ракетоносцы.
Помимо этого, дальние бомбардировщики могут использовать и конвенциональное оружие. Как отмечают в Минобороны РФ, сегодня они задействуются в специальной военной операции по защите Донбасса. Ранее они также использовались для нанесения ударов по террористам в Сирии.
От Ту-95 к ПАК ДА
По данным российского военного ведомства, на вооружении дальней авиации сегодня состоят стратегические ракетоносцы Ту-160 и Ту-95МС, дальние бомбардировщики Ту-22М3, а также самолёты-заправщики Ил-78, учебные и транспортные самолёты различных модификаций.
Турбовинтовой бомбардировщик Ту-95 был принят на вооружение в конце 1950-х годов, однако удачные конструктивные решения и большой модернизационный потенциал позволяют ему успешно решать боевые задачи и в XXI веке.
Одна из последних модернизаций проекта прошла в 2020 году, когда в воздух поднялся Ту-95МСМ. Обновлённый «стратег» был оснащён новыми системами управления вооружением, современным пилотажно-навигационным оборудованием, бортовым комплексом связи, радиолокационной станцией и средствами объективного контроля.
Помимо выполнения боевых задач, Ту-95 регулярно совершают патрулирование «над нейтральными водами Арктики, Атлантики, Чёрного моря, Тихого океана как с базовых, так и с оперативных аэродромов».
В отличие от Ту-95, летающего на турбовинтовых двигателях, сверхзвуковые стратегические бомбардировщики Ту-160 оснащаются турбореактивными силовыми установками, что существенно повышает их скоростные характеристики. Так, максимальная скорость Ту-160 составляет порядка 2 тыс. км/ч, в то время как у Ту-95 этот показатель достигает лишь 905 км/ч.
За грациозность и изящество линий лётчики называют Ту-160 «Белым лебедем». Он был принят на вооружение в конце 1980-х годов и выпускался до 2000 года.
В 2015 году было решено возобновить производство данных машин в усовершенствованном варианте. Первый построенный с нуля обновлённый ракетоносец Ту-160М поднялся в небо в январе 2022 года.
Как пояснили тогда в госкорпорации «Ростех», самолёт сохраняет внешний облик известного бомбардировщика-ракетоносца Ту-160, однако создаётся на совершенно новой технологической базе с использованием цифровых решений.
«Принципиальная важность сегодняшнего события в том, что новая машина полностью построена заново, с нуля, — заявил генеральный директор ОАК Юрий Слюсарь. — В новой машине на 80% обновлены и модернизированы системы и оборудование».
Помимо этого, продолжается работа по усовершенствованию ранее построенных бомбардировщиков.
Как отмечают в «Ростехе», Ту-160 является «самым крупным и самым мощным в истории военной авиации сверхзвуковым самолётом с изменяемой геометрией крыла».
Ту-22М3 — это дальний многорежимный ракетоносец-бомбардировщик с изменяемой стреловидностью крыла. Он предназначен для поражения наземных и морских целей во всём диапазоне скоростей с больших, средних и малых высот.
Данная модификация самолёта Ту-22М была разработана во второй половине 1970-х годов и принята на вооружение в 1989-м.
По сравнению с Ту-95 и «Белым лебедем» он имеет меньшую дальность полёта. Если у первых двух самолётов этот показатель превышает 10 тыс. км, то у Ту-22М3 он находится в пределах 7 тыс. км. Однако Ту-22М3 превосходит их по максимальной скорости — 2,3 тыс. км/ч.
«Ту-22М3 можно отнести как к самолётам фронтовой авиации, так и к самолётам дальней авиации. Всё зависит от того, установлена ли на данном бомбардировщике система дозаправки», — пояснил в беседе с RT военный эксперт Юрий Кнутов.
Сегодня проводится масштабная модернизация этих бомбардировщиков-ракетоносцев. Первая обновлённая машина, получившая индекс Ту-22М3М, поднялась в воздух в конце 2018 года.
Стоит отметить, что, помимо усовершенствования уже существующих бомбардировщиков, в России ведутся работы по созданию принципиально нового самолёта такого типа.
В 2019 году Минобороны РФ утвердило технические требования проекта ПАК ДА — перспективного авиационного комплекса дальней авиации.
Разработка ПАК ДА была поручена ОКБ Туполева, а производство новых машин планируется развернуть на Казанском авиазаводе.
Гендиректор научно-производственного предприятия «Звезда» Сергей Поздняков в октябре сообщил о начале испытаний катапультного кресла, которое планируется использовать на ПАК ДА.
А в ноябре стало известно, что на самарском предприятии «ОДК-Кузнецов» были открыты три новых производственных корпуса, где будут производиться двигатели для ПАК ДА.
«Актуальная угроза для Запада»
По словам аналитиков, дальняя авиация активно применяется РФ для нанесения ударов конвенциональным оружием, в том числе в рамках спецоперации по защите Донбасса.
«В рамках СВО дальняя авиация может использоваться и используется для нанесения ракетных ударов по пунктам управления, военным предприятиям, энергетическим и транспортным объектам», — указал эксперт Бюро военно-политического анализа Николай Костикин в беседе с RT.
Юрий Кнутов отмечает, что благодаря этому удаётся серьёзно снизить военный потенциал киевского режима.
«Эти самолёты наносят удары высокоточным оружием, крылатыми ракетами. Они играют ключевую роль в уничтожении командных штабов, пунктов управления, военных предприятий и ремонтных баз, мест сбора наёмников и их подготовки. Кроме того, дальняя авиация активно задействована и для вывода из строя объектов энергетики. Всё это способствует ослаблению ВСУ», — сказал специалист.
Дальняя авиация является также важной частью российских сил ядерного сдерживания, говорит военный эксперт Владислав Шурыгин.
«Дальняя авиация — это часть ядерной триады, которая является постоянно действующей актуальной угрозой для Запада. Благодаря наличию среди прочего таких самолётов Россия способна противостоять силам Европы и США. Этот фактор позволяет стабилизировать ситуацию в мире», — заявил аналитик в беседе с RT.
При этом Николай Костикин отметил, что, несмотря на развитие систем противовоздушной обороны, дальняя авиация не потеряла свою актуальность как средство доставки ядерного оружия.
«Несмотря на развитие ПВО и межконтинентальных баллистических ракет, стратегическая дальняя авиация не утратила своего значения как инструмента ядерного сдерживания. Она является дополнительной страховкой, чтобы гарантированно нанести удар по противнику», — заключил эксперт.