Симоновы: создатели подводного оружия
В подмосковном Подольске открыта мемориальная доска, посвященная оружейнику Владимиру Васильевичу Симонову. Выдающегося конструктора не стало 6 мая 2020 года.
За полвека работы в ЦНИИточмаш Владимир Симонов прошел путь от техника-конструктора до ведущего инженера-конструктора. Спутником по жизни и большим помощником в работе для него стала супруга Елена Михайловна, которая также работала в ЦНИИточмаш на должности инженера-конструктора. Много лет они трудились совместно. Симоновы стали создателями уникального оружия – специального подводного пистолета и автомата.
В конце 1950-х годов советские военные все чаще поднимали вопрос о необходимости создания подводного оружия. Считается, что одной из причин стала гибель линкора в Новороссийске. Несмотря на то, что официальных доказательств диверсии не было, эта катастрофа только подкрепила мысли о защите кораблей от реальных подводных диверсантов. В 1967 году с ЦНИИточмаш был заключен договор о разработке подводного огнестрельного оружия для боевых пловцов под шифром ОКР «Моруж» («Морское оружие»).
Считается, что создание любого стрелкового оружия начинается с патрона. В разработке подводного оружия это утверждение особенно актуально – ясно, что обычные боеприпасы «безоружны» в воде. За счет того, что плотность воды в сотни раз превышает плотность воздуха, пуля пролетит всего пару метров в водной среде.
Специалисты ЦНИИточмаш нашли выход из ситуации, создав иглообразную пулю длиной до 115 мм. Сопротивление воды в данном случае снижалось за счет обтекаемой копьевидной формы, а гильза патрона с телескопическим поддоном тормозила выход пороховых газов после выстрела. Разработка новой «пули-иглы» сделала возможным создание первого подводного пистолета СПП-1.
Разработка совершенно нового вида оружия в ЦНИИточмаш была поручена Владимиру Симонову. В это время он работал под руководством своего дяди, известного конструктора Сергея Гавриловича Симонова, который сыграл большую роль в становлении Владимира как специалиста. Кроме того, именно Сергей Гаврилович настоял на переходе в ЦНИИточмаш супруги племянника – Елены Михайловны Симоновой. Выпускница технологического института легкой промышленности, она работала конструктором по швейным машинам на механическом заводе в Подольске. Елена Михайловна долго не решалась и говорила: «Я работаю со швейными машинками и не разбираюсь в стрелковом оружии». Сергей Гаврилович возражал: «В швейной машинке сто деталей, а в автомате – десять. Я знаю, что ты справишься». И в 1969-м Елена перешла на работу в ЦНИИточмаш. Вначале участвовала в разработке 5,45-мм автомата АГ-043 и других образцов вооружений конструкции Сергея Симонова, а затем подключилась к работам мужа.
Создание нового подводного оружия велось непросто. К примеру, для испытаний не хватало специального оборудования и стендов. До появления испытательной базы под Феодосией, тестовые стрельбы из подводного пистолета проводили в самой настоящей реке: Владимир Симонов сам опускал руку с пистолетом в воду и стрелял. Несмотря на все трудности, Елена Михайловна вспоминала, что им нравилось конструировать вместе. Симоновы трудились совместно на протяжении многих лет. Владимир Васильевич – автор 107-ми изобретений, а Елена Михайловна – 75-ти. Но, главным их «детищем» стало именно подводное оружие – пистолет и автомат, до сих пор не имеющие аналогов в мире.
СПП-1 (Специальный Пистолет Подводный) был принят на вооружение в 1971 году. Конструкция его – уникальна. Пистолет имеет блок из четырех гладких стволов, каждый из которых стреляет поочередно иглообразными пулями калибром 4,5 мм. Кстати, их длина почти равна длине стволов. Мощность и дальность зависит от глубины: до 5 метров она составляет 17 метров, а на глубине 20 метров – 11 метров. Перезарядить пистолет под водой можно всего за пять секунд. В наши дни военные продолжают использовать немного модернизированную версию данного пистолета – СПП-1М. Впрочем, отличия от первоначального варианта – незначительные, в основном в ударно-спусковом механизме.
Работа по созданию подводного автомата началась в 1970 году в рамках ОКР «Моруж-2», ответственным исполнителем которых был Владимир Симонов. С калибром боеприпаса определились еще в 1971 году, а вот испытания опытных образцов подводных пулеметов продолжались. Было решено продолжить отработку подводного автомата в рамках ОКР «Моруж-3».
Владимир Васильевич решил кардинально изменить подход к разработке. По словам его коллеги Петра Ивановича Сердюкова, инженер-конструктора ЦНИИточмаш, Симонов пошел по другому пути: «Давай, говорит, посмотри, как будет вести себя обычный автомат Калашникова под водой. Со склада взяли образец автомата Калашникова. Не знаю, с какой целью, но в нем была изменена газовая камера. Подпружиненный поршень был отделен от затворной рамы. Для проверки работоспособности автомата под водой все подходило».
Автомат нормально стрелял под водой и перезаряжался. Таким образом была подтверждена идея разработки подводного оружия по обычной газоотводной схеме. Так как обычные пули в воде далеко бы не улетели, решено было использовать длинные пули калибра 5,66 мм. На глубине пять метров они способны поразить цель на расстоянии 30 метров.
В этом году подводный автомат Симоновых справляет свой 50-летний юбилей – впервые он выстрелил в 1972 году. Спустя три года был принят на вооружение Военно-морского флота. При этом Симоновы не приостанавливали работу над совершенствованием своего оружия. К примеру, в первоначальном варианте автомата был регулируемый газовый режим, то есть при переходе из воды на сушу нужно было перевести флажок регулятора. Позже Симоновы придумали саморегулируемую газовую камеру.
На протяжении многих лет супруги не оставляли «подводную» тематику, в частности, разработали техническое задание на создание береговых подводных пулеметов. Даже будучи уже на пенсии, Владимир Васильевич и Елена Михайловна продолжали трудиться, например, создавали новое охотничье оружие – всего было изготовлено 25 образцов.
Фото и видео: ЦНИИточмаш