В Подольске создали первое «сердце» для «Якутии»
На производственной площадке АО «ЗиО-Подольск» машиностроительного дивизиона Росатома АО «Атомэнергомаш» изготовлен первый реактор реакторной установки (РУ) «РИТМ-200» для серийного ледокола нового поколения «Якутия». Реактор уже подготовлен к отгрузке: по железной дороге он будет транспортирован до станции Новый Порт Санкт-Петербурга, где его перегрузят на специальную баржу и по воде доставят на верфи Балтийского завода.
Россия обладает единственным в мире атомным ледокольным флотом — это ключевой фактор реализации федерального проекта «Развитие Северного морского пути» (СМП), цель которого - увеличение грузопотока по СМП до 80 млн тонн в 2024 году и 110 млн тонн к 2030 году. Атомные ледоколы обеспечивают стабильное функционирование транспортной системы для решения государственных задач в Арктике.
«РИТМ-200» входит в состав главной энергетической установки ледокола и включает в себя два реактора тепловой мощностью 175 МВт каждый. Основные преимущества силовой установки - компактность и экономичность. Она имеет уникальную энергоэффективную интегральную компоновку, что обеспечивает размещение основного оборудования непосредственно внутри корпуса парогенерирующего блока. За счет этого РУ в два раза легче, в полтора раза компактнее и на 25 МВт мощнее используемых в настоящее время реакторных установок для ледокольного флота типа КЛТ.
Атомоходы Северного морского пути
Сегодня в акватории СМП наряду с ледоколами предыдущих поколений успешно работают новые — универсальные атомные ледоколы «Арктика» и «Сибирь». Эти российские атомоходы третьего поколения — самые большие и мощные в мире. В настоящий момент на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге строятся еще три ледокола - «Урал», «Якутия» и «Чукотка». Они предназначены для самостоятельной проводки судов, в том числе крупнотоннажных, круглогодичного лидирования караванов в Арктике. Все ледоколы нового поколения оснащаются РУ «РИТМ-200».
Как рассказал генеральный директор АО «ЗиО-Подольск» Владимир Разин, производство уникальных реакторов «РИТМ-200» в России уже можно назвать серийным: к следующему году их будет выпущено десять, а до конца 2028 года подольский завод запланировал изготовление 20 реакторов разных модификаций. «Потребность в ледоколах означает круглогодичную эксплуатацию Северного морского пути. И если наша страна это обеспечит, возникнут условия заинтересованности ряда стран для круглогодичной проводки караванов по СМП. Это важное направление экономического развития страны мы должны обеспечить», - подчеркнул Владимир Разин.
«РИТМ-200» — новейшая реакторная установка 3-го поколения для ледокольного флота. Ее вес - 147,5 тонны, высота - 7,3 метра, диаметр - 3,3 метра.
«РИТМ-200» обеспечивает судам улучшенные технические характеристики по скорости и ледопроходимости. Позволяет уменьшить материалоемкость и габариты установки, обеспечивает ее дополнительную безопасность.
«Уникальность разработки — в составе изделия, компоновке, уменьшенных массогабаритных характеристиках и повышенной мощности. Корпус реактора изготовлен из углеродистой высокопрочной стали с антикоррозийным покрытием, что делает его в два раза легче используемых в настоящее время реакторных установок КЛТ. Соответственно, если корпус реактора легче, то и ледокол плывет быстрее. «РИТМ-200» позволяет колоть лед толщиной до 2,8 метра, еще более мощный «РИТМ-400» - до четырех метров», - рассказал главный конструктор - начальник производства оборудования для атомной энергетики, газнефтехимии и судостроения АО «ЗиО-Подольск» Сергей Киселев.
Акционерное общество «Машиностроительный завод «ЗиО-Подольск» — один из крупнейших производителей высокосложного теплообменного оборудования для объектов топливно-энергетического комплекса: атомных и тепловых электростанций, нефтяной и газовой промышленности, судостроения. 100 процентов атомных электростанций России, начиная с первой в мире АЭС в Обнинске, оснащены оборудованием с маркой «ЗиО». В последние годы завод освоил производство реакторного оборудования для атомных ледоколов нового поколения.
Проектировщик и комплектный поставщик «РИТМ-200» — АО «ОКБМ Африкантов». Полную производственную цепочку создания атомного двигателя обеспечивает машиностроительный дивизион ГК «Росатом» АО «Атомэнергомаш».