Войти в почту

У российской оборонки возникли проблемы из-за санкций

Российский оборонно-промышленный комплекс начал ощущать проблемы из-за санкций. Как пишет РБК, контракты переносятся, не хватает судовых дизельных двигателей, есть проблемы с электроникой, ремонтом, а также с импортозамещением комплектующих.

У российской оборонки возникли проблемы из-за санкций
© BFM.RU

В марте вице-премьер по ОПК Юрий Борисов говорил, что в прошлом году гособоронзаказ был выполнен на 98%. Показатели этого года никто пока не берется предсказать. Оборонно-промышленный комплекс — это не только танки и истребители, как можно подумать. Это двигатели для судов, вертолетов, самолетов, электросхемы и микрочипы, навигационные системы и даже системы управления огнем для танков — список импортных комплектующих, поставки которых резко прекратились, довольно обширный. К примеру, истребители Су-30 и МиГ-29, которые работали на французских навигационных системах, тоже остались без них.

Электроника — главная болевая точка, считает заведующий центром глобальных исследований и международных отношений Дипакадемии МИД Вадим Козюлин:

Вадим Козюлин заведующий центром глобальных исследований и международных отношений Дипакадемии МИД «В части электроники — и это не секрет — еще с советских времен мы зависели от Запада. По-прежнему, наверняка, есть узкие места, но есть и возможности заменить западную электронику электроникой с Востока, из Китая. Где это наиболее востребовано? Я предполагаю, что в средствах разведки. Очевидно, что нам не хватает дронов, приборов ночного видения, инфракрасных приборов, оптики для снайперского вооружения. Все это выпускается и в России, вопрос в качестве, технических характеристиках, вот и все. Подлатать дыры можно будет в этом году за счет других поставщиков, а чтобы полностью заместить понадобятся десятилетия, а может и десятилетий не хватить».

Вспоминаются недавние заявления министра торговли США — он говорил, что, дескать, Россия в своих танках использует чипы от посудомоек и холодильников. И что сообщения об этом поступали от украинцев — ВСУ разбирали военную технику, набитую деталями от разного оборудования. Довольно лукавое заявление, которое формирует ложные выводы, считает гендиректор компании «Троицкий инженерный центр» Евгений Горский:

— Сегмент ОПК максимально всегда ориентирован на отечественные компоненты, и их доля достаточно высока. Что касается универсальности электронных компонентов, номенклатуры, чипы, транзисторы, диоды, резисторы, конденсаторы и так далее — их огромное количество, это сотни тысяч и миллионы наименований, все они по-своему универсальны, то есть какие-нибудь резисторы используются абсолютно во всей технике, начиная от компьютерной мышки и заканчивая навигационными системами на вертолете. Какие-то компоненты специализированы.

— Писали, что в танках у нас использовались чипы от бытовой техники. Такое может быть?

— А если сказать, что в военной технике используются болты от легковых автомобилей или от детских площадок? В этом смысле есть компоненты, которые используются везде.

В концерне «Калашников» РБК сообщили, что изучают риски на фоне санкций, и оценили объем импорта на своем производстве на уровне в 80%. Цифра такая, что возникают опасения за стабильность работы всего концерна. Президент ранее говорил, что на одном импортозамещении фокусироваться не будем, но пока это скорее программное заявление, без конкретики. В корпорации «Ростех» изданию заявили, что рассчитывают на альтернативных поставщиков и «параллельный импорт», то есть ввоз без разрешения правообладателя.

Дефицит поставок можно разбить по полочкам, и окажется, что не все так уж страшно, делится мнением исполнительный директор Союза оружейников России Владимир Жихарев:

Владимир Жихарев исполнительный директор Союза оружейников России «Один из главных рисков — это наличие импортного станочного оборудования. И на протяжении 10-15 лет, вполне возможно, что не потребуется его замена. Те же риски дистанционного отключения, промышленность наша российская сталкивалась с этой проблемой в 2014 году, и очень многие компании готовы к этим рискам. Остаются риски непоставки ресурсных частей, из-за рубежа закупали отдельные элементы для производства. И самый тяжелый риск, который пока еще не пройден, это логистические риски. По некоторым направлениям, допустим, пневматическому оружию, из-за того, что там используется достаточно большое количество импортных комплектующих, то там могут по отдельным видам пневматического оружия возникнуть перебои в поставке».

Если возвращаться к танкам, то главные производители в России — Челябинский тракторный завод и «Уралвагонзавод» — сообщили Business FM, что работают в штатном режиме. На челябинском предприятии уточнили, что завод изначально «создавался как предприятие полного цикла со стопроцентной локализацией производства». Заготовка, обработка, сборка деталей — все в себе.