Если у нас будет 100-150 ракет дальностью на 1500 км, мы сможем уничтожить завод в 70 км от границы с Россией
Украинский военный эксперт Валентин Бадрак призвал уничтожить российский ВПК, ударив ракетами по нашим военным заводам. Свой «стратегический» план он озвучил в эфире одного из местных телеканалов, пояснив, что только так можно заставить Кремль задуматься, стоит ли «вторгаться» на Украину.
«Если мы будем иметь 100-150 ракет дальностью на 1500 км, мы сможем уничтожить завод в 70 км от российской границы, который производит ракеты», - заявил эксперт.
Тот факт, что у Киева таких ракет нет, для него – не проблема. Топливо для них, по его словам, уже готов изготовить Павлоградский химический завод.
Эксперт напомнил, что в 2016 году на Украине было принято решение произвести ракеты «Нептун» с дальностью поражения 280 км, в 2020 они были приняты на вооружение, а в 2021 был заказан первый дивизион. Поэтому он уверен: если конструкторам поставить задачу сделать ракеты с дальностью поражения 500 км, то они прекрасно с этим справятся.
У Украины, считает Бадрак, на сегодняшний день имеются технологии, позволяющие создать подобные снаряды. Правда, единственный способ их запустить – сделать это с самолета. Другими возможностями доставки оружия на такие расстояния, по его признанию, Киев пока не располагает.
Многим украинским политикам и экспертам, в принципе, свойственно в последние годы делать подобные воинственные заявления.
Тот же Бадрак ранее призывал «показать зубы Кремлю» и разместить ради членства в НАТО на территории Украины американскую базу ПРО. Но теперь, подогретый истерикой о «вторжении», он, видимо, дошел уже до крайней степени неадекватности.
Поэтому бред не в меру разбушевавшегося украинского «эксперта» в комментариях не нуждается.
Вопрос в другом: может ли Украина, в принципе, надавить каким-то образом на наш военно-промышленный комплекс?
Ведь оборонно-промышленные связи между Россией и Украиной имеют исторические корни. В советское время 35% всей промышленности УССР работало на оборонный комплекс нашей общей страны - СССР. Даже, когда Союз распался, эти связи еще оставались достаточно крепкими, и мы закупали у «незалежной» самую разную военную продукцию – газотурбинные силовые установки для кораблей, двигатели для вертолетов, самолетов и крылатых ракет, а также многое др.
Только после известных событий 2014 года российско-украинское военно-техническое сотрудничество по инициативе новых киевских властей было разорвано.
Остались ли у Киева рычаги, чтобы давить на наш ВПК?
Этот вопрос «СП» адресовала директору по развитию Фонда содействия технологиям XXI века Ивану Коновалову:
- После Майдана, как известно, новые власти Украины взяли курс на разрыв всех связей с Россией, в том числе и в военно-технической сфере. Это, конечно, создало для нас определенные сложности, но не критические.
Были проблемы с поставками двигателей для наших вертолетов, которые осуществлял запорожский завод «Мотор Сич». Но мы развернули производство на «ОДК-Климов» в Петербурге, и в течение одного года стали выпускать двигатели полностью из российским комплектующих. Там объемы все еще не такие большие. Тем не менее, сам процесс запущен, и серийное производство есть.
Была также история с газотурбинными установками для наших первых двух фрегатов проекта 22350. Их разработчиком и изготовителей выступало украинское предприятие «Зоря-Машпроект» из Николаева. Однако российской стороной заказ так и не был получен. Тем не менее, и этот вопрос был, в конце концов, решен - российские редукторные агрегаты стали выпускать на ПАО «Звезда» в Санкт-Петербурге. И сейчас оба фрегата уже находятся в строю ВМФ России.
Опять же, Украина производила разную мелкую номенклатуру для российских предприятий ВПК – запчасти, материалы и т.д. После разрыва всех связей это как раз стало проблемой украинской «оборонки», поскольку она была ориентирована на российских партнеров, с которыми в единую производственную цепочку ее интегрировали еще со времен СССР.
Нельзя сказать, что после разрыва отношений с Украиной ситуация для нас была идеальной. Российский ВПК ощутил определенные сложности. Но в рамках общей программы импортозамещения большинство этих вопросы были решены. Не все, понятное дело. Однако то, что касается украинского направления, решено фактически полностью.
«СП»: - А как в этом плане себя чувствует Украина?
- Украина как раз понесла основные потери. Ее военно-промышленный комплекс, по сути, погиб, точнее уничтожен. Тут руку приложили и новые власти, находящиеся в Киеве. А также европейские и американские оборонные компании, которым не нужны украинские предприятия. И они их уничтожают сознательно.
Показательный пример – ситуация с тем же «Мотор Сич». Завод пытались спасти, пригласив китайских инвесторов. Те даже успели серьезно вложиться, но вмешались американцы, которые заставили Киев расторгнуть соглашение с бизнесменами из КНР. Пекин, естественно, подал судебный иск, и чем все это закончится, еще неизвестно.
Но сам завод уже фактически погиб. А Украина, соответственно, получила огромные финансовые и имиджевые потери. И это лишь один из примеров.
Во времена СССР на Украине были созданы очень серьезные оборонно-промышленные мощности. Причем по некоторым направлениям были созданы полностью законченные линии производства вооружений. Например, танки Украина могла производить сама – технология была отлаженная. Военно-транспортные самолеты – этим занимался завод «Антонов».
Они могли производить определенные вооружения, в том числе и для поставки на международный рынок. Но Западу это ненужно. Зачем европейскому Airbus и американскому Boeing такой конкурент, как «Антонов»? Поэтому они его уничтожили.
А обратите внимание, как действуют британцы?
«СП»: - Британия активно накачивает Украину оружием…
- Они просто завалили Украину своим оружием, которое устарело и им самим не нужно. Причем, поставляют ведь не бесплатно – заставляют покупать. Новое вооружение, правда, тоже везут. Например, передали уже порядка 1000 штук реактивных гранат NLAW.
В то же время, в ВПК Украины единственное, что сохранилось, это как раз производство противотанковых ракетных комплексов. Все это время они худо-бедно эту линейку сохраняли.
Но, если у них есть свое, зачем же они британское покупают? Где логика? А логика простая: британцы с американцами давят изо всех сил, чтобы самим украинцам невыгодно было производить. Чтобы они только покупали.
Англичане всучили им старый ледокол, навязали контракт на создание военных кораблей. Для Украины эти суммы неподъемные, а платить-то придется.