Войти в почту

Легендарные Ан-2 и Миг-19 восстановят при участии МФЮА

Проректор МФЮА Олег Забелин рассказал журналистам о том, как ведутся работы по восстановлению раритетных исторических самолетов, в рамках работы вуза по патриотическому воспитанию молодежи.

Несмотря на то, что, на первый взгляд, связь авиации и работы Финансово-юридической академии не очевидна, она есть – во-первых, среди прочего существует и такая отрасль права, как авиационное, а во-вторых, и это гораздо важнее, знакомство с живой историей авиации, с самолетами, каждый из которых был участником важных исторических событий – необходимая часть развития патриотического отношения молодежи к своей истории, и к стране. В самом деле, мало что может так наглядно рассказать и показать крупные вехи нашей истории, как свидетели ее – эти самолеты. На первый взгляд, это просто Ан-2 и Миг-19… впрочем, «просто» Миг-19 уже нет – с двигателями этих самолетов сохранилось в нашей стране всего 4! А тот, что теперь расположился во дворе центрального здания МФЮА, имеет еще и богатую историю.

Олег Алексеевич Забелин, проректор МФЮА, не только сам понимает важность работ по сохранению этих самолетов и необходимость работы в области патриотического воспитания, но и деятельно вникает в эту работу. Для реставрации самолетов им приглашены опытные реставраторы, хорошо знакомые авиаторам и любителям истории авиации. Руководит работами инженер по ремонту и эксплуатации аэрокосмической техники Илья Аксарин, известный по его работам в парке Патриот, авиамузее Монино, спасению Ту-104 для центра подготовки космонавтов и другим проектам. Помогают в этом и представители Музея техники Вадима Задорожного, в том числе известный авиационный эксперт Евгений Лебедев. Конкуренции между площадками нет – напротив, они помогают друг другу в общем деле сохранения важных для истории авиации самолетов.

На Миг-19, который привезли в МФЮА из города Сосновый Бор, Ленинградской области, нет никаких данных в архивах Министерства обороны.

Как говорят специалисты, это может означать, что самолет применялся в качестве испытательного и никогда не был поставлен в войска, либо, что тоже вероятно, после облета и испытательных полетов он мог быть отправлен на экспорт, а после снова вернуться в Россию. Установить полную историю этого борта авиаисторикам пока только предстоит. Как и предстоит найти для него консоли крыла и множество других отсутствующих блоков, приборов и агрегатов.

На Ан-2, приобретённом в Мурманском авиапредприятии, ремонтные работы по которому в самом разгаре, тренировались в прыжках с парашютом космонавт Николай Бударин и два астронавта НАСА из того же экипажа – Дональд Петтит и Кеннет Бауэрсокс.

Космический экипаж тренировался на этом самолете во время подготовки к своему полету – шестой долговременной экспедиции на МКС. Наклейка с логотипом их миссии осталась в самолете, на стене недалеко от кабины пилотов – и, конечно, при проведении всех реставрационных работ она будет сохранена! Ни перемещать ее, ни тем более убирать не будут, ведь это живое свидетельство истории этого борта.

В ремонтных мастерских технопарка МФЮА есть и еще один самолет, Миг-21УМ, на котором летали известные летчики-испытатели, Герои России, и даже космонавт, летчик-испытатель первого класса Игорь Волк. Формуляры с подписями летчиков, в том числе и Волка, также оказались в распоряжении вузовского руководства, и теперь бережно хранятся тут. Имена летчиков в них многое говорят тем, кто связан с авиацией – но, увы, не раскрывают всей истории этого интересного борта Интересен он в том числе тем, что реставраторам удалось практически на 100 % скомплектовать приборное и радиоэлектронное оборудование этого самолёта, приборные панели отреставрированы и хранятся отдельно, но сделать ее фото нашему корреспонденту удалось. После восстановления электрической проводки, порезанной цветметчиками на самолёте можно будет продемонстрировать работу практически всех его систем.

Конечно, с самолетами предстоит еще много работы – и для нее привлекаются студенты, в том числе из МАИ, а также волонтеры -авиареставраторы. Для студентов авиационных специальностей такая возможность – настоящий подарок, они на практике могут познакомиться с устройством самолетов, ведением ремонтных и восстановительных работ, как говорится «изучить руками» все то, что без таких возможностей практической работы остается только теорией. А это значит, что по окончании вуза, с такой богатой практикой работы за плечами, они выйдут не только увлеченными, но и имеющими практический опыт работы специалистами.

Немаловажна эта работа и для патриотического воспитания школьников, экскурсии которых готов принимать у себя технопарк МФЮА. Реставраторы и сотрудники вуза готовы рассказать юным гостям о самих самолетах и истории – а, значит, и о героических летчиках, и о космонавтах. О той важной и большой части нашей истории, гордится которой может – и должен – каждый.

Фото — Юлия Силина, Алёна Моргуновская