Войти в почту

Россия впервые применила БМПТ «Терминатор» в бою: как новая бронетехника изменит танковые сражения?

Современные боевые действия предъявляют новые требования к технике, которую зачастую создавали для прошедших войн. Большинство современных танков проектировали для борьбы с бронетехникой противника на открытых пространствах. Это привело к конструктивным компромиссам, поэтому в условиях современного городского боя они могут быть уязвимыми. По этой причине в процессе модернизации танков их готовят к городскому бою, наращивая защищенность и улучшая обзорность. В России проблему уязвимости танков решили с помощью специализированной техники — боевой машины поддержки танков (БМПТ) «Терминатор», которая призвана стать защитником бронетехники на поле боя. БМПТ является единственной, не имеющей аналогов специализированной машиной для поддержки танков. В июле Министерство обороны России показало БМПТ «Терминатор», применяемые в ходе специальной военной операции (СВО) на Украине. «Лента.ру» рассказывает, в чем уникальность российской машины и как она повлияет на современные боевые действия.

Россия впервые применила БМПТ «Терминатор» в бою: как новая бронетехника изменит танковые сражения?
© Lenta.ru

Опасные и уязвимые танки

В конце мая в Telegram-каналах появились первые фотографии, демонстрирующие БМПТ «Терминатор» в одном строю с танками. Утверждалось, что снимки сделаны в ходе боев в районе Северодонецка. По фотографии можно предположить, что БМПТ используют по прямому назначению: машина движется с танками, своевременно обнаруживая и поражая цели, которые считают танкоопасными. Это позволяет экипажам танков реализовать огневую мощь машин для решения основной задачи. Но путь к БМПТ был непрост — понадобилось почти 40 лет, чтобы сформировать концепцию и создать принципиально новый образец бронетехники.

С момента своего появления на поле боя танки заслужили репутацию грозного оружия: его броня надежно защищала экипаж, а мощное орудие уверенно поражало цели. Но почти одновременно с появлением танков начало развиться противотанковое оружие, которое вскоре дало возможность поражать тяжелобронированную технику. Параллельно росла защищенность танков, которая приводила к росту массы и снижению мобильности боевых машин. В поисках баланса между защищенностью и подвижностью конструкторы обеспечивали максимальную защиту лобовой части, жертвуя бронированием кормы, крыши и бортовой проекции танков. Такой подход мог быть частично оправданным, если бы примерно равные танковые армады встретились на равнине «Фульдского коридора», который считали возможным фронтом в случае обострения холодной войны.

Последующие конфликты предъявили к танкам новые требования

Уже в ходе войны во Вьетнаме выяснилось, что танки могут оказаться уязвимыми перед противником, не обладающим сравнимой бронетехникой. Обилие растительности, которая ограничивала обзор и позволяла незаметно ударить по танку из ручного гранатомета, ограничивала эффективность бронетехники. Позже перечень оружия для борьбы с бронетехникой пополнили противотанковые ракетные комплексы (ПТРК), которые позволяли поражать танки с больших расстояний, а последующие примеры использования танков в Афганистане, Ираке и Чечне подтвердили их уязвимость в асимметричных конфликтах.

Танки использовали в городах, где экипажам не хватало обзора, что заставляло командиров открывать люки, делая себя уязвимыми для стрелкового оружия. В горной местности Афганистана советским танкистам иногда не хватало угла вертикальной наводки танковых орудий для поражения целей, занимавших высоты. Эта тенденция требовала пересмотра концепции применения танков и необходимости создания нового типа техники.

Защитник танка

Идея создания новой машины родилась в 1980-е годы. Тогда советские конструкторы хотели создать «боевую машину пехоты тяжелую» (БМПТ) — защищенную машину, которая могла бы перевозить пехоту и обладала защищенностью танка. Подобным образом в Израиле превращали трофейные танки советского производства в тяжелые БМП, лишая их башни.

Это позволяло бы БМПТ действовать в одном строю с танками в ходе масштабных атак, которые в период холодной войны казались возможными, но в 1979 году советские войска отправили в Афганистан, где противник использовал приемы партизанской войны, включая засады с использованием ручных противотанковых средств и рельефа местности. В этих условиях особо эффективными оказались автоматические пушки боевых машин пехоты БМП-2 и боевых машин десанта БМД-2, а также орудие зенитной самоходной установки ЗСУ-23-4 «Шилка». Высокий темп стрельбы и большой угол возвышения малокалиберных пушек позволял эффективно поражать живую силу противника там, где эффективность танковых орудий была недостаточной. При этом по защищенности подобная техника уступала танкам. Требовалась машина, которая совмещала бы преимущества танков, БМП и зенитных установок.

В 1985 году конструкторское бюро (ГСКБ-2) Челябинского тракторного завода (ЧТЗ) приступило к работе над БМПТ, которая основывалась на опыте войны в Афганистане. Разработчики хотели получить машину с защищенностью танка, дополнительно усиленную защитой от противотанкового оружия ближнего боя и орудием с достаточными углами вертикальной наводки.Сотрудники ГСКБ-2 вспоминали, что главный конструктор Валерий Вершинский поставил такую задачу:

Позже появились первые прототипы машин на базе танка Т-72. В экипаж опытной разработки входило два гранатометчика, два пулеметчика, командир, механик-водитель и наводчик. Гранатометчики и пулеметчики могли спешиваться и вести бой вне машины, поэтому необходимость в десантном отделении отпала. Вариант «А» машины «Объект 781» получил две автоматические пушки 2А72 калибра 30 миллиметров, пулеметы и пару ПТРК, а машину «Б» оснастили башней с вооружением, которое использовали на БМП-3. Опытные образцы испытывали до конца 1990-х. Фаворитом испытаний стал вариант «А», но после распада СССР работы над машинами остановились.

К идее БМПТ вернулись после начала боевых действий на Северном Кавказе: в 1995 году ГСКБ-2 в срочном порядке начало работу над боевой машиной для городских условий, которую можно было создать на основе массовых танков Т-72. Так в 1996 году появился «Объект 787», который напоминал танк с дополнительными блоками динамической защиты и двумя пушками 2А72 вместо основного орудия. Также машина несла неуправляемые ракеты и пулеметы. Опытная БМПТ продемонстрировала высокую огневую мощь, но работы прекратили — считается, что одной из причин закрытия проекта стала активная реклама машины, которую сочли «разглашением военной тайны».

В очередной раз идея создания БМПТ была признана актуальной в 1996 году. На совещании у министра обороны России Игоря Родионова военные обсудили облик перспективной машины, которую представляли по-разному: как тяжелую БМП, как инженерную машину и как комплекс специализированных машин. По результатам совещания работа по БМПТ получила государственный статус, но без расшифровки назначения машины. В 1998 году в Уральском конструкторском бюро транспортного машиностроения (УКБТМ) продолжили работу над БМПТ на шасси танка Т-72, а впоследствии — Т-90А. В 2000 году показали ходовой макет машины «Рамка 99» («Объект 199»), а в 2002 году представили доработанный опытный образец боевой машины с улучшенным комплексом вооружения. Машина, которая стала основой для серийной БМПТ, прошла государственные испытания в 2006 году.

«Терминатор» в войсках

Серийная БМПТ получила шасси танка Т-90А с соответствующим уровнем защиты. Дополнительно машину оснастили блоками динамической защиты (ДЗ) «Реликт» и решетчатыми экранами. Также машина может нести тканевые экраны с элементами ДЗ. Защищенности способствует боекомплект, который вынесен за пределы забронированного объема, и вспомогательное оборудование, обеспечивающее дополнительное экранирование. В отличие от первых прототипов БМПТ, экипаж «Терминатора» составляет всего пять человек. В арсенал машины вошли две пушки 2А42, пулемет калибра 7,62 миллиметра, комплекс управляемого вооружения с противотанковыми ракетами «Атака» и два автоматических гранатомета АГ-17Д в надгусеничных нишах.

Также «Терминатор» оснащен современным прицельным оборудованием. Система управления огнем (СУО) БМПТ получила прицел наводчика с оптическим и тепловизионным каналом, лазерным дальномером, а также аппаратурой управления ракетами. Панорамный прицел командира имеет сектор обзора в 360 градусов, а место каждого гранатометчика оснащено отдельными прицелами. Это повышает обзорность машины. В состав СУО также входит баллистический вычислитель, автомат сопровождения цели и набор датчиков условий стрельбы.

Несмотря на то что уже в начале 2000-х машина получила современный облик, российские военные не спешили принимать БМПТ на вооружение. Ротный комплект машин планировали получить до 2010 года, но первым оператором серийных БМПТ стал Казахстан, который получил первые машины в 2011 году.

Поворотным моментом в истории российских «Терминаторов» стала операция в Сирии. В 2017 году стало известно, что БМПТ испытали в боях против боевиков «Исламского Государства» (ИГ, запрещено в России), а в 2018 году партию машин отправили в войска, где «Терминаторы» проходили испытания. В декабре 2021 года командующий войсками Центрального военного округа (ЦВО) генерал-полковник Александр Лапин сообщил, что в округе сформировали первую штатную роту БМПТ из девяти машин. Это стало итогом почти 40-летней работы по созданию нового вида бронетехники.

Русский «Терминатор»

Российский «Терминатор» стал первой и пока единственной в мире специализированной машиной поддержки танков, которая выпускается серийно. Возможно, это объясняет интерес к машине со стороны зарубежных обозревателей. В 2021 году издание The National Interest отметило, что БМПТ «хорошо подходит для боя на тесных и узких улицах», а в публикации немецкого Stern «Терминатор» назвали «бронемашиной на стероидах», которая не имеет аналогов. Немецкое издание также подчеркнуло особенности БМПТ, которые позволяют эффективно применять ее в условиях городских боев.

Но были и скептические отзывы. Так, Кайл Мизоками из Popular Mechanics отметил, что БМПТ является «ужасающим», но ненужным оружием. По его словам, в иностранных армиях нет аналога БМПТ, поскольку такие машины там не считают необходимыми.

Тем не менее российские военные продолжили осваивать новые функции «Терминатора». В июне 2021 года БМПТ впервые задействовали на учениях. Экипажи «Терминаторов» отработали совместные действия с танками Т-72Б3.

Полноценный дебют БМПТ состоялся в 2022 году в ходе специальной военной операции (СВО) на Украине

В феврале иностранные обозреватели отметили, что БМПТ перебросили на западное направление, но продолжительное время «Терминаторы» не попадали в объективы в зоне проведения СВО.

Лишь в мае машины заметили в районе Северодонецка: очевидцы запечатлели БМПТ, которые двигались в танковой колонне. Позже военный корреспондент Александр Коц опубликовал видео, демонстрирующее передвижение «Терминаторов» на территории Донбасса, и отметил, что машины, судя по внешнему виду, уже использовались в бою.

Фото: Константин Морозов / РИА Новости

В том же месяце появились фотографии БМПТ, действующих вместе с танками, — считается, что снимки сделали в ходе боя. В этом случае стоит заметить, что использование машины по прямому назначению — в качестве средства поддержки танков — может говорить о правильности выбранной концепции. В ходе СВО Запад снабжает Украину современными ручными противотанковыми средствами, которые стали одной из главных угроз для танков. В этих условиях защищенная машина с универсальным вооружением, которое позволяет оперативно реагировать на меняющуюся обстановку и одинаково эффективно поражать бронетехнику и живую силу в укрытиях, может доказать свою необходимость.

В июне обозреватель 19FortyFive Уэсли Калп отметил, что результат применения «Терминаторов» в ходе спецоперации может обусловить востребованность БМПТ на экспортном рынке. Возможно, наблюдающие за ходом СВО иностранные военные захотят получить в свое распоряжение подобное оружие, и БМПТ начнут использовать не только в России и Казахстане. Также можно предположить, что заложенную в БМПТ концепцию возьмут на вооружение иностранные конструкторы, и «Терминатор» станет родоначальником нового типа современных боевых машин.