Пятый элемент. Российский Су-57 — лучший в мире истребитель пятого поколения. Как он изменит войны будущего?

Пятый элемент. Российский Су-57 — лучший в мире истребитель пятого поколения. Как он изменит войны будущего?
© Lenta.ru

Российский истребитель пятого поколения Су-57 — один из самых высокотехнологичных и грозных самолетов в мире. При его создании использовали весь накопленный советской авиационной промышленностью опыт, в результате чего получился самолет, по ряду характеристик не имеющий аналогов в мире. Встреча с ним в качестве противника ничего хорошего другому самолету, включая американский истребитель F-22, не сулит. О старых и новых поколениях российских истребителей, а также их задачах и возможностях в конфликтах прошлого, настоящего и будущего в рамках проекта «Оружие России» рассказывает «Лента.ру».

Видео дня

Невидимый бой

Конец дня, зашло солнце, пара истребителей Су-57 поднялась в воздух. Обычный облет — такой же, как вчера. Но вдруг радар одного из Су-57 за сотню километров обнаружил вражеский истребитель и передал его координаты в пункт управления войсками. К наблюдению за самолетом противника подключились наземные радиолокационные станции (РЛС) и спутники.

Пилотам Су-57 дана команда направить к самолету противника ведомые беспилотники. Один из них, подлетев к нему на несколько десятков километров, зафиксировал пуск ракеты класса «воздух — поверхность» и тут же направил данные об этом ведущему истребителю. Через него эту информацию передали наземным системам противоракетной обороны (ПРО), которые успешно перехватили вражескую ракету. Пилот Су-57 уничтожил противника, и для этого ему даже не пришлось заходить во вражеское воздушное пространство.

Примерно таким образом может выглядеть применение истребителя пятого поколения в потенциальном конфликте будущего. Превращаясь в малозаметный вооруженный высокопроизводительный компьютер, этот самолет способен действовать с минимальным риском для пилота, практически не оставляя шансов менее технологичному противнику.

Благодаря интеграции с наземными и спутниковыми системами экипаж современного истребителя не только получает максимум возможной информации практически в режиме реального времени, но и управляет рядом сложнейших электронных систем, вооружений и целой армией беспилотников.

Задачи, которые ранее решали несколько самолетов, сейчас под силу одному истребителю пятого поколения

Разработка и производство такого самолета требует развитой авиастроительной отрасли, поэтому позволить себе его могут лишь несколько стран в мире. Помимо России, и , уже располагающих истребителями пятого поколения, потенциально возможностями создания подобной техники обладают , , Южная Корея и Великобритания.

Тем не менее именно российский Су-57, американские F-22 и F-35, а также китайские J-20 и J-31 оказались впереди всех, задавая тренды развития мировой истребительной авиации (ИА) на десятилетия вперед.

Первые истребители

Истребители в России появились во время Первой мировой войны, когда в составе Императорского военно-воздушного флота (ВВФ) для обороны самых важных пунктов страны были сформированы первые авиаотряды. В основном они состояли из тех же самолетов, что использовались для разведки, но штурман брал с собой не фотокамеру, а пушечные ядра, металлические бруски или гири. Все это использовалось для уничтожения вражеских самолетов: пилот подлетал к противнику сверху, а штурман сбрасывал на него груз. Вскоре после этого штурманы стали брать с собой ручные пулеметы и пистолеты.

Русская школа воздушного боя получила всемирное признание

Для эффективной борьбы в небе важнейшую роль играет не только умение точно стрелять, но и мастерски маневрировать — и в этом российским асам не было равных.

внес огромный вклад в теорию и практику боевого маневрирования. Он первым, еще в августе 1914 года, придумал закрепить в задней части самолета нож, которым планировал разрезать оболочку дирижаблей противника, и прикрепил к хвосту летательного аппарата длинный трос с грузом, которым надеялся сбить винт вражеского самолета, пролетая перед его носом.

В начале Первой мировой войны воздушные бои проходили без пулеметов: командование считало авиацию средством разведки, а не наступления, поэтому пилоты сражались с помощью револьверов и карабинов

В такой ситуации самым эффективным способом уничтожения врага был таран, и Петр Нестеров первым исполнил этот опасный маневр при попытке сбить австрийский аэроплан, ежедневно круживший над позициями российских войск. Российскому летчику удалось уничтожить самолет врага ценой своей жизни.

Первый таран без фатальных последствий для пилота исполнил в марте 1915 года, спустя семь месяцев после гибели Петра Нестерова. Лишь после этого самолеты начали оснащать оружием, и подобные приемы воздушного боя ушли в прошлое.

«Что было делать? Два фронта, 40 тысяч глаз, русских и немецких, смотрят на нас из окопов. Уйти, не сделав ничего, находясь в нескольких метрах от противника, испытать позор? — вспоминал Казаков. — Проклятая "кошка" зацепилась и болтается под днищем самолета… Тогда я решил ударить "альбатрос" колесами по фюзеляжу. Недолго думая дал руль вниз… Что-то рвануло, толкнуло, засвистело. В локоть ударил кусок крыла моего "морана". "Альбатрос" наклонился сначала на один бок, потом сложил крылья и полетел камнем вниз… Я выключил мотор — одной лопасти на моем винте не было. На планировании потерял ориентировку и только по разрывам шрапнелей догадался, где русский фронт. Садился парашютируя, но на земле перевернулся. Оказывается, удар колесами был настолько силен, что шасси поломалось…»

30 000 вылетов совершила авиация Императорского ВВФ до революции 1917 года

Летчики играли на фронтах Первой мировой немаловажную роль. В стране было 15 истребительных авиаотрядов, куда входили 502 самолета и 443 летчика.

С 1924 года уже в СССР началось строительство первых советских истребителей И-1 и И-2, а с 1926-го стартовало серийное производство И-2бис, так как первые модели имели слишком много недостатков. Конечно, и модернизированная версия считалась по меркам того времени отсталой, но других самолетов у страны в тот момент не было.

«Самолет И-2бис, имея малую скорость, скороподъемность, потолок и слабую маневренность, не может быть признан современным истребителем. По сравнению с И-2 он уступает по своим летным данным, но конструктивные и эксплуатационные улучшения делают самолет И-2бис более желательным», — говорилось в заключении по итогам военных испытаний И-2бис.

Всего в 1926-1929 годах было выпущено 211 единиц различных вариантов И-2бис.

Скачок в развитии советских истребителей произошел с переходом от И-2бис на самолет смешанной деревянно-металлической конструкции И-3. Первый советский цельнометаллический истребитель — И-4 — поднялся в воздух в 1927 году и считался настоящим прорывом для своего времени.

Тем не менее он получился достаточно дорогим, поэтому первым советским массовым истребителем стал компромиссный И-5. Его созданием занимались конструкторы и в КБ, которое организовали в Бутырской тюрьме. За такие заслуги смертный приговор Поликарпову заменили на десять лет лагерей, а впоследствии наказание и вовсе сделали условным. Но клеймо «врага народа» за ним закрепилось до самой смерти.

Впрочем, И-5 стал основой ВВС Красной армии и использовался вплоть до начала 1940 годов, пока ему на смену не пришли И-15 и И-16, тоже сконструированные Поликарповым. Последний стал первым в мире серийным истребителем-монопланом с убираемыми шасси. Преимуществом И-16 была высокая скорость, биплана И-15 — большая маневренность. На поле боя маневренный биплан и быстрый моноплан дополняли друг друга и давали наилучший результат.

Нулевое поколение

К середине 30-х Николай Поликарпов уже получил неофициальный титул короля истребителей, так как на протяжении почти десяти лет советскую истребительную авиацию вооружали исключительно его машинами. Первые версии И-15 воевали в небе , и Китая, но уже тогда уступали по скорости немецким монопланам. А вот третья модификация И-15 — И-153 «Чайка» — считается лучшим бипланом в мире и успешно участвовала во множестве конфликтов того времени благодаря усиленной конструкции, двигателю на 1100 лошадиных сил и новому вооружению.

За счет этого «Чайка» смогла проявить себя в легендарных боях на реке Халхин-Гол. Тогда японские летчики приняли их за И-15 и понесли серьезные потери. В ходе Советско-финской войны несколько И-153 стали финскими трофеями и использовались ВВС страны вплоть до 1942 года. Но уже тогда было понятно, что для истребителя важнее скорость, поэтому время бипланов подошло к концу.

Моноплан И-16 также начал терять свою актуальность, и в 1940 году ему на смену пришли сразу три новых истребителя Як-1, ЛаГГ-3 и МиГ-3. Все они были одноместными скоростными монопланами с двигателями водяного охлаждения. Уже тогда МиГ-3 демонстрировал рекордную для своего времени скорость 640 километров в час на высоте более 7000 метров.

МиГ-3 оказался самой удачной из этих трех машин, и к началу войны их произвели значительно больше, чем ЛаГГ-3 и Як-1. Учитывая особенности самолета, он применялся как высотный ночной истребитель в системе ПВО, где его большой потолок и скорость на высотах были решающими. Так, он активно применялся во время защиты и других важных городов. На фронтах МиГ-3 успешно уничтожал истребители-бомбардировщики врага.

Советские истребители оказались одними из самых боеспособных в мире. От немецких и американских самолетов их отличало оптимальное сочетание простоты конструкции, легкости в управлении и высокой надежности.

С завершением Великой Отечественной войны закончилась эпоха поршневых самолетов, на смену которым пришла реактивная авиация.

Первый советский турбореактивный двигатель РД-1 был создан еще в 1940 году. Обладая приемлемой мощностью и сравнительно небольшим расходом топлива, он был, однако, недостаточно надежным. Ситуация улучшилась, когда СССР получил доступ к немецким технологиям: 24 апреля 1946 года в Советском Союзе сразу в один день впервые поднялись в воздух два новых истребителя — МиГ-9 и Як-15. Первый получил пару силовых агрегатов BMW-003 (РД-20), второй — один Jumo-004 (РД-10).

В том же году в конструкторском бюро был создан истребитель Су-9, напоминавший первый в мире серийный турбореактивный самолет — немецкий Messerschmitt Me-262. Су-9 первым в СССР получил катапультируемое кресло, бустерное устройство, необходимое для уменьшения усилий при управлении самолетом, и тормозной парашют.

Преодоление скорости звука стало важнейшей задачей для авиации

Дальнейшие разработки привели инженеров и летчиков к новой преграде. Многие пилоты того времени рассказывали, что с достижением скорости 1000 километров в час они словно упираются в невидимую стену. На тот момент у конструкторов не было представлений о том, как поведет себя самолет при достижении скорости звука, поэтому все открытия происходили методом проб и ошибок. Так, выяснилось, что при достижении этого звукового барьера падает подъемная сила, появляется вибрация, повышается лобовое сопротивление.

«Сэр, наши самолеты уже сейчас очень требовательны в управлении. Если появятся машины с еще большими скоростями, мы не сможем летать на них. На прошлой неделе я на своем "Мустанге" спикировал на Me-109. Мой самолет затрясся, словно пневматический молоток, и перестал слушаться рулей. Я никак не мог вывести его из пике. Всего в трехстах метрах от земли я с трудом выровнял машину», — отчитывался о действии волнового кризиса летчик ВВС США перед генералом Арнольдом еще в годы Второй мировой войны.

Многие попытки превысить скорость звука закончились трагически, поэтому хватало тех, кто считал, что звуковой барьер преодолеть невозможно. Однако уже в 1947 году американский летчик-испытатель Чак Йегер на экспериментальном самолете Bell X-1 набрал скорость пикирования выше 1200 километров в час. 26 декабря 1948 года советский пилот смог преодолеть звуковой барьер на Ла-176.

Этот истребитель оснащался разработанным силовым агрегатом ВК-1 с тягой 2700 килограмм-сил — советским вариантом британского турбореактивного двигателя Rolls-Royce Nene. Этот силовой агрегат впоследствии получил истребитель первого поколения МиГ-15 — наиболее массовый реактивный боевой самолет в истории мировой авиации.

От МиГ-15 до Су-35

Истребители первого поколения, в отличие от машин нулевого, могли развивать околозвуковую скорость и были вооружены первыми неуправляемыми ракетами. Машины второго поколени