"Моторы войны" покинули ангары
Первым ангар покидал Т-34. Этот танк можно назвать "знаменитостью в квадрате". "Тридцатьчетверка" - сам по себе танк-легенда, но именно эта машина снималась в отечественном блокбастере "Т-34" режиссера Алексея Сидорова. Уточню: только в первой части фильма, где он, по сценарию, в ноябре 1941 года под Москвой в одиночку принимает бой с целой танковой ротой вермахта. Это ранняя версия - с 76-мм пушкой. Ну а в самых эпохальных сценах участвуют уже другой танк: более поздняя версия Т-34 с 85-мм орудием. Фильм не лишен недостатков, но по части техники к нему практически нет претензий. Особенно завораживают сцены дуэльных боев Т-34 с "Пантерами" в Тюрингии.
В повседневной жизни этот Т-34 располагается в экспозиции "Моторов войны", что на Рогожском Валу. К нему не зарастает народная тропа, причем, некоторые посетители настолько азартны, что на броне пришлось установить табличку: "Внимание! На экспонат не залезать!". В честь праздника объявление заменили вазой с алыми гвоздиками, великодушно разрешив фотографироваться на броне.
Большинство посетителей и не подозревают, что перед ними не статичные музейные экспонаты, а боевые машины на ходу. Тем больше был эффект, когда Т-34, взревев двигателем, двинулся к выходу из ангара...
Впрочем, все необходимые меры предосторожности были предприняты. Историк Юрий Пашолок провел краткий инструктаж, совместив в паре фраз профессиональный юмор с исчерпывающе-кратким изложением техники безопасности. "Танк - он как носорог, - заметил Юрий. - Он почти ничего не видит, но это не его проблемы. Держитесь от него подальше".
На месте механика-водителя - Алексей Васютичев, представитель военно-патриотического клуба "Капонир" (члены этого клуба искали Т-34 по частям, и кропотливо его восстановили). Танк шириной 3 метра вписался в ворота: между бортами и бетонными стенками оставались всего несколько сантиметров. Именно этот Т-34 девятого мая пройдет по площади Победы подмосковного Ногинска.
Впрочем, таких танков по разным городам России пройдет немало. В эпицентре внимания по традиции окажутся Т-34 на Красной площади, это будут машины послевоенного чехословацкого производства. В общей сложности было произведено 35 тысяч Т-34 с 76-мм пушкой, 26 тысяч с 85-мм, плюс 3 тысячи танков, выпущенных по нашей лицензии в Польше в Чехословакии. Всего - 66 тысяч.
Танк Т-34. Фото: Алексей Майшев/РИА Новости
А вот следующий раритет, который выехал из ангара, можно считать абсолютно уникальным экспонатом. Командирский автомобиль ГАЗ-64 1941 года выпуска. За рулем - известный реставратор военной техники Вячеслав Лен. ГАЗ-64 создавался в ответ на появление в США автомобиля-разведчика "Форд Пигмей". Идея тогда казалась светлой: заменить мотоциклы с коляской автомобилями с колесной формулой 4х4. ГАЗ-64 весил тонну, перевозил до 400 кг грузов (мог буксировать артиллерию), разгонялся по шоссе до 100 км/ч. Всего таких в СССР выпустили 550 штук. Сравните сами с тиражом "тридцатьчетверки".
Легкий артиллерийский тягач Т-20 "Комсомолец". Фото: Виталий Белоусов/ТАСС
Еще одна не менее редкая машина - легкий артиллерийский тягач Т-20 "Комсомолец". Их произвели довольно много - почти 8 тысяч. Но большинство потеряны на фронтах. Одна машина восстановлена силами мастерской Евгения Шаманского. Этот экземпляр в экспертном сообществе считают одним из наиболее аутентичных "Комсомольцев", сохранившихся до наших дней.
Танк Т-60. Фото: Павел Лисицын/РИА Новости
Еще одна машина с удивительной судьбой: легкий танк Т-60. Его приняли на вооружение до утверждения чертежей. Объяснение простое: началась война, командование закрыло глаза на все недостатки, не говоря уж о формальностях. Первую партию танков Красная армия получила в сентябре 1941 года.
Со знаменитого парада 7 ноября 1941 года Т-60 прямо с Красной площади уходили на фронт и сразу вступали в бой. Назвать танком машину весом 5,8 тонны и вооруженную 20-мм пушкой сегодня, наверное, не повернется язык. Современные бронетранспортеры и БМП лучше бронированы и мощнее вооружены. Все так, но… Историк Юрий Пашолок уточняет: "Создатель танка Николай Александрович Астров прекрасно понимал, что Т-60 является "эрзацем" военного периода. Но часто бывало, что единственным танком, который мог добраться до позиций противника, оказывался именно Т-60".
И, как справедливо отмечает историк, лучший танк - это тот, который есть на текущий момент: "Понятное дело, что много Т-60 сделать не мог, но бороться с пехотой - почему бы и нет. И наличие подобного "малыша" оказывалось достаточно для мотивации своей пехоты. Да, век малых танков подошел к концу. Главную задачу они выполнили - оттянули время, необходимое для организации выпуска более серьезных боевых машин. Кроме того, эволюция базы Т-60 привела к появлению СУ-76М". И эта самоходка представлена в экспозиции "Моторов войны". Тоже на ходу. И 9 мая будет блистать на параде.
Советский легкий танк Т-26. Фото: Евгений Одиноков/РИА Новости
И еще один раритет: советский легкий танк Т-26. Парадокс, но сегодня немногие смогут ответить на вопрос - какой танк к началу Великой Отечественной войны был самым массовым в нашей армии? А это именно Т-26, которых на 22 июня 1941 года в РККА было около 10 тысяч. Создан на основе британского "Виккерс" Mk E. СССР официально купили его в 1930 году. Причем, мы приобрели двухбашенную версию танка. У себя выпускали и с двумя башнями, и с одной. До наших дней дошла только однобашенная версия.