Оператора беспилотника могут подготовить за 72 часа
Всего несколько занятий потребуется человеку, чтобы получить корочку специалиста по эксплуатации гражданских беспилотных авиасистем. Кандидат должен изучить и сдать теорию и практику — и может выходить на работу. Подготовленный Минтрансом проект образовательной программы изучила «Парламентская газета» и узнала, куда возьмут с новым дипломом.
Сто вопросов про дрон
В специалисты по эксплуатации беспилотных авиационных систем готовы взять студентов или выпускников вузов и колледжей, а также тех, кто окончил одиннадцать классов школы. Учебная программа предусматривает теоретические и практические занятия в количестве 144 часов, если речь идет о технике весом до 30 килограммов. Получить корочку на легкий беспилотник весом не больше десяти килограммов можно и вовсе за 72 часа. Столько же потребуется для переподготовки с маленького на большой дрон.
Обучение происходит в три этапа. В теоретическом блоке слушателей познакомят с воздушным законодательством, расскажут об использовании летного пространства и безопасности полетов, навигации и авиационной метеорологии, преподадут основы аэродинамики. Отдельный раздел посвящен ответственности за нарушения закона при использовании дронов, после чего предусмотрена промежуточная аттестация.
Программа продолжится изучением устройства и способов эксплуатации беспилотника. Специалисты разберут особые случаи, например, опасное сближение с пилотируемым воздушным судном, внештатную посадку или попадание в опасные погодные условия.
На втором этапе слушателям предстоит наземная практическая подготовка, после чего они смогут перейти непосредственно к полетам. На летную практику отводится десять часов из 44, в том числе два — на проверочные полеты. Тест по теории должен включать не меньше ста вопросов, а практический экзамен — выполнение квалификационного задания.
Не то что бы авиация
Легкий дрон сегодня можно купить в любом магазине электроники, никаких документов для этого не нужно. Отсутствуют требования по постановке такой техники на учет, но если владелец направит ее куда не следует, ему придется иметь дело с правоохранителями. Карты бесполетных зон публикуют в Интернете, а опытные пилоты знают, что нельзя летать над военными и стратегическими объектами, а в Москве, например, запуск дронов и вовсе под запретом в любом месте в пределах МКАД.
Свидетельство о профподготовке потребуется человеку, если он собирается зарабатывать на беспилотниках деньги. Документ подтвердит квалификацию специалиста, после чего заказчик сможет заключить с ним договор и тогда уже работник будет нести полную ответственность — об этом «Парламентской газете» рассказал глава Ассоциации работодателей и предприятий индустрии беспилотных авиасистем Глеб Бабинцев. Профстандарт для оператора беспилотника Минтруд утвердил еще в 2018 году, но процесс утверждения типовой программы подготовки таких специалистов активизировался только сейчас, напомнил эксперт. По его словам, документ станет отправной точкой для подготовки специалистов по всей стране.
В некоторых колледжах и техникумах операторов беспилотников готовят уже несколько лет, рассказал «Парламентской газете» предприниматель Вячеслав Барбасов. В обучении, по его словам, важнейший элемент — практика, но результатом подготовки специалиста нельзя считать лишь то, что он поднял в воздух аппарат. «Беспилотник — это не продукт авиации, — отметил Барбасов. — Сегодня из гражданских специалистов их используют геодезисты, картографы, дорожники, лесовики и другие в конкретных целях. Если оператор может провести ретроспективный анализ, определить геодезические ошибки или решить другую задачу, то его можно считать специалистом».
Доставка и «обходчик путей»
Обучение специалистов по беспилотному транспорту, в том числе разработка программ для его эксплуатации, — нетривиальные задачи, которые тесно связаны с IT-сектором, где российским профи нет равных в мире. Об этом «Парламентской газете» сказал сенатор Сергей Рябухин, который видит серьезные перспективы в этой сфере.
«Тот же обходчик путей — профессия из прошлого века, до 90 процентов рутинной работы может взять на себя дрон, — отметил сенатор. — Государство сделало серьезную ставку на IT, и развитие беспилотного транспорта укладывается в эту стратегию».
Обучение операторов нужно внедрять по всей стране, постоянно совершенствовать представленный проект программы, считает сенатор Артем Шейкин. Но для начала ее нужно как можно скорее внедрить на практике как образец стандарта подготовки, в котором учтены необходимые нюансы, сказал «Парламентской газете» Шейкин.
Беспилотники — важный сегмент авиации, который сейчас развивается в основном в экспериментальном аспекте, отметил разработчик цифровых программ для дронов Никита Никитин. Беспилотник может проводить в воздухе до пятнадцати часов и преодолевать тысячи километров, его использование много дешевле, чем полеты на обычных самолетах или вертолетах, объяснил «Парламентской газете» эксперт.
Перспективным, особенно в труднодоступной местности, по мнению Никитина, является сегмент доставки. Для «Почты России» создан экспериментальный правовой режим, который позволяет тестировать беспилотную технологию. В южных регионах дроны используют в сельском хозяйстве для распыления удобрений.