Создатель минометов Победы. К юбилею оружейника Бориса Шавырина
Миномет против мессершмита
История Великой Отечественной войны полна уникальных случаев, когда за счет героизма, смекалки и, разумеется, советского оружия воинам Красной армии удавалось поражать врага самым неожиданным способом.
Одина из таких удивительных историй произошла 23 декабря 1941 года во время обороны Севастополя. В тот день Владимир Симонок — командир 2-й минометной роты 31-го стрелкового полка 25-й Чапаевской стрелковой дивизии сбил из миномета немецкий истребитель мессершмит-109, который на небольшой высоте штурмовал позиции защитников Севастополя. Так как минометы не предназначены для уничтожения воздушных целей, многие на фронте были склонны считать это попадание случайным, однако сам Владимир Симонок утверждал, что специально целился в самолет.
Орудием, из которого советский артиллерист сбил важеский самолет, был 82-миллиметровый батальонный миномет образца 1937 года (БМ-37). Он был частью целого семейства отечественных минометов, разработанных под руководством знаменитого оружейника Бориса Шавырина. По данным архива Военно-исторического музея артиллерии, с 1941 по 1945 год минометчики израсходовали около 200 млн мин, которыми была уничтожена почти половина живой силы немецкой армии. Большинство боеприпасов было выпущено по врагу из надежных и простых в использовании минометов Шавырина.
Из любви к технике
Борис Шавырин родился 10 мая 1902 года в Ярославле в семье железнодорожника и домохозяйки. Дом Шавыриных находился в одном и самых живописных мест города на берегу Волги, и, глядя на проплывавшие мимо белоснежные пароходы, Боря мечтал поскорее вырасти и стать капитаном одного их них. Однако отец будущего выдающегося оружейника, Иван Семенович, придерживался другого мнения и настаивал на том, чтобы сын продолжил династию — выучился на машиниста паровоза.
Следуя воле отца, Борис закончил двухклассную железнодорожную школу, а затем поступил в реальное училище (учебное заведение с упором на прикладные и точные науки). Однако в 1917-м, после смерти отца, 15-летний Боря был вынужден бросить учебу и срочно искать работу, чтобы прокормить мать и двух младших сестер. Юноше повезло — удалось устроиться учеником на паровую мельницу, где его вскоре заметил один из чиновников губернского продовольственного комитета. Шавырину, который с детства проявлял способности к математике, предложили работу в бухгалтерии продотдела. Однако работа с бумагами и цифрами ему быстро наскучила. Как говорил позднее сам оружейник, ему захотелось заниматься настоящей мужской работой, связанной с техникой.
В 1920-м Борис Шавырин устроился мотористом на нефтесклад железнодорожной станции и подал документы в Московское высшее техническое училище имени Баумана (ныне МГТУ им Н.Э. Баумана).
Через пять лет Борис Шавырин оканчивает механический факультет легендарной Бауманки по специальности "артиллерия" и поступает на работу во Всесоюзное орудийно-оружейное пулеметное объединение. С этого момента начинается его конструкторская карьера, которая продлится более 30 лет.
Конструкторский тандем
В конце 1920-х молодого конструтора Бориса Шавырина направили на харьковский завод "Красный Октябрь". Здесь, как рассказывал позднее Шавырин, он встретил человека, который повлиял на всю его будущую карьеру. Выдающийся инженер Николай Доровлев уже в то время считался основателем и главным теоретиком советской минометной науки.
У Николая Доровлева была своя классификация минометов, согласно которой они делились на орудия сопровождения (для небольших пехотных подразделений), поддержки (для выполнения задач полка) и усиления (для использования в дивизиях и резерве Главного командования). В соответствии с масштабом тактических задач Доровлев предложил для производства ряд калибров: 60, 82, 107, 120, 160 и 240 мм.
Доровлев рекомендовал Шавырину взять на себя разработку 82-миллиметрового миномета, который он считал наиболее интересным и универсальным. Дело в том, что в то время самым популярным у иностранных минометчиков был калибр 81,4 мм. Расширение ствола всего на 0,6 мм давало советским войскам серьезное преимущество: наши орудия в случае отсутствия боеприпасов могли стрелять снарядами противника, а он нашими — нет.
В 1936 году 82-миллиметровый миномет, созданный тандемом двух талантливых оружейников, был принят на вооружение. Оружие под шифром БМ-36 вошло в строй в качестве первого советского батальонного миномета поддержки. Его дальнобойность составляла 3 км, скорострельность — 30 выстрелов в минуту.
Впервые в реальном бою советские БМ-36 были применены в 1939 году во время пограничных столкновений между СССР и Японией на реке Халхин-Гол. Атака на советских пограничников была отбита в том числе за счет нескольких десятков минометов, которыми была уничтожена не только вражеская пехота, но и выведен из строя целый танковый батальон, а также три бронепоезда. Особенно эффективными советские орудия оказались при стрельбе по окопам и скоплениям сил противника, укрывавшимся за сопками.
Через год после событий на Дальнем Востоке Борис Шавырин представил советскому правительству собственную серию легких минометов калибрами 50, 82, 107 и 120 мм, которые отправились в войска перед самым началом Великой Отечественной войны.
Минометы Победы
Благодаря Борису Шавырину советские солдаты получили орудие, обладающее хорошей кучностью. Ему не страшны были грязь, жара и мороз. Не менее серьезным достоинством минометов Шавырина была и простота конструкции — даже во время войны можно было быстро наладить массовый выпуск, для которого хватало самых обычных станков.
В августе 1941 года Государственный комитет обороны СССР постановил увеличить выпуск 120-миллиметровых полковых минометов (ПМ-38). Перед Борисом Шавыриным была поставлена непростая задача — в кратчайшие сроки упростить конструкцию орудия, что позволило бы существенно снизить расход материалов при серийном производстве. В итоге всего за пару месяцев Шавырин представил командованию новую облегченную версию ПМ-38. Этот миномет был признан лучшим из всех, что применялись во Второй мировой войне.
В годы Великой Отечественной конструкторский коллектив Бориса Шавырина разработал оружие и для морских боев. Для ВМФ СССР был создан большой морской бомбомет (БМБ-1), способный уничтожать немецкие подлодки. "Шавыринский" бомбомет устанавливался на тральщики и мог поражать вражеские субмарины на глубине до 330 м.
От снарядов к ракетам
После Великой Отечественной Борис Шавырин продолжил заниматься минометами. В начале 1950-х в серийное производство пошли орудия калибрами 82, 107, 160 и 240 мм. Кроме этого, под руководством Шавырина были созданы противотанковые безоткатные орудия сопровождения пехоты, а также новые морские бомбометы БМБ-2, МБУ-200 и МБУ-600.
В середине 1950-х Борис Шавырин представил самоходную установку 2Б1 "Ока". Орудие на гусеничном ходу калибра 420 мм с дальностью стрельбы до 40 км выпускалось до 1961 года и стало последним из "шавыринской" минометной серии. Наступала эра ракет, и Борис Шавырин переключился на реактивную технику.
В конце 1950-х годов перед коллективом Бориса Шавырина была поставлена новая задача — создать противотанковую управляемую ракету (ПТУР). Через несколько лет коллективом Шавырина был разработан комплекс "Шмель" — первый поступивший на вооружение Советской армии противотанковый ракетный комплекс.
Позднее коллективом Бориса Шавырина были созданы ракетные комплексы "Стрела-2" и "Гном", вооруженный баллистической ракетой.
Сегодня идеи выдающегося конструктора воплощены в современных переносных ракетных комплексах (ПЗРК) "Игла" и "Верба", ПТУРах "Атака", а также во всемирно известных оперативно-тактических комплексах "Ока" и "Искандер-М". При этом наследием Бориса Шавырина считается не только грозное отечественное оружие, но и созданная им конструкторская школа. Из проектных мастерских коломенского КБ машиностроения, где работал знаменитый оружейник, вышло множество высококлассных специалистов: талантливых конструкторов и руководителей отечественной оборонки.
Василий Кучушев