Войти в почту

Техника: подготовка к новому сезону

Обновление парка сельхозмашин постепенно увеличивается. В 2020 году российские аграрии приобрели 59 тысяч единиц сельхозтехники, в прошлом 2021 году - на 6,7% больше. Активнее других закупали новые машины хозяйства Краснодарского и Алтайского краев, Ростовской и Волгоградской областей. Значительная часть техники покупается с поддержкой государства по льготным лизинговым программам. Так, в «Росагролизинге» с помощью этого инструмента сельхозпроизводители приобрели в прошлом году порядка 10,5 тысяч единиц машин и оборудования. Кроме тракторов и комбайнов на льготных условиях приобретались оборудования для маркировки, техники для садоводства и питомниководства, оборудования для гидропоники, а также инновационное оборудование.

Техника: подготовка к новому сезону
© АГРОXXI

По мнению генерального директора «Росагролизинга» Павла Косова, техническая модернизация российских сельхозпредприятий столкнулась с рядом вызовов: рост цен на сельхозтехнику и оборудование, дефицит техники и очереди на ее приобретение и общая макроэкономическая волатильность. В этих условиях «Росагролизинг» продлил льготные условия на приобретение техники до 28 февраля. До конца зимы можно приобрести необходимую технику к посевной с каникулами по основному долгу до 1 сентября.

Начать сезон с новой техникой хорошо, работ по ее подготовке к выходу в поле обычно не так много. Но и уже имеющуюся важно правильно расконсервировать после зимнего хранения.

Правила расконсервации

Тем, кто начинает весенние работы на существующей в хозяйстве технике, предстоит расконсервация сельхозмашин. Рекомендации технических специалистов компании «Ростсельмаш», представленные в тексте, будут полезны и тем, кто использует трактора других производителей.

Итак, если трактор утеплялся на зиму, то сначала нужно снять утеплитель капота. В холодное время он спасал двигатель от теплопотерь, а теперь настал черед отнести его на склад и оставить трактор в первоначальном виде. Если трактор правильно поставили зимнее хранение, то для подготовки машины к сезону нужно просто выполнить все операции в обратном порядке.

Прежде всего, проверяем все полости на отсутствие грызунов и их гнезд. Затем очищаем все ранее покрытые защитными, антикоррозийными или смазочными составами поверхности и элементы, не забываем шток гидроцилиндра и гибкие шланги гидро- и пневмосистем.

Удаляем герметизирующие элементы из всех закрытых на хранение отверстий. Это, прежде всего, выхлопная труба, сапуны топливного бака и картера двигателя, воздухозаборник.

Очищаем шины от защитного состава, проверяем визуально на наличие критичных повреждений. Это, например, доходящие до корда трещины боковины, расслоения и вздутия плечевой и бортовой зоны и пр. Протягиваем гайки (крест-накрест), проверяем затяжку болтов крепления оси. Опускаем машину на колеса и накачиваем шины до рабочего давления.

Проверяем на наличие повреждений и при их отсутствии устанавливаем на места все снятые ремни: на генераторе, компрессоре, вентиляторе, водяной помпе и/или подтягиваем их до нормативных значений. Вручную проворачиваем механизмы, проверяя их функционирование.

Заменяем масла в картере, редукторах, дифференциалах, коробке передач и т.д. Дело в том, что в больших корпусных деталях за время простоя неизбежно образуется конденсат. Смешиваясь с водой, масла превращаются в эмульсии и теряют свои свойства. Сливаем отстой (осадок) из топливных баков. Проверяем уровень рабочей жидкости в системе охлаждения ДВС, заливаем воду в бачок омывателя. Проверяем патрубки, соединения, магистрали систем на отсутствие течей.

Меняем смазку, находившуюся в непосредственном контакте с окружающей средой, в том числе на штоках цилиндров рулевого управления. Если машина хранилась на открытой площадке, меняем консистентную смазку шарниров навесного устройства и сочленения полурам.

При хранении на открытой площадке устанавливаем на место снятые ранее элементы бортовой электросистемы. Заряжаем аккумуляторы. Зачищаем клеммы, устанавливаем батареи на штатные места, подключаем кабели: сначала «+», затем «-».

Проверяем предохранители, включаем зажигание и дожидаемся самодиагностики электросистемы. Если все в порядке, и грызуны ничего не перегрызли, можно приступать к пробному запуску двигателя.

Важно помнить о мерах безопасности при проведении работ по расконсервации сельхозтехники в помещении: свободный доступ к аварийным выходам, наличие исправных огнетушителей, работоспособность вентиляции (либо свободный ток воздуха в/из помещения).

Выполняем запуск двигателя. Работа стартера не должна превышать 30 с. Если запуск не удался, ждем, пока остынет мотор стартера. Если запустить мотор не удалось, открываем руководство по эксплуатации или обращаемся к техническим специалистам. Если двигатель запустился без проблем, проверяем на слух - нет ли посторонних шумов. Даем двигателю прогреться при частоте вращения коленвала не выше 1000 об/мин до того момента, пока давление масла в двигателе не достигнет нормального значения. После прогрева проверяем работу рулевого управления и тормозной системы на месте. Проверяем работу сцепления и КПП (включение передач/диапазонов). Проверяем работу электрооборудования и вспомогательных систем — фары, стеклоочистители, А/С, кондиционер и т.п. Если все в порядке. Трактор готов к выходу в поле.

И немного о перспективах

Начиная с нынешнего года ситуация в отечественном сельхозмашиностроении постепенно должна улучшаться. Производители сельхозтехники и оборудования получат федеральное финансирование на разработку и выпуск новых видов продукции. Субсидии будут также предоставляться на модернизацию действующих производств.

Государство поддержит создание наиболее востребованных видов мелкосерийной техники и оборудования - свеклоуборочных, картофелеуборочных и льноуборочных комбайнов, техники для садоводства и виноградарства. Субсидия покроет до 60% затрат на модернизацию производств, разработку и выпуск новой продукции, включая расходы на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Модернизация производства не должен превышать пяти лет, а созданию новой продукции – восьми лет. Вся работа будет вестись в рамках государственной программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности».

Лариса Южанинова

При подготовке статьи использована информация Минсельхоза РФ, Минпромторга РФ, АО «Росагролизинг», ПАО «Ростсельмаш».

Фото: pixabay.com