Войти в почту

По земле и воде: советские легковые амфибии

Многие думают, что автомобили, которые способны плавать - явление современное. Однако подобные разработки появлялись еще в прошлом веке, в особенности, в СССР. Техника, способная преодолевать водные преграды, начала создаваться еще в 1920 годах. СССР со своими машинами-амфибиями шел впереди планеты, так как за рубежом такие разработки считались большой редкостью.

По земле и воде: советские легковые амфибии
© Car.ru

Для создания проектов данного типа требовались крупные вложения. Поэтому многие перспективные задумки были загублены уже на начальном этапе - не было финансов для их реализации. В результате они оказывались выброшенными на свалку истории и забывались на многие десятилетия. Вспомним самые впечатляющие разработки машин амфибий прошлого века.

ЗИС-485 “БАВ”. В 1940 годах Министерство автотракторной промышленности получило распоряжение построить грузопассажирскую машину-амфибию под названием “БАВ”, что переводилось как “Большой Автомобиль Водоплавающий”. Транспортное средство получило 3-осную базу, которую позаимствовали у грузового ЗиС-151. Известно, что над созданием модели работал Виталий Грачев. Большое количество агрегатов и узлов было взято от модели БТР-152. Работы по созданию велись 8 лет, после чего был представлен первый опытный образец. Машина была способна перевозить до 25 человек и 25 тонн груза. Это была одна из лучших разработок тех времен, по мнению зарубежных специалистов.

ГАЗ-46 “МАВ”. Данную аббревиатуру можно было расшифровать как “Малый Автомобиль Водоплавающий”. Выпуском лодки, которая могла передвигаться по суше, занимались специалисты ГАЗ в 1953 году. Транспорт был предназначен для обеспечения работы разведки - высадка с корабля, преодоление широких водных преград, организация десантной переправы. На борту размещали до 5 человек и 500 кг груза. Оснащалась техника гребным винтом. Позже использовали ее для проведения научно-инженерных работ на воде. Уже в 1960 годах амфибия была снята с конвейера.

НАМИ-055В. Идея разработки легкой армейской амфибии была позаимствована от американского Ford GPA. Однако машина получила ряд отличий - складные подводные крылья, которые позволяли буквально парить над водой со скоростью 60 км/час. Ни один производитель в то время не использовал конструкцию откидных крыльев. Известно, что созданием данного проекта занимался и Ростислав Алексеев - руководитель конструкторского бюро судостроительной техники. Первый товарный образец был представлен уже в 1958 году. Техника имела систему полного привода, силовую установку от Москвича-410 и гребной винт.

ЛуАЗ-967. Самый компактный автомобиль-амфибия, который был выпущен в 1971 году по специальному заказу ВДВ. Машина должна была обеспечивать подвоз военно-технического оборудования, а также буксировать и устанавливать отдельные точки вооружения. Именно этот транспорт послужил основой для создания ЛуАЗ-969 “Волынь”. Сохранившиеся образцы еще несколько лет служили техническим транспортом для проведения военных учений. Лучшим автомобильным заводом было выпущено 2 версии амфибии - с мотором на 27 л.с. и на 37 л.с.

ВАЗ-2111 “Река”. Этот проект являлся первой и единственной амфибией Волжского автозавода. В 1970 годах над разработкой трудился Георгий Мирзоев - конструктор ВАЗ. Он убрал из проекта стандартные гребные винты и решил задействовать вместо них колеса. “Река” строилась на базе ВАЗ-2121. В оснащении предусматривался сперва мотор 1.6, а затем - 1.3. Техника была способна преодолевать преграды со скоростью 5 км/час. На земле ускорение доходило до 110 км/час. Кузов имел открытый борт, 2 съемные двери и плоское лобовое стекло, которое можно было откидывать. Всего было собрано 27 опытных образцов.

Итог. Автомобили-амфибии широко развивались в СССР. Такая техника, как правило, создавалась по специальным заказам Министерств и военной структуры.